Менеджмент как теория и вид деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент, как практическая (организационно-экономическая деятельность – ОЭД), зародился давно, как только труд перестал быть индивидуальным. Одни люди руководили работой других, следовательно, необходимо было иметь совокупность приемов координации и мотивации целенаправленных действий. По мере развития цивилизации выделение все новых видов деятельности, их обособления в результате разделения общественного труда обозначало и очередную хронологическую ступень в развитии менеджмента, как деятельности по управлению организационно-экономическими процессами (системами).

Работа содержит 1 файл

Лекции ТМ.docx

— 28.89 Кб (Скачать)

Теория менеджмента

Менеджмент  как теория и вид деятельности. (4.09)

1.1. Предмет и объект  менеджмента. Основные категории  теории управления. Основные признаки  теории менеджмента.

Менеджмент, как практическая (организационно-экономическая деятельность – ОЭД), зародился давно, как только труд перестал быть индивидуальным. Одни люди руководили работой других, следовательно, необходимо было иметь совокупность приемов координации и мотивации  целенаправленных действий. По мере развития цивилизации выделение все новых  видов деятельности, их обособления  в результате разделения общественного  труда обозначало и очередную  хронологическую ступень в развитии менеджмента, как деятельности по управлению организационно-экономическими процессами (системами). Однако самостоятельной областью знаний феномен менеджмента был признан только в конце 19-начале 20 века. Потому что к началу 20 века сложились необходимые объективные условия:

  • технологические достижения и развитое промышленное производство
  • накопился опыт
  • возникли новые отрасли знания (современная экономика, экономико-математические методы, социология, психология)
  • обострилась потребность в наилучшем использовании ограниченных природных ресурсов.

Ничего удивительного, что  в этих условиях стала формироваться  наука управления = теория менеджмента (примерно равны) как область знаний или теория.  Наука управления более широкое понятие. Теория менеджмента  – частный случай. При этом стали  быстро складываться и прикладные области  этой науки (производственный менеджмент, административное управление, управление человеческими ресурсами, управление проектами, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент). Также складывался менеджмент по отраслям и видам (сферам) деятельности (например, менеджмент в сфере инфокоммуникации). Одновременно протекали два процесса дополняющих друг друга.

Все сказанное далее о  значении термина «теория» по умолчанию  относиться к понятию менеджмента. Теория (от греч. «рассмотрение, исследование») – любая теория базируется на определенной системе идей и/или принципов, аксиом; любая теория представляет собой совокупность обобщенных положений, которые образуют ту или иную науку. Но эта совокупность постоянно динамично развивающаяся сущность. Это не истина в своей последней инстанции. Следовательно, теория менеджмента – это наука о менеджменте, которая характеризуется определенной системой принципов, общих положений (аксиоматика, гипотезы), идей, подходов и методов.

«Знания – орудие, а не цель.» (Л. Толстой)

Любая наука важна и  сама по себе, но главным образом  потому, что позволяет получать новое  знание. Эти новые знания (умозаключения) выводятся из других умозаключений (знаний, тезисов) на основе определенной логики (логического вывода, правил логики) и теоретических построений, обусловленных возможностями человеческого  мозга. Теория разрабатывается и проверяется в соответствии с научным опытом. Как правило, научный опыт связывают с экспериментом (практикой).

Часто проверка теории в менеджменте  невозможно в силу затратности, длительности времени, разрушения объектов, поэтому  теория в менеджменте чаще всего  оценивается по наличию предсказательной силы, т.е. возможности увидеть то новое, что без теории увидеть  было бы невозможно.

Кроме того, ценность модели определяется ее способностью помочь в решении проблемы.

Любые теории должны обладать рядом общих функций, отражающих их сущность и полезность. Функции  теории:

  • функция обеспеченья (теория обеспечивает пользователя концептуальными(руководящими) структурами(идеями, взглядами, подходами, методами, моделями) – инструментарием);
  • терминологическая (понятийный аппарат, инструментарий, который позволяет всем пользователям однозначно понимать выражаемые словами явления или семантику);
  • познавательная (позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные проявления объекта теории).

