Наука административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

«Административное право» принято рассматривать в трех значениях: как отрасль права, наука и учебная дисциплина.
Но если административное право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение, то наука административного права исследует нормы административного права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе.

Содержание

Вопрос 1. Наука административного права………….……………………
Вопрос 2. Сущность и субъекты межотраслевого государственного управления…………………………………………………………………….
Задача…..…………………………………………………………………….
Тестовые задания…………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА АП Р Вариант 4 - копия.docx

— 49.66 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вопрос 1. Наука административного права………….……………………

3

Вопрос 2. Сущность и субъекты межотраслевого государственного управления…………………………………………………………………….

 

9

Задача…..…………………………………………………………………….

15

Тестовые  задания…………………………………………………………….

17

Список  использованной литературы…………………………………….

19


 

 

ВОПРОС 1. НАУКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

«Административное право» принято рассматривать в трех значениях: как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Но если административное право как совокупность юридических  норм предписывает соответствующее  поведение, то наука административного  права исследует нормы административного  права, классифицирует и систематизирует  их, объединяет в правовые институты  и представляет в определенной системе. Наука административного права  выявляет эффективность административного  законодательства и практики его  применения. Итоги научных исследований отражаются не в нормах, а в научных выводах, обобщениях, предложениях. Формами реализации научных достижений являются научные доклады, статьи, книги, учебники.

Административное право  как наука — это составная  часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений  о законах, регламентирующих отношения  в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного  законодательства, о принципах административного  права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.1

Наука раскрывает теоретические положения об отрасли административного права и предмете ее регулирования. Она исследует такие правовые проблемы, как сущность государственного управления, его организацию в различных областях государственной деятельности, формы и методы его осуществления; административно-правовой статус органов исполнительной власти, граждан и организаций; прохождение государственной службы и статус государственных служащих; административный процесс и ряд других.

Предметом изучения науки административного права являются общественные отношения, которые возникают при формировании и функционировании государственной администрации, административного судопроизводства, и система регулирующих их административно-правовых норм.

У административно-правовой теории, как  у всякой отраслевой юридической  науки, более широкий предмет, чем  у отрасли права.2

Во-первых, наука обязана изучать  и нормы, и соответствующие им общественные отношения, выявлять качество тех и других, анализировать влияние  норм на социальные процессы, особенности  их реализации.

Во-вторых, научный анализ административно-правовых явлений предполагает изучение их динамики, их прошлого, выявление процессов  их развития.

В-третьих, наука обязана «заглядывать»  в будущее, разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры  и деятельности государственной  администрации, системы административно-правового  регулирования, административного  судопроизводства. В настоящее время  первостепенное значение имеет разработка проблем улучшения административно-правового  обеспечения реализации и защиты прав граждан, государственного регулирования  экономических отношений в условиях существования частной собственности.

В-четвертых, наука призвана выявлять наиболее существенные признаки, связи  административно-правовых явлений, принципы их функционирования.

 

В предмете науки административного  права можно выделить такие части:

1) административно-правовые категории;

2) действующие и отмененные нормы административного права;

3) анализ практики реализации норм административного права;

4) система рекомендаций по совершенствованию правовых норм, практики их реализации, а также используемых научных категорий.3

Предмет науки административного  права тесно связан с предметом  административно-правового регулирования. Предмет административно-правового  регулирования - это вид управленческих общественных отношений, требующий  административно-правовой формы регулирования. В свою очередь правовые нормы, регулирующие эти отношения и образующие отрасль  права, являются предметом познания, в процессе которого формируются  знания об административном праве.

Функциями российской науки административного  права являются:

  • теоретическая – способствовать развитию юридической науки, общей теории социального управления;
  • прикладная – разрабатывать рекомендации по совершенствованию правового регулирования, деятельности государственной администрации, административного судопроизводства, создавать необходимые условия для изучения административно-правовых явлений (подготовка учебников, монографий, статей и т. п.), пропагандировать правовые знания;
  • воспитательная – способствовать развитию необходимых навыков, подходов, принципов поведения у граждан, служащих, понимания ими необходимости государственного регулирования социальных процессов, необходимости реализации административно-правовых обязанностей, нетерпимости к их нарушениям, к коррупции.

Административно-правовая доктрина тесно  связана с другими ветвями  древа юридической науки. Она  активно использует положения и  понятия, выводы и предложения общей  теории государства и права, конституционного и других отраслей права и, в свою очередь, обогащает их своими творческими  достижениями (об исполнительной власти, ее правотворчестве, методах деятельности, об административном принуждении и т. д.). В исследовании правовых институтов административное право как сравнительно молодая наука опирается на достижения более старых, более специализированных наук. Так, в решении вопросов административной ответственности используются положения науки уголовного права; вопросов метода регулирования, административного договора – науки гражданского права; вопросов государственной службы – трудового права и т. д. Административно-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права. Следует упомянуть и о полезном взаимодействии административно-правовых исследований с исследованиями по трудовому, семейному и другим отраслям юридической науки.

