Контрольная работа по дисциплине: Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

1.каковы юридические свойства Конституции РФ? Назовите статьи Основного закона, в которых закреплены эти свойства.
2.дайте определение таких понятий, как «конституционный надзор», «конституционный контроль», «конституционная ответственность» и соотнесите их между собой.
3.Раскройте содержание конституционного права граждан на информацию. Назовите основные федеральные нормативные акты, конкретизирующие это право, и дайте их краткую характеристику. Существуют ли ограничения в праве граждан на информацию и в чем они выражаются.
4.проживающий в Саратове гражданин РФ Шейман приобрел гражданство Израиля. В октябре он получил повестку, обязывающею его явиться для несения воинской обязанности в вооруженных силах РФ. Однако в ноябре посольство Израиля направило ему аналогичное требование- выполнить воинский долг в государстве Израиль. Правомерно ли требование российского государства?

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по дисциплине 1.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Контрольная работа по дисциплине: Конституционное  право.

Вариант № 6

Вопросы: 

1.каковы  юридические свойства Конституции  РФ? Назовите статьи Основного  закона, в которых закреплены  эти свойства.

2.дайте  определение таких понятий, как  «конституционный надзор», «конституционный контроль», «конституционная ответственность» и соотнесите их между собой.

3.Раскройте  содержание конституционного права  граждан на информацию. Назовите  основные федеральные нормативные  акты, конкретизирующие это право,  и дайте их краткую характеристику. Существуют ли ограничения в праве граждан на информацию и в чем они выражаются.

4.проживающий  в Саратове гражданин РФ Шейман  приобрел гражданство Израиля.  В октябре он получил повестку, обязывающею его явиться для  несения воинской обязанности в вооруженных силах РФ.  Однако в ноябре посольство Израиля направило ему аналогичное требование- выполнить воинский долг в государстве Израиль. Правомерно ли требование российского государства?

5.Несколько  единообразно одетых членов общественного  объединения «Русское национальное единство» выстроилось в колонну по двое и, взявшись за руки, организованно прошли по тротуарам ряда улиц г. Москвы. Позднее они были привлечены к административной ответственности за проведение несанкционированного шествия. Можно ли действия членов РНЕ рассматривать  как несанкционированное шествие? 

Ответы: 

1. Конституция как основной закон государства отличается от обыкновенных, текущих законов своими юридическими свойствами.

Юридические свойства Конституции - это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия Основного Закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны.

Основные  юридические свойства:

а) Конституция - это основной закон государства. Само это наименование говорит о ее особом месте в системе законов. Она закрепляет основные устои государства и общества, важнейшие государственно-правовые институты, принципы их создания и деятельности.

б) Конституция является основополагающим источником всех отраслей права. Она представляет юридическую базу для всего текущего законодательства.

в) Нормы конституции обладают высшей юридической силой. Текущие законы не могут противоречить конституции, они должны полностью соответствовать ей, а при расхождении такого закона с конституцией действуют ее нормы. Закон, противоречащий конституции, считается не действующим с момента его принятия.

г) Конституции не могут противоречить заключаемые государством международные договоры. Вместе с тем конституция не может противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права.

д) Конституция может быть изменена лишь конституционно правомочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает равной с конституцией юридической силой.

е) Конституция по сравнению с текущими законами должна обладать большей стабильностью, так как она закрепляет устои государства и общества и регулирует важнейшие общественные отношения, которые не могут каждодневно меняться.

Если  говорить кратко,  юридические свойства это: верховенство Конституции, ее прямое и непосредственное действие, признание Конституции базой текущего законодательства, особая правовая охрана Конституции, особый порядок ее изменения и пересмотра, стабильность Конституции.

  Юридическое верховенство конституций подчеркивается в ней самой. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Следовательно, Конституция обладает большей юридической  силой, чем иные нормативные акты. Следует обратить внимание и на то, что в данном положении статьи 15 Конституции понятие «Конституция» противопоставляется понятию «законы», что предполагает их неоднозначность. Конституция обладает большей юридической силой, чем законы, т.е. является базой текущего законодательства

   Правовую охрану Конституции обеспечивает Президент Российской Федерации, ч. 2 ст. 80 Конституции РФ 1993 г.: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».  В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, ч.1 ст. 82 Конституции РФ.

   Особый усложненный порядок пересмотра (принятия новой) Конституции, внесение в нее поправок (любого изменения текста глав 3-8) говорит нам о том, что в Российской Федерации «жесткая» Конституция. Предложения о пересмотре и поправках в Конституции могут вносить: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, ст. 134.

Положение глав 1,2 и 9 Конституции РФ не могут  быть пересмотрены Федеральным Собранием. Порядок пересмотра указан в ст. 135 Конституции РФ.

