Контрольные полномочия президента РФ. Трудовые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Термин “президент” происходит от латинского praesidens, что означает “сидящий впереди”, т. е. председательствующий на собрании.
Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество всех трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие высших органов государственной власти и управления. Он олицетворяет единство России, ее суверенитет и целостность и обязан обеспечить гражданский мир, национальное согласие, демократический режим, быть гарантом прав и свобод граждан.

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------------- 3
Статус Президента Российской Федерации ----------------------------- 4
Функции и полномочия Президента РФ ---------------------------------- 6
Заключение ---------------------------------------------------------------------- 10
Используемая литература --------------------------------------------------- 14

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Полномочия президента.docx

— 34.79 Кб (Скачать)

      Президент РФ назначает выборы Государственной Думы (ст.84, п. а), при этом он должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране. Назначение даты выборов - не право, а скорее обязанность Президента, т. к. он делает это не произвольно, по своему усмотрению, а в строго определенный срок. Важным средством воздействия Президента на парламент является его право на роспуск Государственной Думы.

      Президент обладает некоторыми полномочиям и  на завершающей стадии законотворческого  процесса: он подписывает и обнародует Федеральные законы. Эффективным  инструментом влияния главы государства  на законодательную власть является право президентского вето, под которым  подразумевается возвращение Президентом  федеральных законов парламенту на повторное рассмотрение. Законы, возвращенные Президентом, рассматриваются  палатами в первоочередном порядке. Предусмотрено обязательное участие  в заседании и выступление  представителя Президента.

      К взаимодействию с законодательной  властью можно отнести и право  Президента назначать референдум в  порядке, установленном Федеральным  конституционным законом. Это право  обеспечивает ему активную позицию  в проведении реформ.

      Важным  полномочием Президента является введение в установленных случаях на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях чрезвычайного положения  и военного положения. Это полномочие, однако, не является абсолютным. Во-первых, оно должно осуществляться в соответствии с Конституцией и Федеральным  Конституционным законом. Во-вторых, указы о введении военного или  чрезвычайного положения требуют  немедленного утверждения Совета Федерации. Президент осуществляет руководство  внешней политикой, в основном, через  МИД. Но и сам он принимает активное участие в реализации внешней  политики РФ. Это проявляется в  его регулярных встречах с лидерами иностранных государств, телефонных обменах мнениями с ведущими зарубежными  политическими деятелями. Выражением личного участия Президента в  реализации внешней политики является подписание им международных договоров  РФ, которые признаются составной  частью ее правовой системы. Глава государства  подписывает ратификационные грамоты  – документы, свидетельствующие  об утверждении Федеральным законом  международного договора РФ. Он принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых при нем дипломатических  представителей иностранных государств (ст. 86 Конституции) и назначает дипломатических  представителей России в зарубежных странах.

      В сфере регулирования правового  статуса личности Президент наделен  следующими полномочиями (ст. 89 Конституции):

      принимает лиц в гражданство РФ, разрешает  выход из гражданства;

      предоставляет политическое убежище;

      награждает  государственными наградами РФ;

      присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и  высшие специальные звания;

      осуществляет  помилование.

      При Президенте РФ существует Администрация  Президента – орган, созданный специально для организационного обеспечения  его деятельности и контроля за исполнением принятых им решений. Первоначально Администрация была создана как рабочий аппарат Президента, но в настоящее время она уже считается государственным органом. Она включает множество подразделений, выполняющих контрольные, консультационные, координационные, аналитические, экспертные и другие функции.

 

      Заключение 

      Институт  президентства существует в России еще очень недолго, но с момента  его создания вызывает непрерывные  дискуссии. Нужен ли России этот институт? И если нужен, то в каком виде? В обществе еще нет однозначного его понимания. Российский институт президентства в его современном виде имеет как сторонников, так и противников.

      Сторонники  данного института убеждены в  необходимости сильной централизованной власти в стране в период реформ. “Президентский вариант” разделения властей в государстве считается  оптимальным вариантом для стран  с переходной экономикой. Сильная  власть, сосредоточенная в одних  руках, позволяет эффективно управлять  и предупреждать возникновение  политических конфликтов. Она необходима для обеспечения единства государственной  власти. Недостатки существующей формы  правления объясняются тем, что  президентской власти приходится действовать  в сложных условиях, на неблагоприятном  социальном фоне.

