Методы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия и содержания методов государственного управления.
Цель работы предопределила перед нами постановку следующих задач:
- дать определение государственного управления;
- изучить содержание методов государственного управления.

Содержание

Введение 5
1 Понятие и сущность государственного управления 8
1.1 Сущность и основные признаки государственного управления 8
1.2 Цели и функции государственного управления 13
2 Методы государственного управления 17
2.1 Понятие административно-правовых методов 17
2.2 Виды методов государственного управления 21
2.3 Сущность убеждения и принуждения 26
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Методы государственного управления.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

      В-седьмых, практически в правовых актах  управления можно обнаружить органическое сочетание экономического содержания и административно-правовой формы. Так, указы Президента РФ о повышении  уровня заработной платы отдельным  категориям работников, о материальных компенсациях в связи с инфляцией, несомненно, затрагивают материальные интересы, являясь в то же время юридической формой реализации государственно-управленческих функций. Экономические рычаги управляющего воздействия, следовательно, приобретают жизненность не сами по себе, а с помощью административно-правовых средств.

      Конкретное  содержание административно-правовых методов достаточно разнообразно. Это - установление правил поведения в  сфере государственного управления общеобязательного или частного характера; утверждение конкретных (адресных) заданий; предписания о совершении определенных действий; назначение на должности; удовлетворение законных притязаний участников регулируемых отношений; запрещение определенных действий; выдача разрешений различного рода; осуществление регистрационных действий; проведение контроля и надзора; материальное и моральное поощрение; применение материальных санкций; разрешение споров между участниками управленческих отношений; установление стандартов; оформление государственных заказов; применение административно-принудительных мер и т.п.

      2.3 Сущность убеждения и принуждения

 

      Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна собственная  основа формирования государственных  учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.

      Управление  делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и  правопорядка осуществляются с помощью  активных способов целенаправленного  воздействия на сознание и поведение  людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления - убеждение и принуждение.

      Проблема  убеждения и принуждения в  современном обществе - это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.

      Убеждение и принуждение как методы государственного управления - явления социальные, поскольку  они реализуются в связях между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления.

      Социальное  назначение и эффективность этих методов определяются тем, что они:

      а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества;

      б) должны находиться в неразрывном  единстве;

      в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества;

      г) основаны на соотношении убеждения  и принуждения, обусловливаемом сущностью и состоянием общества и государства, которое может быть тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.

      Российское  государство, будучи по самой своей  природе демократическим государством, не может строить отношения с  населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с нормами права. Убеждение и принуждение используются государством не во имя каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

      Следовательно, суть соотношения убеждения и  принуждения состоит в том, что  они взаимно дополняют друг друга, способствуя достижению одних и  тех же целей.

      Главное заключается в том, что государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную  деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в современном обществе13.

      В качестве основного метода своей  деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в  необходимости сознательного и  добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов Российской Федерации. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.

      При воздействии на сознание людей путем  убеждения у личности создаются  внутренние моральные стимулы, потребность  правомерного поведения, принуждение  же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.

      Таким образом, под содержанием убеждения  и принуждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие  в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов  административного права.

      Содержание метода убеждения весьма разнообразно и выражается в воспитательной, организаторской и пропагандистской работе, в разъяснении решений, принимаемых органами государственной власти, в широкой системе поощрений.

      Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным средством воздействия в отношении отдельных лиц, нарушающих нормы поведения в обществе. Поэтому государство, защищая права и свободы граждан, интересы общества, принуждает лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возникает объективная необходимость применения принуждения. При этом органы государственного управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и организованности.

      Принуждение обусловлено объективными потребностями  развития общества, является свойством  государственной власти, поскольку оно - необходимый элемент всякой социальной организации и "качество всякой власти".

      Государственное принуждение в зависимости от характера общественно опасного деяния (события) и непосредственного  объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Его цель - заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. Принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.

      Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся: меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование).

      В качестве непосредственного объекта физического принуждения выступают личность и материальное положение юридического лица. Физическое принуждение может выражаться в конкретных мерах, т.е. в определенных ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.

      Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия. Тем самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и государства.

      Назначение  принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых  правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

 

      Заключение

 

      Современная реформа системы государственного управления - это один из шагов в  развитии очередного этапа Российского  государства. Она представляет собой непрерывно развивающийся длительный процесс видоизменения органов государственной власти, и в первую очередь органов исполнительной власти, института государственной службы, приведение их в адекватное состояние с происходящими процессами в обществе и политике.

      Основным  параметром успешно проводимой реформы  государственного управления, определяющим его сущность, являются грамотно поставленные цели и задачи, определение функций  государства, государственного управления, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, государственных служащих и т.д.

      На  начальной стадии этого процесса наблюдалась децентрализация государственной  власти с передачей значительного  числа полномочий на уровень субъектов РФ (1993 - 2000 гг.), затем - централизация государственной власти, усиление роли Президента, выстраивание так называемой вертикали власти при помощи создания федеральных округов, реализация функций государства происходила в значительной мере с помощью федеральных органов исполнительной власти (2000 - март 2004 г.), и, наконец, новый этап - резкое уменьшение реализуемых федеральными органами исполнительной власти функций государства, их передача на уровень субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления и саморегулируемым организациям или вообще ликвидация отдельных функций федеральных органов исполнительной власти за их избыточностью (март 2004 - по настоящее время).

