Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:12, реферат
В данном реферате освещаются принципы и цели государственного регулирования, раскрываются основные его методы. Также описываются виды и формы экономического вмешательства.
Государственное регулирование – объективная необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики – необходимые условия эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.
Вступление…………………………………………………………..3
Государство - регулятор рыночной экономики………………
Регулирующий субъект…………………………
Внерыночное происхождение государственного дохода…
Императивный статус государства…………………………
Принципы и цели государственного регулирования………….
Общая стратегия государственного
регулирования рыночной экономики……………………..
Правовое регулирование экономики…………………………
Финансовое регулирование…………………………………….
Налоги……………………………………………………….
Инвестиции………………………………………………….
Дотации……………………………………………………..
Учетные ставки…………………………………………..
Регулирование цен…………………………………………
Государственное предпринимательство………………………….
Социальное регулирование………………………………….
Направления социальной защиты……………………….
Гарантия минимума заработной платы…………………….
Обеспечение занятости…………………………………
Индексация фиксированных доходов…………………..
Заключение………………………………………………..
Список литературы………………………………………….
В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:
-или
стабилизация совокупного
-или переход к "равновесным" свободным рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен
-или
увеличение предложения что
Драма
антиинфляционной политики в том, что
первые два средства сулящие наибольший
эффект социально крайне болезненны, а
третье малоэффективно в ситуации "бегства
от денег" подталкивающей предпринимателей
к росту цен а не производства
5.
Финансовое регулирование.
Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Вот почему в широком смысле "финансы" всегда представляют государственно-организованную систему денежных отношений в обществе.
Уже одна эта функция объективно придаст государству роль "регулятора" рыночной экономики Действительно размеры банкнотной (наличной) и депозитной чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).
Однако понятие "финансы" имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся и распоряжении государства ("государственный бюджет"), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулировании государством рыночной экономики.
Основным источником
Хотя размеры тут величина государственных расходов растет еще быстрее. Эта диспропорция объясняется основными направлениями использования государственного бюджета в современном обществе:
- субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально-значимые сферы рыночной экономики, а также оказывать поддержку частным предприятиям, попадающим в кризисную ситуацию ("средства на санацию");
- финансирование
сфер образования, здравоохранения
социального страхования и социального
обеспечения'
- стратегические
инвестиции в производственную
и
социальную инфраструктуру затраты на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские
разработки, на оборону, поддержку экспорта
охрану окружающей среды;
- государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующие прирост дополнительного спроса.
Понятно, что размеры затрат по каждому из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.
В
настоящее время государство
обладает широким "набором" эффективных
финансовых регуляторов: налоги, инвестиции,
дотации, кредиты, ставки учетного процента,
льготы для производящих приоритетную
социальную продукцию, регулирование
цен, финансирование крупных научно-технических
программ, государственное предпринимательство.
5.1.
Налоги.
История налогов насчитывает более пяти тысяч лет, в течение которых из архаичных жертвоприношений они превратились сначала в принудительные повинности, а затем обрели современный вид обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения придает рыночной экономике цивилизованный характер.
Современная
налоговая система стремится
реализовать следующие
- обязательность и всеобщность налогообложения физических и юридических лиц,
сочетание прямого и косвенного налогообложения,
- стабильность и динамика налоговой ставки (в зависимости от сферы занятости и уровня доходов налогоплательщиков),
-
неотвратимость
Осуществление каждого из названных принципов на практике представляет сложную проблему.
Налоги делятся на две большие группы - налоги с населения и налоги с корпораций. Мировая тенденция соотношения между ними состоит в уменьшении первых и возрастании вторых.
Главная форма прямого налогообложения населения - "подоходный налог", которому присуще значительное колебание налоговой ставки (от 10 до 50 процентов), а также льготы для определенных социальных категорий.
Подоходные налоги уплачиваются как по месту работы, так и на основе личных налоговых деклараций.
Объектом налога на корпорацию долгое время была только ее прибыль, но сегодня этот налог распространяется также на часть издержек производства и обращения фирмы.
Постоянно возрастающую долю налоговых поступлений в бюджет составляют "косвенные" налоги (акцизы, налоги на предметы потребления, таможенные пошлины), принимающие форму надбавок к ценам на товары и услуги.
