Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:30, контрольная работа
Для обеспечения обоснованного, справедливого привлечения нарушителей к административной ответственности и назначения административных наказаний большое значение имеет определение круга государственных органов (должностных лиц), полномочных рассматривать и решать дела об административных правонарушениях.
1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела
об административных правонарушениях ……………………………………….3
2. Виды органов административной юрисдикции ………………………………...7
3. Полномочия должностных лиц …………………………………………………11
Список использованной литературы……………
Контрольная работа
Компетенция органов (должностных лиц), уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях
г.Воронеж, 2012г.
Содержание
1. Понятие и система
органов, уполномоченных
об административных правонарушениях ……………………………………….3
2. Виды органов административной юрисдикции ………………………………...7
3. Полномочия должностных лиц …………………………………………………11
Список использованной литературы………………………………………………14
1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
Для обеспечения обоснованного,
справедливого привлечения
В соответствии с действующим
законодательством применять
Вместе с тем среди
правоприменительных органов
В отличие от правосудия, которое может осуществлять только один орган - суд, система органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, характеризуется множественностью и многообразием субъектов, что объясняется разнообразием и распространенностью административных правонарушений.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе без ущерба для основных преимуществ административного процесса - его оперативности и относительной простоты. Концентрация в одном органе полномочий по применению административных наказаний привела бы к неоправданной волоките при рассмотрении дел об административных правонарушениях, к большим затратам времени и средств.
В настоящее время
отсутствует единая система органов,
рассматривающих дела об административных
правонарушениях, а имеются отдельные
структуры, не связанные между собой
одним руководящим или
Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, отличаются также неоднородностью субъектов. Ряд таких органов создан специально для разрешения дел об административных правонарушениях (например, административные комиссии), другие выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональное назначение (например, государственные инспекции).
Совокупность органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, характеризуется также особенностями организационно-структурного распределения юрисдикционных полномочий между ними. В зависимости от организационного построения этих органов и особенностей административных правонарушений дела о них рассматриваются:
а) только низшими звеньями системы (например, военные комиссариаты);
б) низшими и вышестоящими звеньями системы (органы государственного надзора за безопасностью движения);
в) всеми звеньями системы (например, от районных, городских до федеральных органов государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора).
Основной принцип построения системы органов, осуществляющих административную юрисдикцию, - территориально-отраслевой. Он означает, что борьба с административными правонарушениями ведется с учетом как территориальных особенностей, так и специфики их совершения в отдельных отраслях и сферах государственного управления. В соответствии с этим в системе органов административной юрисдикции можно выделить две основные подсистемы: территориальную и отраслевую.
К территориальным органам относятся прежде всего судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии. Они наделены наиболее широкими полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Особенностью территориальной подсистемы органов административной юрисдикции является то, что в ней нет вертикальной организационной подчиненности каким-либо вышестоящим государственным органам.
Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, тесно связанные с отраслями государственного управления, функционируют на основе специализации (например, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы, рыбоохраны, государственного пожарного надзора). Им присуща иерархичность юрисдикционной подведомственности. Так, по делам о нарушении правил охоты полномочны налагать на виновных административные наказания руководители республиканских, краевых, областных и районных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.
Для отраслевых органов административной юрисдикции характерна не только специализация в рассмотрении определенного круга правонарушений. Каждый из них представляет, как правило, иерархическую ступень (органов, должностных лиц), на которой осуществляется административная юрисдикция. Например, за нарушение правил по карантину животных и других ветеринарных правил полномочны налагать штраф государственные ветеринарные инспектора районов, городов, краев, областей, республик и главный государственный ветеринарный инспектор РФ. Следовательно, в структурном отношении органы отраслевой административной юрисдикции имеют вертикальный разрез. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе давать обязательные к исполнению указания нижестоящим органам (должностным лицам), отменять принятые последними решения по конкретным делам об административном правонарушении.
Отраслевой принцип сочетается с территориальным. Каждый орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрасли, но и на определенной территории.
Большинство органов отраслевой юрисдикции
осуществляет свои функции в пространственных
рамках, совпадающих, как правило, с действующим
административно-
Неоднородность и
2. Виды органов административной юрисдикции
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 Кодекса:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами
4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы; (п. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2009 № 380-ФЗ)
5) органами, осуществляющими федеральный
пробирный надзор и
6) органами исполнительной
7) государственными учреждениями,
подведомственными
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам
3) уполномоченными органами и
учреждениями органов
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
5) государственными учреждениями,
подведомственными
Остановимся подробнее на правовом положении основных из названных юрисдикционных органов.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП представителями судебной власти, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции, являются судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов и мировые судьи. В настоящее время, согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. мировой судья в пределах своей компетенции уполномочен рассматривать административные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия судей в этой сфере постоянно расширяются1.
Правовое положение районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется Положением об этих комиссиях, утвержденным в 1967 г.2 (с последующими изменениями и дополнениями) и Указом Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 6 сентября 1993 г. 3 Эти комиссии создаются при соответствующих органах местного самоуправления во всех субъектах РФ. Возглавляет эту систему Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ.
В состав комиссии входят председатель, его заместитель, освобожденный секретарь, а при необходимости вводится штатная должность инспектора по работе с детьми. Кроме того, в состав комиссии входят депутаты представительных органов государственной власти или самоуправления, работники органов образования, здравоохранения, сотрудники органов внутренних дел, других учреждений, представители общественности.
Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Кроме того, комиссии рассматривают дела о правонарушениях подростков, отнесенные к компетенции других юрисдикционных органов (должностных лиц) в случае пере-
Информация о работе Контрольная работа по "Административные право"