      В то же время, среди исследователей в  области права, как и среди  политических деятелей, есть много  противников института президентства  в современном его виде. Основной недостаток Конституции 1993 года многие видят в том, что она была ориентирована  на конкретные обстоятельства, сложившиеся  в связи с политическим конфликтом в государстве и принята в  результате силового разрешения этого  конфликта. Кроме того, по их мнению, Конституция была смоделирована  под конкретного политического  лидера. Следствием всего этого явилось  формирование государственной системы, где Президент обладает чрезмерно  сильной властью, позволяющей ему  проводить радикальные реформы, а парламент ослаблен, и поэтому  принцип разделения властей не реализован. Установленная Конституцией конструкция  власти служит источником нестабильности политического режима, т. к. система  сдержек и противовесов не эффективна. Объединение многих властных полномочий в одном институте порождает  коллизии и напряженность во взаимоотношениях исполнительной и законодательной  ветвей власти.

      Таким образом, Конституцию обвиняют в  нарушении принципа разделения властей. Считается , что в настоящий момент баланс властей в России смещен в пользу исполнительной, а точнее – президентской власти. Некоторые авторы даже называют Россию “суперпрезидентской” республикой, т. к. Президент обладает совокупностью полномочий, характерных как для главы государства в президентской, так и для главы государства в парламентской республике. Так, Президент в России избирается народом, имеет значительную власть в отношении Правительства, назначает министров и принимает решение об их отставке без участия парламента. Правительство несет ответственность только перед ним, но не перед парламентом. Хотя формально Президент и не назван главой исполнительной власти, но фактически им является, в его руках сосредоточены основные управленческие полномочия. Он также оказывает влияние и на законодательную деятельность Федерального Собрания.

      В то же время, Президент не несет ответственности  за деятельность исполнительной власти и обладает правом роспуска одной  из палат парламента. Сложный порядок  внесения поправок в Конституции  и практически неосуществимая процедура  отрешения от должности делают власть Президента незыблемой и по существу неограниченной. Институт президентства становится опасным для государства и общества. Президент не подотчетен ни органам власти, ни народу. Вопрос о досрочном прекращении его полномочий не может быть вынесен на референдум. Поэтому многие видят идеал развития Российской Федерации в парламентской республике и даже предлагают упразднить пост Президента.

      В целом, институт президентства в  России имеет много общего с соответствующими конституционными институтами демократических  стран. В то же время, есть ряд особенностей, не имеющих аналогов в зарубежных конституциях и не исключающих возможности  узурпации власти. Но опасность злоупотребления  ими может быть нейтрализована действием  других либеральных норм Конституции.

      Институт  президентства в Росси еще  не является устоявшейся совокупностью  конституционных норм. С момента  его создания он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые  черты.

      Статья 80 Конституции Российской Федерации определяет статус Президента как главы государства, здесь следует отметить, что называясь главой государства Президент может быть номинальной фигурой, но в России была избрана другая модель-"президентство с ощутимыми полномочиями" или так называемое "суперпрезидентство", что проявляется в следующих факторах:

      Полномочия  Президента производны от народа, Президент  избирается народом непосредственно, в то время как в США выборы Президента проводятся коллегией выборщиков.

      Только  Президент наделяется задачей обеспечения  согласованного функционирования и  взаимодействия всех иных органов государственной  власти - и федеральных, и субъектов  Российской Федерации (ст.80, ст.85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают;

      Президент в целом независим от других органов  государственной власти. Парламентские  и судебные сдержки и противовесы  в отношении президентской власти, а тем более контроль осуществляются в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной  ответственности Президента, так, например, предусмотренный Конституцией институт отрешения Президента от должности  на практике трудно осуществим.

      Президент обладает большими возможностями по отношению к парламенту (послания Федеральному Собранию, внесение проектов законов, роспуск нижней палаты парламента - Государственной Думы и т.д.). Правительство  вполне можно назвать правительством Президента.

      Закрепленный  Конституцией статус Президента носит  сильно выраженный личностный характер, что при смене главы государства  может привести к авторитарному  режиму, поэтому требуется реформирование института Президента, и прежде всего  это должно быть связано с установлением  более жесткого контроля за деятельностью  Президента и детального решения  вопроса о его конституционной  ответственности.

      В заключение можно сказать, что при  любых моделях Президентства  на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и стабильности в обществе. Оставаясь в рамках конституционно-правовых полномочий, Президент может активно  использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие проблемы общественного развития. 
Используемая литература 

      
  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 80 с.
  2. Дегтев Г.В. Становление и развитие института Президентства в России. Москва 2005.
  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. – М.: Фонд “Правовая культура”, 2002
  4. Мушинский В. Президент: власть по праву мандата // Российская Федерация. – 1993. - № 2. – С. 49-50.
  5. Окуньков Л.А. Конституционное развитие института президентства в государствах – участниках СНГ // Журнал Российского права. – 1997. - № 10. – С. 3-15.
  6. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юрид. лит., 1994. – 176 с.
  7. Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. - № 5. – С. 15-23.

Информация о работе Контрольные полномочия президента РФ. Трудовые правоотношения