Контрольная работа по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

1. Административный процесс и производство по делам об административных правонарушениях.
2. Работники милиции задержали Мухитдинова в состоянии опьянения и доставили в РОВД. Выслушав их рапорт, дежурный РОВД начал составлять протокол. По требованию дежурного Мухитдинов предъявил паспорт, выданный в г. Казань республики Татарстан, и сказал, что плохо знает русский язык, не может понять, за что его задержали, и просит вызвать его друга Бихбулатова, к которому он приехал в гости и который хорошо знает оба языка – русский и татарский. Дежурный записал в протокол данные паспорта, сделал отметку об отказе от дачи показаний и подписи протокола, попросил двух работников милиции этот акт заверить и направил Мухитдинова в вытрезвитель. По дороге в медвытрезвитель Мухитдинов возмущался, требовал адвоката. Утром с него взыскали стоимость услуг вытрезвителя и оштрафовали.
Нарушены ли в данном случае принципы производства?
3. Какими нормативными актами регулируются производство по делам об административных правонарушениях?

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Четко определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Установлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    • отсутствие события и состава административного правонарушения;
    • издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания;
    • отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
    • истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока давности привлечения к административной ответственности.

Названные обстоятельства относятся как к физическим, так  и к юридическим лицам. Кроме  того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении физических лиц, не достигших на момент совершения противоправных действий (бездействия) 16 лет или совершивших их в состоянии невменяемости или крайней необходимости. К таким обстоятельствам отнесена также смерть физического лица, в отношении которого ведется производство.

Производство прекращается также при наличии по одному и  тому же факту совершения правонарушения лицом, в отношении которого ведется  производство по этому делу, постановления  о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Производство ведется  на русском языке — государственном  языке Российской Федерации. Оно  может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находятся органы и должностные лица уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также, если того требуют интересы обеспечения безопасности участников производства, членов их семей, их близких, наконец — защиты чести и достоинства этих лиц. Решение о закрытом рассмотрении выносится органом (должностным лицом), рассматривающим дело.

Лица, участвующие в  производстве, вправе заявить ходатайства, подлежащие обязательному и немедленному рассмотрению. Форма ходатайства письменная. Судья, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, может отказать в удовлетворении ходатайства.

Надзор за точным и  единообразным исполнением законов  при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры (за исключением дел, находящихся в производстве суда).

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности различают:

• упрощенное (ускоренное) производство. Примером упрощенного  производства является взимание штрафа в соответствии со ст. 237 КоАП РСФСР на месте совершения административного правонарушения;

• особое (усложненное) производство. Примером особого производства является процедура рассмотрения судьями  дел о мелком хищении, мелком хулиганстве. Для рассмотрения таких дел определены специальные сроки, разрешен принудительный привод лица, привлекаемого к ответственности, установлен особый порядок обжалования и пересмотра постановлений.

Производство по делам  об административных правонарушениях  базируется на следующих основных принципах:

• законности. Сущность данного принципа заключается в том, что применение норм права или иная форма реализации правовых норм должны быть законными;

• объективности. Принцип  объективности означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств рассматриваемого дела;

• равенства перед законом и органом, разрешающим дело. Суть данного принципа заключается в административно-процессуальном статусе субъектов, согласно которому все равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

• гласности. Данный принцип  закреплен в ст. 229 КоАП РСФСР, согласно которой: "Дело об административном правонарушении рассматривается открыто. В целях повышения воспитательной и предупредительной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя". Исключения составляют случаи, когда открытое рассмотрение дела противоречит интересам охраны государственной тайны;

• своевременности. Своевременное  выяснение обстоятельств каждого  дела означает соблюдение установленных  административно-правовыми нормами процессуальных сроков, которое должно обеспечить неотвратимость ответственности виновных, предупреждение новых правонарушений т др.

В ходе производства по делу могут участвовать различные  лица, которые можно разделить  на три группы:

А) Компетентные органы и должностные лица, которые наделены правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела, т.е. полномочные вести производство по делу и его рассматривать (в зависимости от уровня органов государственного управления - федеральные и субъектов Федерации):

    • административные комиссии при местных администрациях районов, городов, поселков;
    • администрации районов, городов, поселков, сел;
    • комиссии по делам несовершеннолетних;
    • районные (городские) суды и мировые судьи;
    • органы внутренних дел и их должностные лица;
    • иные органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции (прокуратура).

Б) Субъекты, имеющие личный интерес в деле:

    • лицо, привлекаемое к административной ответственности;
    • потерпевший (лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред);
    • законные представители обеих сторон (лица, привлекаемого к административной ответственности и потерпевшего) - родители, усыновители, опекуны, попечители;
    • лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему (с момента составления  протокола);
    • адвокат (защитник) привлекаемого лица (с момента составления протокола).

В) Лица и органы, содействующие  осуществлению производства:

    • свидетели (лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по конкретному делу);
    • эксперты и специалисты (назначаются в случае возникновения необходимости в специальных познаниях);
    • переводчики (привлекаются в том случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не владеет языком, на котором ведется производство);
    • понятые.

Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением  причинен моральный, физический или имущественный вред.

Законные представители физического  лица — родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетних нарушителей или потерпевших, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях.

Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении  его ведется производство или оно является потерпевшим.

В таком качестве выступает руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой же помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя — официальной доверенностью.

Свидетель — любое лицо, которому могут быть известные какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

Свидетель предупреждается  об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей он также может нести административную ответственность.

При опросе несовершеннолетнего  свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога.

Свидетель вправе не свидетельствовать  против себя, своего супруга и близких родственников.

Понятой — привлекаемое к участию в производстве любое  не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Присутствие понятых обязательно при применении мер обеспечения производства. Число понятых должно быть не менее двух.

Специалист — любое  не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Переводчик — лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода.

Участники производства вправе знакомиться с материалами  дела, заявлять ходатайства, делать заявления  и замечания, приносить жалобы на постановление по делу.

В производстве по делам  об административных правонарушениях вправе участвовать прокурор (возбуждать производство; участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам). Независимо от участия в деле он может принести протест на постановление по делу.

О месте и времени  рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по его инициативе, извещается прокурор.

При определенных обстоятельствах в качестве защитника или представителя к участию в деле не допускаются:

а) в качестве защитника или представителя: сотрудники государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, а также, если они привлекались ранее по данному делу в ином качестве;

б) специалист, эксперт  и переводчик, если они находятся  в родстве с потерпевшим и  привлекаемым, их законными представителями, защитником, прокурором, судьей, должностным лицом, рассматривающим дело, а также, если они ранее по данному делу привлекались в ином качестве.

При этих обстоятельствах названные лица подлежат отводу (самоотводу).

Потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту, переводчику возмещаются расходы, понесенные ими в связи с участием в производстве.

Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых судья, орган (должностные  лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Предмет доказывания  составляют обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), наказуемые в административном порядке; виновность лица; обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; характер и размер причиненного ущерба; обстоятельства, исключающие производство; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Эти данные устанавливаются  протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, в отношении которых ведется производство, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Если при производстве возникает необходимость в использовании специальных познаний, назначается экспертиза. Должностные лица, ведущие производство, вправе брать пробы, образцы почерка и образцы товаров, необходимые для проведения экспертизы.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"