Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:04, курсовая работа
Целью этой работы является раскрытия организационно-правовых основ управления юстиции. Основное внимание сосредоточено на анализе структуры и системы органов юстиции Украины, его задачах и функциях по управлению органами юстиции.
Введение 3
Раздел 1.Министерство юстиции: задачи, функции,
история становления и организационно-правовые основы 5
1.1.История становления и развития Минюста в Украине 5
1.2.Организационно-правовые основы управления юстицией,
задачи и функции 6
Раздел 2. Система и структура органов юстиции Украины 11
Раздел 3. Организация Министерством юстиции Украины
нормотворческой и правовой работы 14
Раздел 4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении
работы судов, нотариата, органов регистрации актов
гражданского состояния и адвокатуры 18
4.1.Обеспечение работы судов 18
4.2.Обеспечение работы нотариата 19
4.3.Обеспечение работы адвокатуры 20
4.4.Обеспечение работы органов регистрации актов
гражданского состояния 21
Заключение 24
Список используемой литературы 25
— организовывает
экспертное обеспечение правосудия,
формирует государственный
— организовывает ведение делопроизводства в судах (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов);
— обеспечивает ведение судебной статистики;
— организовывает
в порядке, установленном
С целью четкого выполнения возложенных на Министерство юстиции Украины задач и функций ему предоставлено право4:
— привлекать ученых, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;
— образовывать, в случае необходимости, по согласованию с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти, в границах своей компетенции, комиссии и экспертные группы, привлекать на договорной основе специалистов для подготовки проектов актов законодательства, осуществления их экспертизы и предоставления консультаций;
— получать
в установленном
Раздел
2. Система и структура
органов юстиции
Украины
Министерство юстиции Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через образованные в установленном порядке Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, районные, районные в городах (городов областного подчинения) управления юстиции, предприятия, учреждения и организации, которые относятся к системе его управления. Система органов управления в области юстиции закреплена Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 апреля 1998 г. «О системе органов юстиции». Ее составляют: Министерство юстиции Украины; Главное управление юстиции в АРК, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, городские (городов областного подчинения) управления юстиции, районные в городах отделы государственной исполнительной службы соответствующих управлений юстиции.
Территориальные управления юстиции оказывают содействие местным органам исполнительной власти, предприятиям и организациям государственного сектора экономики в усовершенствовании правовой работы, предоставляют методическую помощь юридической службе относительно усиления ее влияния на обеспечение законности деятельности этих органов, приведение ведомственных нормативных актов в соответствие с действующим законодательством и т. п.
Минюст Украины возглавляет Министр, которого по представлению Премьер-министра Украины назначает на должность Президент Украины.
Министр как член Кабинета Министров Украины лично отвечает за разработку и внедрение Программы деятельности Кабинета Министров Украины в части проведения государственной правовой политики, государственной политики по вопросам гражданства, межнациональных и миграционных отношений, осуществляет управление порученной ему сферой, отвечает за ее состояние и развитие.
Министр несет персональную ответственность перед Президентом Украины за выполнение положенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции Минюста Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности в министерстве образовывается коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, председателя Государственного комитета Украины по делам религий, руководителей правительственных органов государственного управления, а также других руководящих работников министерства.
В состав коллегии могут входить руководители управлений юстиции.
Решение коллегии проводится в жизнь приказами Министра юстиции Украины.
В
организационную структуру
Центральный аппарат Министерства юстиции Украины имеет такую структуру:
департамент организационного обеспечения деятельности судов;
департамент государственной исполнительной службы;
департамент методологического руководства правовой работой и правовой информацией;
отдел регистрации общественных формирований и ведомственных нормативных актов;
отдел регистрации актов гражданского состояния;
отдел правовой помощи населению;
отдел кадров;
финансово-экономический отдел;
отдел материально-технического обеспечения и капитального строительства;
общий отдел и др5.
Управление Министерства юстиции Украины в областях создаются согласно законодательству Украины. В своей деятельности они подчинены центральному аппарату Министерства юстиции и осуществляют на местах функции исполнительной власти в области юстиции. Они выполняют свои задачи через соответствующие отраслевые службы, которые создаются в соответствии с основными направлениями деятельности, а также через городские и районные отделы юстиции. В составе управления юстиции есть следующие отделы:
— организационного обеспечения деятельности судов;
— государственная исполнительная служба;
— методологическое руководство правовой работой и правовой информацией;
— регистрации общественных формирований и ведомственных нормативных актов;
— регистрации актов гражданского состояния;
— правовой помощи населению и др.
