Кризис планово-административной системы и необходимость перехода к рыночной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Цель работы рассмотреть кризис планово-экономической системы и необходимости перехода к рыночной экономики.
Задачи:
- рассмотреть планово- административную систему
- рассмотреть причины кризиса планово-экономической системы и необходимости перехода к рыночной.

Работа содержит 1 файл

tsepaev_krizis_planovo-administrativnoy_sistemy.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

В рыночной системе главные экономические вопросы решаются с помощью одного-единственного механизма — цен, формирующихся на рынках ресурсов и товаров (услуг). Именно цены подают сигналы покупателю — что выгодно покупать, а производителю — что выгодно изготавливать для продажи. Именно цены подсказывают производителю, какой способ изготовления стоит избрать, а всем действующим лицам экономики, — какую часть своих ресурсов потратить сегодня, а какую зарезервировать на будущее.

Естественно, что цены могут играть роль таких универсальных сигналов лишь при определенных условиях их формирования и в определенной экономической среде. Подробное знакомство с этими условиями и экономической средой, в которой формируются и действуют рыночные цены, ждет нас впереди.

Здесь же отметим, что решение главных  проблем экономики с помощью  рыночных механизмов возможно потому, что поведение людей в сфере  хозяйственной деятельности обладает тремя особенностями:

- люди стремятся к выгоде (а как ее понимать — разговор особый);

- люди обычно действуют рационально, то есть ищут способы действий, обеспечивающие им получение наибольшей выгоды;

- люди научились обмениваться благами ради увеличения своей выгоды.

Рынок создает наилучшие возможности  для деятельности людей на основе такой логики в силу самой его природы: получить здесь нужные тебе блага можно только единственным способом — предложить в обмен нечто, желанное для других. Иными словами, рынок заставляет каждого, будь он даже самым отъявленным эгоистом, думать об интересах других: иначе его товар может оказаться ненужным и вместо выгоды получатся одни убытки. При этом все — и продавцы, и покупатели — каждый день ищут лучший вариант компромисса между своими интересами.

К сожалению, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов при производстве экономических благ тоже не безупречен — он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Метод работы рынка — метод проб и ошибок.

И все же механизм рынка допускает  куда меньше ошибок, а исправляет допущенные ошибки быстрее, чем самые мудрые эксперты по планированию.

Причина проста — рынок на полную мощность «включает» личные интересы каждого из его участников, а эти  интересы — рычаг более мощный, чем самые грозные распоряжения центральных плановых органов.

Это вовсе не означает, что известные ныне механизмы рыночной организации идеальны и в их работу общество в лице государства не должно вмешиваться никогда и ни при каких условиях. Напротив — во всем мире постоянно идет поиск способов совершенствования этих механизмов. И даже в тех страна мира, которым посчастливилось избежать социалистических революций и последующих экспериментов с планированием, рынок конца ХХ в. сильно отличается от способов хозяйствования начала века.

Во многих странах рыночные процессы активно контролируются государством, стремящимся предотвратить всякого рода кризисы и потрясения.

Через государственные органы перераспределяется и немалая часть экономических  ресурсов.

И все же, как ни упорядочена, как  ни регулируема государством экономическая  жизнь в развитых странах мира, ее основой остаются все те же три элемента: частная собственность, частная инициатива и рыночное распределение ограниченных ресурсов. Именно на рынках проверяется правильность хозяйственных решений производителей товаров и их право на получение прибыли как вознаграждения за свои усилия. Реальным же механизмом формирования такой оценки является сопоставление затрат на производство товаров и рыночных цен, по которым реально можно продать произведенные товары.

 

Заключение

Медленные темпы развития отраслей потребительского комплекса ставили объективную преграду росту доходов населения. Ведь фонд заработной платы жестко планировался. Это, в свою очередь, приводило к практике установления «потолков» зарплат и, по сути, к уравнительному распределению.

С искажением мотивации к труду  усилились ориентация на социальное иждивенчество, государственный патернализм, привилегии в распределении дефицитных товаров и средств общественных фондов потребления. Дешевизна труда  делала для предприятий выгодным содержание излишнего персонала на случай дополнительных плановых заданий. Отсюда слабая требовательность к рабочим и низкая интенсивность их труда, рутинность трудовых операций (при дешевом труде не было стимулов внедрять новые технологии), «выводиловка» зарплаты. 

Начав с реализации идей утопистов  об уравнительном распределении  «в меру разумных потребностей и трудового  вклада», планово-административная экономика пришла, в конце концов, к тому, что главными критериями распределения здесь стали послушность системе власти и служебное положение. При этом наиболее ценные блага получали в первую очередь разнообразные начальники (в России это получило название «системы закрытых распределителей»).

Научно-индустриальная экономика  не может строиться на иерархически-ведомственной основе, так как вследствие разделения труда производители создают множество товаров, потоки которых нельзя посчитать из центра даже с помощью наимощнейших ЭВМ. Необходима рыночная регуляция. В подобных условиях только на основе полной самостоятельности предприятий, на базе конкуренции коллективы способны эффективно хозяйствовать.

Если в период индустриализации, в тех чрезвычайных условиях, в  которых она проходила, сталинская модель хозяйствования была одним из вариантов индустриализации, хотя и  худшим, то при научно-индустриальном производстве такой вариант хозяйствования превратился в тормоз всего прогресса общества.

С переходом общества в постиндустриальную эру административно-командная система  полностью изжила себя, возникла необходимость  изменения сложившихся тоталитарных порядков. Неотвратимость перемен обусловливалась также тем, что в постиндустриальном обществе по мере развития и усложнения экономики требуются работники нового типа: культурные, широко образованные, способные к сложному труду.

Они могут появиться при условии  подъема благосостояния, широком  развитии социальной сферы и информации. Процесс становления этих условий  уже начался. Вырастает новый  средний класс, значительную долю которого составляет интеллигенция и ее передовой  отряд — техническая интеллигенция. Значение интеллигенции с развитием постиндустриального общества будет расти.

 

Список использованной литературы

1. Борисов Е. Ф. Проблемы развития  экономики нашей страны // Социально  - политический журнал. 2003. № 3. С. 76

2. Бузгалин А. Переходная экономика. - М.: Изд-во МГУ, 2006.

3. Бузгалин А. Закономерности  переходной экономики: теория  и методология // Вопросы экономики. 2005. № 2.

4. Горькова Т.Ю. От монополизма к рынку. М., 2003.

5. Лившиц А.Я. Введение в рыночную  экономику. М.: Станкин, 2002.

6. Маневич Б.А. О закономерностях  становления рынка // Вопросы экономики. 2003. №3. С.16.

7. Сакс Дж. Рыночная экономика  и Россия. М., 2004.




Информация о работе Кризис планово-административной системы и необходимость перехода к рыночной системе