Разновидностью налогов являются обязательные платежи, определяемые спецификой объекта налогообложения - налоги на недвижимость, на земельную собственность, на наследство, штрафы за загрязнение окружающей среды, за нарушение антимонопольного законодательства и т. д.
Маневрируя
ставками налога и налоговыми льготами,
государство может существенно регулировать
предпринимательскую деятельность.
5.2.
Инвестиции.
В результате сбора налогов государство распоряжается крупными денежными средствами, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику, воздействуя тем самым па поведение частных инвесторов.
Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам.
Цель
государственной инвестиционной политики
- структурная перестройка экономики и
регулирование темпов экономического
роста. Здесь государство применяет следующие
методы: выделение бюджетных ассигнований
на финансирование целевых инвестиционных
программ, изменение налоговых ставок
на инвестируемую прибыль, маневрирование
уровнем и условиями процента на государственный
кредит.
5.3.
Дотации.
Дотации - денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Обычно дотации предоставляются предприятиям, чья продукция имеет важное социальное и народнохозяйственное значение, но чрезмерные затраты на которую делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные товары.
Дотации
- необходимый элемент
5.4.
Учетные ставки.
Разница
между номиналом ценных бумаг и размером
их досрочной оплаты называется "учетная
ставка". Назначая ее, центральный банк
регулирует активность коммерческих банков,
а тем самым и предпринимательскую активность.
5.5.
Регулирование цен.
Государство
вправе установить предельные цены на
продукцию предприятий - монополистов,
а также на базовые для данной страны производственные
ресурсы. На социально-значимые товары
массового спроса устанавливаются предельные
уровни розничных цен (или надбавок к ним),
а также рентабельность производящих
их предприятий.
6.
Государственное предпринимательство.
Государство выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (таковы, например, капиталовложения б крупные научно - технические программы). Другим источником государственной собственности являются отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, транспорт, связь, оборона). Наконец, государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления (так называемые "общественные товары": дороги, экология, уличное освещение, и т. п.).
Часть государственных предприятий полностью финансируются из государственного бюджета. Однако стратегия государственного хозяйствования имеет ярко выраженную рыночную направленность – это всемирная коммерциализация деятельности государственных предприятий. Поэтому большинство государственных предприятий является, как правило, акционерными обществами, обладая всей полнотой прав рыночного субъекта. "Государственность" этих предприятий состоит в том, что государство владеет контрольным пакетом их акций. Таким образом, возникает особый вид "полугосударственных", "смешанных" предприятий, финансирование которых осуществляется, наряду с государством, и частными инвесторами.
Разновидностью
государственного предпринимательства
следует считать и
В
результате предпринимательства
7.
Социальное регулирование.
Особым
направлением в государственном
регулировании рыночной экономики
является защита отдельных социальных
групп. В такой защите нуждаются практически
все рыночные субъекты, включая предпринимателей,
которым должна быть гарантирована неприкосновенность
их собственности, право на свободное
распоряжение доходами и возможность
предпринимательства в любой сфере рыночной
экономики.
7.1.
Направления социальной
защиты.
В
развитой рыночной экономике приоритетами
являются следующие направления социальной
защиты:
7.1.1.
Гарантия минимума заработной
платы.
Такая
гарантия имеет исключительное
социальное значение, поскольку
образует базу оплаты труда во всех сферах
и пересчета
уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр
размера
минимальной заработной зарплаты составляет
основной
элемент государственной "политики
доходов"
7.1.2.
Обеспечение занятости.
Важной
функцией государства в рыночной
экономике является создание
условий для реализации способностей
к труду с целью получения трудовых и предпринимательских
доходов. К таким условиям
относятся:
- свободный выбор профессии сферы и места трудовой деятельности;
- получение желаемого уровня общего и специального образования;
- материальная поддержка и переобучение временно незанятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).
Главной
целью правительства в сфере
занятости является удержание безработицы
на "естественном уровне" (не более
4-5 % от численности экономически активного
населения). Для этого, в частности, используются
налоговые льготы предприятиям, увеличивающим
число рабочих мест, регулируется въезд
иностранных рабочих, организуются биржи
труда и т.д.
Информация о работе Методы государственного регулирования. Виды и формы экономического вмешательства