Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:24, курсовая работа
В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Термин “президент” происходит от латинского praesidens, что означает “сидящий впереди”, т. е. председательствующий на собрании.
Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество всех трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие высших органов государственной власти и управления. Он олицетворяет единство России, ее суверенитет и целостность и обязан обеспечить гражданский мир, национальное согласие, демократический режим, быть гарантом прав и свобод граждан.
Введение -------------------------------------------------------------------------- 3
Статус Президента Российской Федерации ----------------------------- 4
Функции и полномочия Президента РФ ---------------------------------- 6
Заключение ---------------------------------------------------------------------- 10
Используемая литература --------------------------------------------------- 14
Президент РФ назначает выборы Государственной Думы (ст.84, п. а), при этом он должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране. Назначение даты выборов - не право, а скорее обязанность Президента, т. к. он делает это не произвольно, по своему усмотрению, а в строго определенный срок. Важным средством воздействия Президента на парламент является его право на роспуск Государственной Думы.
Президент
обладает некоторыми полномочиям и
на завершающей стадии законотворческого
процесса: он подписывает и обнародует
Федеральные законы. Эффективным
инструментом влияния главы государства
на законодательную власть является
право президентского вето, под которым
подразумевается возвращение
К взаимодействию с законодательной властью можно отнести и право Президента назначать референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом. Это право обеспечивает ему активную позицию в проведении реформ.
Важным
полномочием Президента является введение
в установленных случаях на территории
Российской Федерации или в отдельных
ее местностях чрезвычайного положения
и военного положения. Это полномочие,
однако, не является абсолютным. Во-первых,
оно должно осуществляться в соответствии
с Конституцией и Федеральным
Конституционным законом. Во-вторых,
указы о введении военного или
чрезвычайного положения
В сфере регулирования правового статуса личности Президент наделен следующими полномочиями (ст. 89 Конституции):
принимает лиц в гражданство РФ, разрешает выход из гражданства;
предоставляет политическое убежище;
награждает государственными наградами РФ;
присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;
осуществляет помилование.
При Президенте РФ существует Администрация Президента – орган, созданный специально для организационного обеспечения его деятельности и контроля за исполнением принятых им решений. Первоначально Администрация была создана как рабочий аппарат Президента, но в настоящее время она уже считается государственным органом. Она включает множество подразделений, выполняющих контрольные, консультационные, координационные, аналитические, экспертные и другие функции.
Заключение
Институт президентства существует в России еще очень недолго, но с момента его создания вызывает непрерывные дискуссии. Нужен ли России этот институт? И если нужен, то в каком виде? В обществе еще нет однозначного его понимания. Российский институт президентства в его современном виде имеет как сторонников, так и противников.
Сторонники
данного института убеждены в
необходимости сильной
В
то же время, среди исследователей в
области права, как и среди
политических деятелей, есть много
противников института
Таким образом, Конституцию обвиняют в нарушении принципа разделения властей. Считается , что в настоящий момент баланс властей в России смещен в пользу исполнительной, а точнее – президентской власти. Некоторые авторы даже называют Россию “суперпрезидентской” республикой, т. к. Президент обладает совокупностью полномочий, характерных как для главы государства в президентской, так и для главы государства в парламентской республике. Так, Президент в России избирается народом, имеет значительную власть в отношении Правительства, назначает министров и принимает решение об их отставке без участия парламента. Правительство несет ответственность только перед ним, но не перед парламентом. Хотя формально Президент и не назван главой исполнительной власти, но фактически им является, в его руках сосредоточены основные управленческие полномочия. Он также оказывает влияние и на законодательную деятельность Федерального Собрания.
В то же время, Президент не несет ответственности за деятельность исполнительной власти и обладает правом роспуска одной из палат парламента. Сложный порядок внесения поправок в Конституции и практически неосуществимая процедура отрешения от должности делают власть Президента незыблемой и по существу неограниченной. Институт президентства становится опасным для государства и общества. Президент не подотчетен ни органам власти, ни народу. Вопрос о досрочном прекращении его полномочий не может быть вынесен на референдум. Поэтому многие видят идеал развития Российской Федерации в парламентской республике и даже предлагают упразднить пост Президента.
В целом, институт президентства в России имеет много общего с соответствующими конституционными институтами демократических стран. В то же время, есть ряд особенностей, не имеющих аналогов в зарубежных конституциях и не исключающих возможности узурпации власти. Но опасность злоупотребления ими может быть нейтрализована действием других либеральных норм Конституции.
Институт президентства в Росси еще не является устоявшейся совокупностью конституционных норм. С момента его создания он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые черты.
Статья 80 Конституции Российской Федерации определяет статус Президента как главы государства, здесь следует отметить, что называясь главой государства Президент может быть номинальной фигурой, но в России была избрана другая модель-"президентство с ощутимыми полномочиями" или так называемое "суперпрезидентство", что проявляется в следующих факторах:
Полномочия Президента производны от народа, Президент избирается народом непосредственно, в то время как в США выборы Президента проводятся коллегией выборщиков.
Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов Российской Федерации (ст.80, ст.85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают;
Президент
в целом независим от других органов
государственной власти. Парламентские
и судебные сдержки и противовесы
в отношении президентской
Президент обладает большими возможностями по отношению к парламенту (послания Федеральному Собранию, внесение проектов законов, роспуск нижней палаты парламента - Государственной Думы и т.д.). Правительство вполне можно назвать правительством Президента.
Закрепленный
Конституцией статус Президента носит
сильно выраженный личностный характер,
что при смене главы
В
заключение можно сказать, что при
любых моделях Президентства
на главе государства лежит особая
ответственность за сохранение законности,
согласия и стабильности в обществе.
Оставаясь в рамках конституционно-правовых
полномочий, Президент может активно
использовать весь потенциал своего
поста и эффективно решать многие
проблемы общественного развития.
Используемая
литература
Информация о работе Контрольные полномочия президента РФ. Трудовые правоотношения