Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:12, реферат
В данном реферате освещаются принципы и цели государственного регулирования, раскрываются основные его методы. Также описываются виды и формы экономического вмешательства.
Государственное регулирование – объективная необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики – необходимые условия эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.
Вступление…………………………………………………………..3
Государство - регулятор рыночной экономики………………
Регулирующий субъект…………………………
Внерыночное происхождение государственного дохода…
Императивный статус государства…………………………
Принципы и цели государственного регулирования………….
Общая стратегия государственного
регулирования рыночной экономики……………………..
Правовое регулирование экономики…………………………
Финансовое регулирование…………………………………….
Налоги……………………………………………………….
Инвестиции………………………………………………….
Дотации……………………………………………………..
Учетные ставки…………………………………………..
Регулирование цен…………………………………………
Государственное предпринимательство………………………….
Социальное регулирование………………………………….
Направления социальной защиты……………………….
Гарантия минимума заработной платы…………………….
Обеспечение занятости…………………………………
Индексация фиксированных доходов…………………..
Заключение………………………………………………..
Список литературы………………………………………….
НОУ
Кооперативный техникум
Оренбургского облпотребсоюза
Орский
филиал
Реферат
Тема:
«Методы
государственного регулирования.
Виды и формы экономического
вмешательства»
г. Орск, 2006 г.
П
л а н .
регулирования рыночной экономики……………………..
1.
Вступление.
В
данном реферате освещаются принципы
и цели государственного регулирования,
раскрываются основные его методы. Также
описываются виды и формы экономического
вмешательства.
2.
Государство - регулятор
рыночной экономики.
Как
рыночный субъект государство
2.1.
Регулирующий субъект.
Роль
государства в механизме
Проблема
порождена постоянными
Словом,
кейнсианство - это "вмешательство"
"хирургия"
а монетаризм
— "регулирование"
"терапевтическое
лечение"
2.2.
Внерыночное
происхождение
государственного дохода.
"Рыночным" является такой экономический
субъект, который получает постоянный
доход, за счет которого осуществляет
расходы. Следовательно, государство
в той мере включено в рыночную экономику,
в какой располагает доходом и производит
расходы. Однако вся тонкость в том, что
природа государственного дохода уникальна
- если исключить ограниченную сферу государственного
предпринимательства, то доход государства
возникает как результат неэкономических
действий -
как следствие перераспределения части
доходов "первичных" рыночных субъектов
(домохозяйств и фирм) в пользу государства.
Это позволяет квалифицировать государство
как "вторичный", "производный"
рыночный субъект, экономическая сила
которого всецело зависит от питающего
государство частного бизнеса.
Следовательно,
доход государства - не "третий"
(наряду с доходами домохозяйств и
фирм) самостоятельный элемент, не особое
слагаемое общественного дохода, а принудительно-обособляемая
(в результате налогообложения) часть
первичных рыночных доходов, созданных
без, а часто - и вопреки государству. Вот
почему никто, пожалуй, так не заинтересован
в росте доходов фирм и домохозяйств, как
государство, ибо их доходы - единственный
источник "налогового" дохода государства.
2.3.
Императивный статус
государства.
Государство единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность - жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает "единые правила" (хотя возможны "льготы" в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектом.
Императивность придает государственному доходу "обязательный" характер.
Основной механизм экономического вмешательства государства - "налоги" "закупки" и "платежи":
а) налоги
- объективная необходимость, но их пределы
— проблема, поскольку они непосредственно
сказываются
на эффективности частного бизнеса;
б) трансфертные
платежи - перераспределение
части
налоговых доходов государства (налоги
платят все домохозяйства и фирмы) в пользу
определенных социальных групп; следовательно
трансфертные платежи не увеличивают
национальный продукт но изменяют структуру
личного потребления, а тем
самым и структуру
производства;
в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно-значимых благ но при этом увеличивают национальный продукт.
Государство
всегда выступало особым экономическим
субъектом, так или иначе участвуя
в экономической жизни
3.
Принципы и цели
государственного регулирования.
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более, чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство ("правительство") институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в "вечную" проблему.
Неизбежность
государственного регулирования рыночной
экономики постоянно рождает соблазн
директивного решения многих экономических
проблем. Однако чаще всего результат
такого "административного" решения
оборачивается лишь видимостью преодоления
кризисных экономических ситуаций, хотя
в некоторых сферах приоритет государственного
воздействия необходим и эффективен.
3.1.
Общая стратегия государственного
регулирования рыночной
экономики.
Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
1. При
прочих равных условиях предпочтение
следует
отдавать рыночным формам организации
экономики. На
практике это означает, что государство
должно финансировать только те
социально-значимые отрасли, которые
не привлекают частный бизнес (из-за малой
прибыльности).
2. Государственное
предпринимательство должно
не
конкурировать, а помогать
развитию частного бизнеса.
Игнорирование этого принципа способно
привести к искусственному доминированию
государственных предприятий над частными.
3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
4. Государственное
вмешательство в рыночные процессы
тем эффективнее, чем
в более "рыночную"
форму оно
облечено.
5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).
Таким образом, современная рыночная экономика является "государственно-регулируемой". Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
-минимизацию
неизбежных негативных
-создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,
-обеспечение
социальной защиты тех групп
рыночного общества, положение которых
в конкретной экономической
Для
достижения названных целей современное
государство располагает мощными средствами
регулирующего воздействия на рыночную
экономику.
4.
Правовое регулирование
экономики.
Правовое
регулирование экономики
Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых "антитрестовских законов", которые позже были восприняты всеми рыночно-развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
-жесткий
контроль над ценами
-дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,
-поддержку
конкуренции (в том числе и
посредством контролируемого
-поощрение диверсификации,
-антимонопольную
экспертизу принимаемых
Монополизм относится к числу имманентных тенденций рыночной экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.
Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.
Информация о работе Методы государственного регулирования. Виды и формы экономического вмешательства