Контрольная работа по дисциплине: Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

1.каковы юридические свойства Конституции РФ? Назовите статьи Основного закона, в которых закреплены эти свойства.
2.дайте определение таких понятий, как «конституционный надзор», «конституционный контроль», «конституционная ответственность» и соотнесите их между собой.
3.Раскройте содержание конституционного права граждан на информацию. Назовите основные федеральные нормативные акты, конкретизирующие это право, и дайте их краткую характеристику. Существуют ли ограничения в праве граждан на информацию и в чем они выражаются.
4.проживающий в Саратове гражданин РФ Шейман приобрел гражданство Израиля. В октябре он получил повестку, обязывающею его явиться для несения воинской обязанности в вооруженных силах РФ. Однако в ноябре посольство Израиля направило ему аналогичное требование- выполнить воинский долг в государстве Израиль. Правомерно ли требование российского государства?

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по дисциплине 1.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

хотя  она наступает также за нарушение  норм конституционного права. Что же касается собственно конституционно-правовой ответственности, то она не имеет ни материального, ни репрессивного характера. На гражданина, если он не является должностным лицом, эта ответственность не распространяется.

Конституционно-правовая ответственность иногда представляет собой реализацию санкции, указанной в конституционно-

правовой  норме. Такой санкцией выступает и отмена незаконных актов, и освобождение от должности (отставка), и лишение депутата его полномочий. В российском конституционном праве закреплена ответственность Правительства перед Президентом, который, например, вправе без объяснения причин отправить в отставку любого министра. Правительство также несет определенную ответственность перед Федеральным Собранием, которое вправе выразить ему недоверие. Все государственные органы несут ответственность за соответствие своих актов Конституции РФ, эту ответственность реализует Конституционный Суд.

Как видим, такие формы ответственности  наступают за конкретное правонарушение, но иногда не связаны с ним, а отражают потребность в регулировании политических отношений. По большинству же конституционных процедур Конституция РФ санкций не предусматривает.

Конституционно-правовая ответственность - это самостоятельный  вид юридической ответственности, осуществление мер которой в  виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений. Ее конституционное и законодательное признание и установление как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно-правовых норм, усиливать их влияние на общественно-политическую практику, т.е. способствовать решению одной из самых актуальных проблем конституционного права. 
 

3. Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, в п. 4 ст. 29 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Из 50 конституционных  прав и свобод около 25% можно отнести  к собственно информационным, в том  числе:

· право  на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей  чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);

· право  на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

· свобода  мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

· свобода  массовой информации (ч. 5 ст. 29);

· право  на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);

· право  свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);

· право  граждан обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

· право  каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);

· свобода  всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);

· свобода  преподавания (ч. 1 ст. 44);

· право  на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);

· право  на получение квалифицированной  юридической помощи (ст. 48)»[3].

Этот  перечень можно дополнить следующим:

· право  каждого знакомиться с документами  и материалами, непосредственно  затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;

· право  на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41). 

Информированность общества и каждого человека —  залог экономического и культурного  прогресса. Газеты, журналы, радио и  телевидение, печатные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.

В настоящее  время нормативное регулирование  доступа граждан к правовой информации, размещенной на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляется с помощью нормативных правовых актов, имеющих различную юридическую силу.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (редакция от 27.07.2010 № 227 – ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вся информация по критерию ее доступности подразделяется на две категории – открытого доступа (общедоступная) и ограниченного доступа, для получения которой существуют те или иные условия и ограничения.

К общедоступной  относится общеизвестная и иная информация, доступ к которой не ограничен (статья 7 Федерального закона «Об информации…»). Такая информация может использоваться ее получателями свободно, по своему усмотрению, если только для ее использования не установлены специальные ограничения.

По общему правилу, открытой является информация о деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления – если иное не установлено федеральными законами (статья 3 Федерального закона «Об информации…»).

Развивая  это правило, законодатель говорит о том, что любой гражданин вправе получать от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы (статья 8 Федерального закона «Об информации…»). Отказ в предоставлении такой информации, при условии соблюдения гражданином порядка обращения за получением информации, является неправомерным и может быть оспорен гражданином в суде.

 В законе от 27.12.1991 № 2124-1 (редакция от 09.02.09) «О средствах массовой информации» говорится об ограничениях в предоставлении информации (статья 40 «Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну…») Здесь же, в статье 4 говорится о запрете использования в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

(в ред.  Федеральных законов от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

Также ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения (пункт "б" статьи 12 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ: «ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов», подпункт 14 пункта 2 статьи 7 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ: «введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования»).

Запрещаются распространение в средствах  массовой информации, а также в  компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и  использования, местах приобретения наркотических  средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

(часть третья введена Федеральным законом от 20.06.2000 N 90-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ). 
 

4. проживающий в Саратове гражданин РФ Шейман приобрел гражданство Израиля. В октябре он получил повестку, обязывающею его явиться для несения воинской обязанности в вооруженных силах РФ.  Однако в ноябре посольство Израиля направило ему аналогичное требование- выполнить воинский долг в государстве Израиль. Правомерно ли требование российского государства?

Ответ: да, правомерно.

Согласно  ст.62 Конституции РФ наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Также согласно п.1 ст. 6 ФЗ от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом». Между Россией и Израилем нет международного договора о двойном гражданстве, а это значит, что у гражданина Шеймана, имеющего одновременно паспорт гражданина РФ и Израиля так называемое «второе гражданство». Поэтому он рассматривается только как гражданин России и не освобождается от обязанности нести военную службу на территории РФ.

 

5. Несколько единообразно одетых членов общественного объединения «Русское национальное единство» выстроилось в колонну по двое и, взявшись за руки, организованно прошли по тротуарам ряда улиц г. Москвы. Позднее они были привлечены к административной ответственности за проведение несанкционированного шествия. Можно ли действия членов РНЕ рассматривать как несанкционированное шествие?

Ответ: да, можно.

Ст.31 Конституции  РФ дает право гражданам РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование. Реализацию этого  права призван обеспечивать ФЗ от 19.06.2004г № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», где в п/п «1» пункте 4 ст. 5 сказано, что организатор (организаторы) публичного мероприятия обязан

направить в орган исполнительной власти или  орган местного самоуправления уведомление  о проведении публичного мероприятия и прилагаемое к нему письменное обязательство по организации и проведению публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. В данной задаче не говорится о том, что общественное объединение РНЕ направляло в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления уведомление о проведении шествия, а это значит, что ими было организовано несанкционированное шествие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Конституция  Российской Федерации от 12.12.1993г.

2.М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации» 6-е издание, 2007г

3.«Закон» информационный образовательный юридический портал. (www.lawtoday.ru)

4.«Консультант  плюс» электронная правовая база.

5.«Кодекс»  электронная правовая база. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Конституционное право