Кр по конст праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

Работа содержит 1 файл

кр по конст праву.docx

— 34.36 Кб (Скачать)

Введение

     Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

     Денежно-кредитная  политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства  субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение  рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые  этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

     В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики  страны задачи.

     Нельзя  забывать и о том, что денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная  альтернатива - усугубление сложившихся  в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые  на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной  политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

     Сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных  на экспорт и импортозамещающих  производств, существенно пополнить  валютные резервы страны. Задача это  достаточно сложная. Государственное  регулирование денежно-кредитной  сферы может осуществляться успешно  лишь в том случае, если государство  через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так  как в развитой рыночной экономике  именно они являются базой всей денежно-кредитной  системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях. 

       Целью работы является анализ  денежно-кредитной политики в  современных условиях. Для достижения  цели необходимо рассмотреть,  как Центральный Банк справлялся  с задачами стоящими перед  ним на современном этапе экономических  реформ, какие основные методы  и инструменты денежно-кредитного  регулирования необходимо применять  в условиях России. 
 
 
 

     1. Экономическое значение кредитной политики в России

     Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

     Нерегулируемая  деятельность коммерческих банков может  привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное  предложение,  а  в  период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис.  Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования  денежного обращения.  Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

     Главная задача кредитно-денежной политики центрального  банка  - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика  центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

     Во  второй половине XX века  сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной  национальной валюты,  занятости и равновесия платежного баланса.

     В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия. Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая. Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.  А вот что показывает западная статистика:

  1. Уровень роста предложения денег и средний уровень цен практически линейно зависимы с коэффициентом более 0.9 для всех агрегатов во всех странах со всеми экономиками (по развитости).
  2. Уровень роста предложения денег и реального производств         абсолютно несвязаны между собой там, где прирост денежной массы более чем примерно 18% в год. В странах же с меньшими темпами роста денежной массы существует практически линейная зависимость с коэффициентом около 0.1.

    3. Уровень  инфляции и уровень роста реального продукта абсолютно             не взаимосвязаны. 
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Правовое  регулирование кредитной политики в России

     Центральный банк — это банк, возглавляющий  банковскую систему страны, имеющий  монопольное право эмиссии банкнот  и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.

     Банковская  система РФ является двухуровневой  и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

     При этом кредитная организация —  это юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация  образуется на основе любой собственности  как хозяйственное общество.

     Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные  организации, имеющие право на проведение отдельных банковских операций.

     Банк  России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

     Деятельность  Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими  федеральными законами.

     Правовое  положение Банка России и его  взаимоотношения с кредитными организациями  определяются на основе того, что, с  одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой — он является юридическим лицом, вступающим в  соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими  кредитными организациями.     

     Банк  России осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций, принимает  необходимые меры по защите интересов  вкладчиков.

     Конституционные основы банковского права выполняют  следующие определяющие функции:

     1. программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;

     2. устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами;

     3. создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации.

     Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность  и освобождение от должности его  Председателя осуществляются Государственной  Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная  Дума назначает и освобождает  от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.

     Банк  России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в  его деятельность. В противном  случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

     Банк  России несет ответственность в  порядке, установленном федеральными законами.

     Он  имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными  правовых актов федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 

IV.2. Политика ва 

Основной  задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013 – 2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

    В течение переходного периода  курсовая политика будет направлена на сглаживание колебаний курса рубля к основным мировым валютам, а также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка и согласовываться с целями единой денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет

на 2012 – 2014 годы является формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение конечной цели по инфляции. В частности, для повышения действенности влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы инстру ментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора.

Информация о работе Кр по конст праву