Есть и другие функции:

  • фальсифицируемость

Назначение теории менеджмента  заключается в том, чтобы связать воедино «косвенные улики» (анализ), вынести вердикт прошлым событиям (синтез) и указать, что может происходить в будущем (прогноз, планирование) при соблюдении определенных условий (предпосылок, ограничений), а также предложить механизм для того, чтобы эти планы реализовать в действительность (организация, мотивация, координация, контроль), исходя из намеченных целей (элемент планирования) и при наилучшем использовании всегда ограниченных ресурсов.

Теория способствует решению  четырех видов задач:

  1. задача выполнения программы (такие, когда управляемую систему в течение времени нужно перевести из начального состояния в конечное);
  2. стабилизация (в течение времени всегда сохраняется начальное состояние);
  3. задача слежения или соответствия (внутреннее состояние одной системы должно соответствовать состоянию другой системы (валенки));
  4. оптимизация (три типа задач решаются наилучшим(оптимальным) способом).

Что является объектом менеджмента? (11.09)

Объектом изучения теории менеджмента являются системы, созданные людьми, к которых люди – основной элемент, а также протекающие в них процессы, находящие отражение в разнообразной информации.

Предметом изучения ТМ является содержание деятельности людей в  рассматриваемых системах, осуществляемой в процессе производства продукции (работ, услуг) путем преобразования, распределения и перераспределения производственных ресурсов. При этом производство трактуется расширительно, имея в виду и доведение продукции до потребителя (продажа). При этом обязательно продукция производиться с учетом требований рынка (платежеспособного спроса) наиболее рациональным способом.

ТМ, как научную дисциплину, можно охарактеризовать, как упорядоченные знания, организованные по определенным логическим правилам, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления функционированием и развитием социально-экономических объектов, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате применения методов из других областей науки.

1.2. Содержание понятия  «менеджмент». Принципы, цели, закономерности  и функции менеджмента. Понятия  ограничений и рисков деятельности. Проблематика и инфраструктура  менеджмента.

Термин менеджмент имеет  несколько значений, которые тесно  связаны между собой и раскрывают различные стороны этого сложного явления. Другими словами, это дает системный взгляд на менеджмент в  его историческом развитии.

  • Менеджмент – это умственная или мыслительная деятельность. Умственная деятельность – это деятельность , в результате которой принимается решение относительно предполагаемой последовательности действий человека (людей), включающее такие атрибуты, как цель и способы ее достижения, а также оценку фактически достигнутого результата деятельности.
  • Менеджмент – это орган управления в организации. Это совокупность аппаратов управления организационной системы, объединяющих ее менеджеров.
  • Менеджмент – это вид трудовой деятельности. Это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности со всеми его функциями, методами и средствами, включая технические и нормативные, имеющие характер процесса(-ов), который объединяет различные составляющие работы организации в единое целое.
  • Менеджмент – это категория людей, профессионально занимающихся управлением той организации, работающих на должностях, входящий в аппарат управления.
  • Менеджмент – это область науки с собственным предметом и объектом изучения. Область науки изучает общие проблемы, проблемо-содержащие системы, проблемные ситуации, возникающие, когда одни люди управляют работой других людей. В этой сфере деятельности производятся научно-исследовательские работы (НИР), выпускаются журналы и книги, формируются концепции, подходы и методы управления, для использования в научной и в практической деятельности.
  • Менеджмент – это искусство в определенной мере, так как управленческая наука часто дает лишь ориентиры, а не конкретные инструкции, поэтому нужны не только методы, модели и знания, но и понимание психологии людей, которыми управляем, обладание определенной культурой и нравственными принципами.
  • Менеджмент – это учебная дисциплина.

В какой-то мере английский менеджмент соответствует русскому управлению, который является более широким  термином, чем американский. Русский  менеджмент означает организацию целенаправленных действий в системах различной природы, например, управление ракетой, управление войсками. Общие вопросы управления и информации – это область  науки кибернетики. 

