Контрольная работа по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Целью этой работы является раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику рас-крыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодей-ствия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1……………………………………………………………………………………
2…………………………………………………………………………………….
3…………………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….

Работа содержит 1 файл

Административное право.docx

— 35.89 Кб (Скачать)

     Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации.

     Акты органов местного самоуправления.

     Союзные акты (акты органов бывшего СССР).

     Международные акты.    

       Ограниченным по сфере действия  источником административного права  являются нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений.     

       Источники административного права  можно классифицировать по различным  основаниям:

     По уровню компетенции или юридической силе: международные, общие (общероссийские), межотраслевые, отраслевые, региональные, местные и корпоративные.

     По государственному устройству: федеральные, субъектов федерации, региональные и МСУ.

     По  форме и виду: конвенция, соглашение, договор,  конституции, законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, ГОСТ, СНиП.

     По субъектному составу: коллегиальные и единоначальные.

     По направленности действия: внутренние (внутрисистемные или организационные) и внешние – (регулятивные, направленные на регулирование общественных  отношений).

     По содержанию: материальные и процессуальные.     

       Одним из источников административного  права в постсоветский период  стал административный договор.  По своей правовой природе  это вид нормативно-правового  акта, который граничит с конституционными  нормами.     

      Административный договор - это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей. Органы исполнительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры Российской Федерации с ее субъектами.    

      По предмету различают договоры:

     ~ о компетенции (разграничение  и делегирование полномочий и  предметов ведения);

     ~ в сфере управления государственной  собственностью;

     ~ обеспечивающие государственные  нужды;

     ~ контракты с государственными  служащими, студентами;

     ~ финансовые и налоговые соглашения;

     ~ о взаимодействии и сотрудничестве;

     ~ различного рода концессии и  инвестиционные соглашения;

     ~ об оказании некоторых услуг  частным лицам (содействия занятости  населения, коммунальные услуги, перевозка в общественном транспорте).     

       Многообразная система источников  административного права для упорядочивания требует систематизации и кодификации административно-правовых норм.    

       Административное право относится  к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.    

       Административное право по сравнению  с другими отраслями отличается  подвижностью, постоянными изменениями.  Это требует обновления административно-правовых актов, устранение пробелов в административно-правовом регулировании - инкорпорации административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п. 

  1. Понятие и структура административно-правовых норм

     Административно-правовая норма - это норма, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения  управленческого характера возникающие  в иных областях государственной  деятельности. Согласно наиболее распространенному  мнению административно-правовая норма  состоит из гипотезы диспозиции и  санкции. Административно-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под  которой понимают внутреннее строение нормы определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных  частей элементов нормы.

     Под структурой административно-правового  отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются:

  • субъекты административно-правового отношения;
  • объекты административно-правового отношения;
  • права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения;
  • условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).

     Субъектами, т.е. участниками административно-правовых отношений, могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения. При этом одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

     Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами административно-правовых отношений могут выступать:

  • действия и поведение лица;
  • государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.);
  • предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования);
  • совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

     Многообъектность административно-правовых отношений выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений.

     У каждого из участников конкретного  административно-правового отношения  есть субъективные права и юридические  обязанности, обеспеченные государственной  защитой и возможностью применения административных санкций.

     В административно-правовых отношениях между их участниками могут применяться  многие методы:

  • метод рекомендаций, при котором тот, кому адресуются рекомендации, может их принять, изменить с учетом своих потребностей и возможностей или оставить без последствий;
  • метод согласований, при котором участники взаимно согласуют свои позиции;
  • метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом; наконец, все большее распространение получает административно-договорный метод.

     Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты, т.е. фактические обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений. Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц. Различия между событиями и действиями в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный воле направленный характер. Действия могут быть правомерными или неправомерными, но и те, и другие порождают административно-правовые отношения, если законодательство придает им статус юридических фактов. Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от уголовно-правовых отношений (особенность).

     4. Классификация административно-правовых норм

     Как отмечается в различных трудах по административному праву, наиболее общий характер имеет выделение  двух основных видов административно-правовых норм: материальные и процессуальные. Главная особенность административно-правовых норм состоит в том, что они в юридическом порядке закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов регулируемых административным правом общественных отношений, часто именуемых управленческими отношениями. В материальных нормах находит свое проявление тот правовой режим, в рамках которого призвана функционировать система исполнительной власти. Такие административно-правовые нормы устанавливают статус органов исполнительной власти, их. структуру, компетенцию, организационные формы деятельности, основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и гражданина, контроль за органами исполнительной власти и их ответственность перед гражданином и обществом, взаимосвязь с различного рода объектами, а также органами исполнительной власти различных видов и уровней.

     К числу процессуальных административно-правовых обычно относят нормы, регламентирующие динамику функционирования органов  исполнительной власти, связанные с  ней и обусловленные ею отношения. Процессуальные административно-правовые нормы не всегда имеют четкие рамки  и границы, однозначно определяющие их процедурно-процессуальный характер, что на практике затрудняет разграничение  материальных и процессуальных прав. Например, нормы, определяющие порядок  приема, рассмотрения, разрешения жалоб  и заявлений граждан, имеют аспекты  не только процессуального, но и материального  административного права.

     Примерно  то же можно сказать о правовых нормах статуса конкурса на замещение  должности в федеральных органах  исполнительной власти и порядке  его проведения. В этом случае в  единое целое смыкаются статутные  и процессуальные административно-правовые нормы. Главная особенность процессуальных частей подобных административно-правовых норм, или «частное» процессуальных административно-правовых норм, состоит  в определении порядка (процедуры) реализации, установленного нормами  материального административного  права в рамках регулируемых отношений. Подчеркнутые выше взаимная зависимость и связь материальной и процессуальной частей многих административно-правовых норм серьезно затрудняют организационно-правовое обеспечение части, именуемой административным процессом.

     Помимо  данного общего деления, существуют также административно юрисдикционные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения различного рода административно-правовых споров.

     Административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие позитивные стороны деятельности по управлению, именуются административно-процедурными. Это, например, нормы, определяющие порядок деятельности Правительства РФ (регламент), регламенты других органов исполнительной власти, правила подготовки заседаний, оформления принятых решений. Грань в таких случаях между административно-процессуальными и административно-процедурными нормами еще менее заметна. Иногда выделяют регулятивные и правоохранительные административно-правовые нормы. Но ведь правоохранительные нормы, независимо от их особенностей, обладают качествами регулятора соответствующих отношений.

     Более важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе указанного критерия можно выделить следующие виды административно-правовых норм:

     1) обязывающие, т.е. предписывающие  в предусмотренных данной нормой  условиях совершать определенные  действия. Веления, которые содержатся  в такого рода административно-правовых нормах, могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу либо переводе на другую должность администрация обязана издать приказ; создающиеся общественные или коммерческие объединения должны пройти регистрацию; ряд органов, учреждений и организаций, чтобы иметь право нa занятие определенной деятельностью, должны вначале получить лицензию от соответствующей инстанции (органа), дающую право заниматься указанной деятельностью;

     2) запрещающие административно-правовые  нормы, т.е. такие, которые предусматривают  запрет на совершение тех или  иных действий в условиях, определенных  данной нормой. Запреты могут  носить либо общий, либо специальный  характер. Например, действие (бездействие), составляющее административное  правонарушение, является общим  запретом. Милиции запрещено применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин с явными признаками беременности, граждан с признаками инвалидности; должностным лицам таможенных органов (разновидность органов исполнительной власти) запрещается применять огнестрельное оружие в отношений женщин, граждан с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью работников таможенных органов РФ, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние люди (ст. 427 ТК PФ).

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"