Поправки  к главам 3-8 Конституции РФ принимаются  в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ, ст. 136 Конституции РФ.

Изменения Конституции вносятся в ст. 65 Конституции  РФ, определяющую состав РФ, о чем говорится в ст. 137 Конституции РФ.

Стабильная  Конституция – основа для стабильного  общества, заявил Марат Баглай (председатель Конституционного суда РФ) и я с ним соглашусь. Он сообщил, что в Конституцию США, за двести лет ее существования, было внесено всего 27 поправок. Глядя на то, что в истории Российской Федерации насчитывается пять конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 г.

Сроки действия прежних конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что, относительно США - нестабильно. Но учитывая сложный исторический путь развития России, в целом она является вполне стабильной. 
 

2. Конституционный контроль (конституционный надзор) - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данного государства. Конституционный надзор (контроль) может осуществляться:

а) всеми  судами общей юрисдикции (например, США, Аргентина, Дания, Мексика, Норвегия, Япония);

б) верховным  судом, являющимся высшей судебной инстанцией (например, Австралия, Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария);

в) специальными конституционными судами, для которых  Конституционный надзор является их главной функцией (РФ, Австрия, ФРГ, Италия, Турция, Кипр);

г) особым органом несудебного характера (например, Конституционный совет во Франции);

Объектами Конституционного надзора (контроля) могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти (в тех государствах, где отсутствует система административной юстиции). В федеративных государствах к объектам Конституционного надзора относятся так же вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации. По содержанию Конституционный надзор может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов) или материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), а так же абстрактным (осуществляется по инициативе каких либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с конкретным судебным делом). В практике современных государств применяется последующий Конституционный надзор, когда проверке подвергаются законы, принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ), или предварительный - проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента (в Швеции, Финляндии). Во Франции, Мавритании, Габоне и некоторых др. странах Конституционному надзору подвергаются принятые парламентом законы до их промульгации. Орган, осуществляющий Конституционный надзор, может признать противоречащими конституции либо весь закон, либо его часть, эти нормы теряют свою юридическую силу и перестают применяться судами и другими государственный органами.

Несмотря  на то, что я употребила одно определение двум понятиям «Конституционный контроль» и «Конституционный надзор» они отличаются друг от друга. Отличие я решила указать в таблице №1.

Конституционный надзор Конституционный контроль
а)Система  отношений, при которой надзорный  орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и, самое большее, может приостановить действие его акта.

б)Надзор есть постоянное наблюдение за деятельностью  поднадзорного органа.

а)Система отношений  между органами публичной власти, при которой контролирующий орган  может отменять акты подконтрольного  органа.

б)Контроль есть проверка деятельности подконтрольного органа, проводимая контролирующим органом либо выборочно по собственной инициативе, либо по какому – то сигналу.

                                                   Таблица № 1 

Ответственность в конституционном праве устанавливается

совокупностью правовых принципов и норм, предусматривающих воздействие на органы государственной власти и должностных лиц в случае нарушения конституции и других норм конституционного права (конституционные деликты). Целью такого воздействия является недопущение нарушений или восстановление нарушенных правовых положений.

Основы  ответственности за нарушение конституции, обеспечения прямого действия конституции, законов, устранения несоответствия одних актов другим обычно устанавливаются самой конституцией. Этому служит принцип верховенства конституции, исключающий легитимность любых правовых актов, противоречащих конституции. Властными полномочиями для обеспечения верховенства наделяются глава государства, выступающий как гарант конституции, правительства, судебные органы. Важную роль

играет  конституционный контроль, обеспечивающий соответствие правовых актов конституции  страны. В ряде государств для обеспечения  единства правового поля учреждены  прокуратура, уполномоченный по правам человека, ведомства по охране конституции. Полномочия этих органов, составляющие механизм защиты конституции и законов, предусматривают возможность применения определенных мер воздействия к органам власти и должностным лицам. В своей совокупности эти полномочия служат гарантией защиты прав граждан, сохранения конституционного строя и законности, а также защиты от злоупотребления властью, нарушения пределов компетенции органов власти, возможности узурпации власти и т. д.

От этой ответственности следует отличать ответственность за

нарушение конституционно-правовых норм, которую  несут граждане и должностные  лица по другим отраслям права (уголовному, административному, гражданскому). Так, например, защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью гражданина РФ, но за уклонение от этой обязанности лицо несет административную или уголовную ответственность; каждый по Конституции обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, но за нарушение этой нормы лицо отвечает по гражданскому, уголовному и административному законодательству. Во всех приведенных случаях

ответственность носит не конституционно-правовой характер,

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Конституционное право