Согласно
ст. 12 Положения «О Министерстве юстиции
Украины» для рассмотрения научных
рекомендаций и других предложений
относительно основных направлений развития
правовой системы Украины в Министерстве
юстиции Украины могут быть образованы
научный, научно-консультативный советы
и прочие органы государственного и координационного
характера.
Раздел
3. Организация Министерством
юстиции Украины нормотворческой
и правовой работы
Для
обеспечения успешной нормотворческой
работы министерств, других центральных
органов исполнительной власти Минюст
Украины определил такие
— совершенствовать систему планирования основ в нормотворческой работе, которая будет оказывать содействие обеспечению проведения качественного анализа действующих нормативных актов, разработке основоположных проектов, больших по объему и сложных по содержанию;
— обеспечивать на необходимом уровне теоретические требования в части нормотворчества, используя предшествующее законодательство по вопросам, которые составляют содержание готовящегося проекта; выявлять нормативные акты, которые будут терять действие в связи с принятием новых нормативных актов;
— систематизировать законодательство на надлежащем научно-практическом уровне как единую согласованную систему.
Нормопроектирование может отвечать требованиям неуклонного, принципиального, последовательного осуществления правовой политики государства в соответствии с нормами мировой практики.
Минюст Украины является координирующим правительственным органом по организации выполнения требований Совета Европы относительно приведения национального законодательства в соответствие с нормами и стандартами Совета Европы.
Важная роль принадлежит образованному при Минюсте Центру сравнительного права и Центру переводов актов европейского права. Так, основной задачей первого из них может стать проведение аналитических исследований соответствия законодательства Украины законодательству ЕС, участие в разработке, с учетом основных положений законодательства ЕС, конкретных важнейших проектов нормативно-правовых актов Украины, предоставление квалифицированных консультаций по вопросам права ЕС.
Одним из важных направлений работы Министерства юстиции и его органов на местах остается государственная регистрация ведомственных нормативных актов, которая осуществляется путем проведения их правовой экспертизы.
С целью подъема этой работы на более высокий уровень разработана Концепция проведения экспертизы нормативных актов, в соответствии с которой планируется предоставление этому процессу четких организационных рамок, привлечение к участию в нем ведущих юристов страны. Впервые в Украине была подготовлена Программа учебного курса «Техника юридического нормотворчества» и организована постоянно действующая Школа нормопроек-тировщиков, в которой проведен первый цикл занятий.
В связи с утверждением изменений в Положение о Министерстве юстиции Украины ему предоставлено право проверять в министерствах, других центральных и местных органах исполнительной власти, учреждениях и организациях состояние организации нормотворческой деятельности, вносить предложения относительно устранения выявленных недостатков и нарушений и привлечения к ответственности виновных должностных лиц, а также отменять решения о государственной регистрации нормативно-правовых актов местных органов исполнительной власти, учреждений и организаций. Указанные полномочия Минюста будут оказывать содействие обеспечению более действенного контроля за качеством нормотворческой работы соответствующих органов, проведению правовых экспертиз нормативно-правовых актов, защиты прав граждан, предприятий, учреждений и организаций6.
Органы юстиции осуществляют правовую экспертизу и государственную экспертизу нормативно-правовых актов областных, Киевской и Севастопольской городских и районных государственных администраций.
Среди задач, возложенных государством на Министерство юстиции Украины относительно осуществления государственной правовой политики, важное место занимает обеспечение систематизации законодательства Украины.
С
целью устранения дублирования, пробелов,
противоречий и несогласований законодательства
Министерством юстиции
Весомым фактором в осуществлении правовой реформы является ведение государственных реестров. Минюстом Украины создана довольно широкая система Государственных и Единых реестров для обеспечения функционирования единой системы правовой информатизации.
Так, согласно Указу «О Едином государственном реестре нормативных актов» и Постановлению Кабинета Министров Украины «О внедрении Единого государственного реестра нормативных актов и осуществления правовой информации Украины» Министерством юстиции и информационно-аналитическим центром «Лига» ведутся работы относительно создания и обеспечения ведения Единого государственного реестра нормативных актов как автоматизированной системы: собирание, накопление и обработка актов законодательства.
Информация о работе Министерство Юстиции, его структура и задачи