Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение понятия и содержания методов государственного управления.
Цель работы предопределила перед нами постановку следующих задач:
- дать определение государственного управления;
- изучить содержание методов государственного управления.
Введение 5
1 Понятие и сущность государственного управления 8
1.1 Сущность и основные признаки государственного управления 8
1.2 Цели и функции государственного управления 13
2 Методы государственного управления 17
2.1 Понятие административно-правовых методов 17
2.2 Виды методов государственного управления 21
2.3 Сущность убеждения и принуждения 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства.
В
узком смысле слова государственное
управление - это деятельность государства
исполнительно-
Такое понимание государственного управления принято в административном праве и основано на ст. ст. 10, 77, 78, 110 - 117 Конституции Российской Федерации и других законодательных актах.
Из вышесказанного видно, что государственное управление, исполнительная деятельность в узком смысле слова, является одной из форм деятельности государства.
Это управление характеризуется рядом признаков. Во-первых, государственное управление характеризуется тем, что в процессе его осуществления реализуются функции государства в межотраслевых сферах (финансы, статистика, техническое регулирование и др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) и в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.); во-вторых, носит государственно-властный характер; в-третьих, государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления; в-четвертых, государственное управление является организующей деятельностью.
Как уже было отмечено, управленческая деятельность реализуется посредством применения различных организационных форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего управленческого механизма.
В зависимости от того, насколько совершенно государственное управление, деятельность государственного аппарата, настолько и он соответствует условиям функционирования государства на том или ином этапе исторического развития.
Государственное
управление практически реализуется
через такие формы
Исходя из вышеизложенного, государственное управление (исполнительная деятельность) может быть определено как одна из форм деятельности уполномоченных на то субъектов, состоящая в практической организации осуществления его задач и функций, в непосредственном повседневном руководстве социально-политическими, социально-культурными отраслями, хозяйственной и межотраслевыми сферами деятельности на основе и во исполнение законов.
Рассмотрев сущность и основные признаки государственного управления, необходимо остановиться на его целях. Цель государственного управления является одним из ключевых понятий. В зависимости от того, какая цель реализуется, будут находиться функции государственного управления, определяться структура государственных органов, их компетенция.
В теории управления, включая теорию государственного управления, целеполагание принято рассматривать "как важнейший системообразующий элемент, исходный, определяющий признак любого управляющего воздействия".
При этом в механизме государственного управления целеполагание рассматривается как процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Главная цель государственного управления определяется сущностью, понятием, а именно - совершенствование системы управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессами, происходящими в отношениях субъекта и объекта управления.
Цели - это то, на что направлена деятельность органов государственного управления.
Цели государственного управления конкретизируются в зависимости от предлагаемых исследователями критериев классификации. Выбрав главным критерием общее и специфическое содержание управленческой деятельности, предлагается выделять следующие цели государственного управления:
социально-экономические
цели, т.е. упорядочение общественной жизни
и удовлетворение публичных интересов;
достижение экономического благосостояния,
построение и поддержание определенной
системы экономических
политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;
организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.
При
таком подходе перечисленные
цели государственного управления фактически
соответствуют устоявшейся в
теории права и государства
Возвращаясь непосредственно к понятию "функции управления", необходимо подчеркнуть, что в науке управления нет единого понятия функций, т.е. направлений деятельности.
Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат. functio) - это исполнение, обязанность, круг деятельности, назначение, отображение, роль, совершение, соответствие. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности8.
В
социально-экономических
Функции занимают особое место в системе управления и играют ключевую роль в ее формировании.
Функция управления как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы.
Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечный результат.
Применительно к государственному управлению под функциями государственного управления принято понимать объективно обусловленные направления властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Это специфическое воздействие государства, причем важно отметить, что оно является целостным.
В функциях проявляются сущность, содержание, цели и задачи управления. Некоторые ученые считают, что функции управления вытекают из задач, стоящих перед государственным органом9.
К общим функциям управления, как правило, относят:
1) сбор и обработка (анализ) социальной информации;
2)
прогнозирование, т.е. научное
предвидение изменений в
3) планирование, т.е. определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств достижения этих целей;
4)
организация, т.е.
5)
регулирование или
6) координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;
7)
контроль и учет, состоящие в
том, чтобы установить, соответствует
или не соответствует
Наряду
с административно-правовыми
В
общепринятом понимании метод означает
способ, прием практического
Следовательно,
метод управления есть средство практического
осуществления функций
Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определенным образом типизировать их в интересах выявления присущих им наиболее значимых свойств и специфических черт.
Наиболее характерно для методов управления следующее.
1.
Они органически связаны с
целевым назначением этого
2.
Они выражают управляющее (
3.
Они непосредственно
4.
Они используются субъектами
исполнительной власти в
5.
Метод управления всегда имеет
своим адресатом
6.
С учетом многообразия приемов
и способов реализации
7.
В методах управления в
8.
Метод управления всегда
9.
Для методов управления
10.
Выбор конкретных методов