Наука административного  права взаимосвязана с наукой управления и другими административными  науками (социология управления; психология управления; информация и управление; административная информатика; модернизация управления; финансовый контроль; современный  менеджмент в системе работы с  персоналом управления), а также  со многими отраслями юридической  науки (общая теория государства  и права; конституционное право; гражданское право; экологическое  право; финансовое право; трудовое право; уголовное право; процессуальное право  и пр.).

Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: Общей и Особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права.

Система науки административного  права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм, правовых институтов и подотраслей административного права и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой административного права, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.

Задачами административно-правовой науки является выявление проблем  административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной  управленческой деятельности.

Нормативную основу науки  административного права составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, регулирующие различные стороны государственного управления.

Теоретической основой науки  административного права служат как другие науки (философия; наука  социального и государственного управления; общая теория государства  и права; политология и социология), так и научные труды отечественных  и зарубежных ученых. Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства (федерального и субъектов РФ) и «административного правотворчества» органов исполнительной власти (например, постановления о системе органов исполнительной власти и их структуре).

Методологической основой  науки административного права  являются исторический, сравнительно-правовой, логический, формально юридический  и другие методы научного исследования. Используя методы научного анализа (исторический, логический, формально-юридический, социологический, сравнительно-правовой), наука административного права способна раскрыть проблемы современного правового регулирования управленческой деятельности.

Наука административного  права использует прежде всего специально юридический и сравнительно-исторический методы.

С помощью специально юридического метода осуществляется изучение норм права и правоотношений. Этот метод  включает такие приемы, как описание и анализ административно-правовых норм и правоотношений, их объяснение, толкование, классификацию. Это логические приемы исследования. В рамках формально-догматического метода особенно значительна роль классификации  и систематизации. При классификации  посредством группировки административно-правовых явлений и понятий сопоставляются эти понятия, что помогает составить  более полное представление о  каждом из них в отдельности и  об исследуемом предмете в целом.

Сравнительно-исторический метод исследования представляет собой  исторический подход к анализу и  оценке важнейших категорий государственного управления и административно-правовых институтов. Наука административного  права не может игнорировать все то ценное и позитивное, что было накоплено административным законодательством России и что представляет собой ее вклад в общий потенциал мировой правовой культуры.

Охарактеризованные методы связаны между собой и каждый из них может применяться в  сочетании с другими. Все эти  методы имеют общее основание, которое  определяется общим свойством того предмета (объекта), который изучается  и познается, - административного  права.

 

 

 

ВОПРОС 2. СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МЕЖОТРАСЛЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Успешное решение задач государственного управления в различных отраслях социально-политической, социально-культурной и экономической деятельности во многом зависит от организации и осуществления межотраслевого управления.

Сущность межотраслевого управления составляют:

  • определение основных направлений социальной политики государства, разработка целевых, комплексных и иных федеральных и региональных программ развития отраслей управления;
  • объединение и координация отраслевых систем управления в реализации социальных межотраслевых программ и задач государственного управления;
  • обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления;
  • реализация программ и задач, выходящих за пределы той или иной отрасли государственного управления, а также решение вопросов, имеющих смежное или общегосударственное, межрегиональное и региональное значение.

Особенность межотраслевого управления состоит в том, что  оно осуществляется по отношению  к организационно не подчиненным объектам управления и непосредственно не касается их компетенции по самостоятельному осуществлению управления соответствующей отраслью.

Межотраслевое государственное  управление - такой принцип организации  государственного управления, когда  управление осуществляется органами исполнительной власти, наделенными полномочиями надведомственного характера по отношению к предприятиям, организациям и другим объектам управления, которые ему организационно не подчинены.

Содержанием межотраслевого управления является осуществление  данными органами исполнительной власти межотраслевой координации функционального  регулирования по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, Федеральная  антимонопольная служба, Федеральная  служба по тарифам).4

Сферы межотраслевого управления предопределяются задачами и функциями государства, потребностями развития отраслей управления, необходимостью направления имеющихся ресурсов на решение наиболее важных и перспективных социальных задач государства.

К числу наиболее важных сфер межотраслевого управления относятся: прогнозирование, программирование и  планирование в социально-экономической сфере; трудовые ресурсы; финансы; окружающая среда; стандартизация, метрология и сертификация; статистика; безопасность и др.

Информация о работе Наука административного права