      Современный этап развития нашего общества требует совершенствования и повышения уровня государственного управления. В законах и иных актах государственных органов представительной и исполнительной власти определены конкретные пути улучшения государственного управления. К ним относятся: совершенствование системы и структуры органов исполнительной власти; четкое распределение компетенции между представительной и исполнительной властью; упрочение правовой основы управления общественными процессами; внедрение в управление новейших достижений науки и техники; повышение роли науки в управлении; улучшение дела подбора, расстановки и воспитания кадров управленческого аппарата; повышение профессионального уровня государственных служащих; совершенствование форм и методов работы аппарата управления; повышение уровня дисциплинированности и организованности в аппарате управления; всемерное укрепление законности, борьба с коррупцией и взяточничеством в сфере управления; оптимальное распределение полномочий между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, между последними и органами местного самоуправления, администрацией муниципальных органов.

 

       Список использованных источников

 
    
  1. Конституция Российской Федерации: [от 12 декабря 1993 г.] // Российская газета. - 2009. - 21 января.
  2. Алехин А.П. Административное право / А.П. Алехин. - М.: Юнити, 2007. - 672 с.
  3. Арзамасов Ю.Г. О правовой природе актов государственного управления / Ю.Г. Арзамасов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 5. - С. 22-24.
  4. Бахрах Д.Н. Поощрение в деятельности публичной администрации / Д.Н. Бахрах // Журнал российского права. - 2006. - № 7. - С. 24-25.
  5. Бахрах Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.А. Старилов. - М.: Норма, 2006. - 340 с.
  6. Волкова Л.П. Установление предметов ведения и разграничение полномочий в системе исполнительной власти / Л.П. Волкова // Административное право и процесс. - 2009. - № 1. - С. 23-25.
  7. Грицай Г.И. Об административных регламентах органов исполнительной власти / Г.И. Грицай // Административное право и процесс. - 2009. - № 4. - С. 8-10.
  8. Дедов Д.И. Юридический метод: научное эссе / Д.И. Дедов. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 440 с.
  9. Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Ю.А. Дмитриев. - М.: Юстицинформ, 2007. -      450 с.
  10. Звоненко Д.П. Административное право / Д.П. Звоненко. - М.: Юстицинформ, 2007. - 450 с.
  11. Зотов В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотов. - М.: Питер Пресс, 2007. - 380 с.
  12. Игнатюк Н.А. Муниципальное право / Н.А. Игнатюк. - М.: Юстицинформ, 2007. - 430 с.
  13. Козлов Ю.М. Административное право / Ю.М. Козлов. - М.: Юрист, 2006. - 320с.
  14. Кудряшова Е.В. Вопросы правового регулирования государственного планирования / Е.В. Кудряшова // Журнал российского права. - 2009. - № 10. - С. 22-24.
  15. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие / М.А. Лапина. - М.: Издательство Института проблем риска, 2006. - 450 с.
  16. Лахно П.Г. Теория и методология административно-правового управления реформированием / П.Г. Лахно // Предпринимательское право. - 2008. - № 4. - С. 5-9.
  17. Ливерский А.А. О некоторых теоретических предпосылках административной реформы / А.А. Ливерский // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 17. - С. 11-13.
  18. Мильшин Ю.Н. К вопросу о разрешительной деятельности органов исполнительной власти / Ю.Н. Мильшин // Административное право и процесс. - 2009. - № 1. - С. 8-10.
  19. Нарышкина С.Е. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / С.Е. Нарышкина. - М.: Контракт, 2006. - 470 с.
  20. Осинцев Д.В. Понятие и признаки методов административно-правового воздействия / Д.В. Осинцев // Юридический мир. - 2009. - № 3. -       С. 11-13.
  21. Осинцев Д.В. Система и виды методов административно-правового воздействия / Д.В. Осинцев // Юридический мир. - 2009. - № 7. - С. 22-24.
  22. Попов Л.Л. Административное право / Л.Л. Попов. - М.: Юрист, 2006. - 450 с.
  23. Синюгин В.Ю. О нормативно-правовом обеспечении процессов государственного и муниципального управления реформированием в Российской Федерации / В.Ю. Синюгин // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 17. - С. 8-10.
  24. Сухарев А.С. Проблемы формирования понятийного аппарата в теории административного права / А.С. Сухарев // Административное право и процесс. - 2009. - № 3. - С. 18-20.
  25. Сухарев А.С. Реализация государственной власти. Особенности терминологии / А.С. Сухарев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - № 3. - С. 22-24.
  26. Трегубова Е.В. Административные запреты в юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти / Е.В. Трегубова // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 7. - С. 23-25.
  27. Трегубова Е.В. Дозволения и запреты в административном праве /   Е.В. Трегубова // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 5. - С. 11-13.
  28. Хаманева Н.Ю. Проблемы административно-правового регулирования экономических отношений на современном этапе / Н.Ю. Хаманева // Административное право и процесс. - 2009. - № 5. - С. 8-10.
  29. Чернобель Г.Т. Институциональная детерминанта системы государственного управления / Г.Т. Чернобель // Журнал российского права. - 2008. - № 4. - С. 22-24.
  30. Шерстобоев О.Н. Поощрение в системе административно-деликтного законодательства (на примере иммиграционных правонарушений) /                О.Н. Шерстобоев // Современное право. - 2008. - № 12. - С. 8-10.

Информация о работе Методы государственного управления