 

Типология менеджмента (25.09)

Основы типологии  менеджмента. Причины возникновения  разных типов менеджмента.

К настоящему времени область  знаний об управлении организациями  представляет собой большую и  сложную, и динамичную систему. Большая  система – это система с  большим количеством элементов. Эти три свойства предопределены размерами экономическими объектами, накопленным опытом управления, развитием  и использованием смежных областей знания. При этом характер менеджмента, характер выбираемого инструментария (принципы и методы управления) зависят  от фактов экономической деятельности, реальной действительности (сравни финансы и производство).

Появилась необходимость  в типологии менеджмента, в классификации  его по разным признакам. Типология  менеджмента – это упорядоченное, систематизированное и многостороннее представление о менеджменте, как  о сложно явлении. Типология управления помогает при решении разнообразных  проблем (задач управления), использовать знания наиболее практично, т.е. она  позволяет при всем разнообразии условий, в которых осуществляется управление, осуществлять его по определенным правилам, путем выбора наиболее адекватного (релевантного) варианта управления.

Всю сферу менеджмента  можно разбить на отдельные сферы, слои, страты, участки, отрасли, подсистемы в соответствии с определенными признаками.

Механизмы управления. Средства и методы управления.

Экономический механизм. Нет  общего мнения относительно термина. Принято  понимать под экономическим механизмом цепь взаимосвязанных экономических явлений. Академик Абалкин предложил следующее определение экономического механизма – это механизм совокупности экономического процесса и способов их соединения. Всякий экономический механизм запускается субъектами, инициирующими исходные экономические явления. Под влиянием этих исходных явлений начинается процесс следования одного за другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений (возможны и итерации), в конце которой наступает/не наступает завершающее явление (фиаско), к которому стремилась организация. При этом механизм управления должен быть не менее сложным, чем экономический механизм, иметь свои приемы и методы, чтобы успешно решать три известные нам, задачи менеджмента (выполнения программы, стабилизации, слежения(соответствия)).

Механизм управления –  это совокупность ресурсов процесса управления и способов их соединения. Основным механизмом управления является простейший управленческий цикл.

Рис. 1.6.   Управленческий цикл                                                  Вектор M (M1, M2…) –внешние воздействия                                                                                                        (мешающие и стимулирующие)      


                                           Ресурсы                                                                  Вектор R



 



 

Лекция 5 (2.10)

Статика управления. Типы управления.

В любом механизме, включая  простейший управленческий цикл, можно  выделить несколько составляющий:

  1. Процессная. Управление рассматривается как действие, по выявлению и разрешению проблем.
  2. Функциональная. Управление рассматривается, как совокупность видов деятельности, направленных на достижение различных результатов.
  3. Структурная (элементная, системная). Управление – это деятельность связывающая или организующая взаимодействие различных структурных подразделений, как объекта управления.

Одним из важнейших критериев  типологии (выбора) менеджмента является приоритет в тех или иных средствах  управления.

Критерии.

  1. «Глубина преобразований». Можно выделить такие типы, как стратегический, операционный, риск-менеджмент, управление проектами. Стратегические решения – судьбоносные в компании. Назначение стратегического менеджмента просчитать стабильные варианты развития компании в будущем; предназначен для поддержания устойчивости компании в долгосрочной перспективе, это уровень компетенции высшего руководства организации. Стратегический менеджмент – это механизм, с помощью которого устанавливаются долгосрочные цели развития организации и выбираются осуществимые пути их достижения. Основная забота стратегического менеджмента – изучение внешней среды. Стратегический менеджмент раскладывается на две составляющие: стратегическое планирование и стратегическое управление. При этом, конечно, возможно возникновение критических ситуаций. Деятельность без рисков невозможна. Возникает такой вид менеджмента, как риск-менеджмент. Для любого бизнеса важно не избежание риска вообще, а минимизация риска путем использования механизмов страхования и разделения рисков.

Управление в условиях стратегических неожиданностей.

Информация о работе Менеджмент как теория и вид деятельности