Контрольная работа по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 05:43, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение.
Это связано, во-первых, с теми изменениями, которые происходят в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть исполнительная власть как одна из трех ветвей государственной власти.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…4
1. Административная ответственность…………………………………………6
1.1 Понятие и виды административной ответственности………………….…6
1.2. Принципы, цели, функции административной ответственности………...7
1. 3. Законодательство об административной ответственности……………...10
1.4 Освобождение от административной ответственности ее исключение
по действующему российскому законодательству…………………………..11
2. Формы и методы государственного управления………………………………………..12
2.1 Формы управления………………………………………………………….12
2.2 Методы управления………………………………………………….………15
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список используемой литературы……………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

админ право.docx

— 38.07 Кб (Скачать)

3. Невменяемость – состояние,  при котором лицо не могло  сознавать фактический характер  и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить  ими вследствие хронического  расстройства, слабоумия или иного  болезненного состояния психики.

Так, если нет хотя бы одного из элементов состава правонарушения, то нет и самого правонарушения, а без правонарушения не может  быть и ответственности за него.

 

2. Формы и методы государственного управления

2.1 Формы управления

Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов государственного управления и должностных лиц, осуществляемых в определенных формах и соответствующими методами.

Под формами государственного управления следует понимать внешнее практическое выражение управленческой деятельности (то есть функций) в конкретных действиях, совершаемых органом государственного управления (должностным лицом) в пределах компетенции и вызывающее определенные последствия получило наименование форм этой деятельности.

Формы управленческой деятельности выражают, по существу, ее содержание. Они дают представление о том, как практически выполняется  данная функция управления, решается данная управленческая задача. Фактически речь идет о том, как осуществляется сама управленческая деятельность. Формы  призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими  затратами сил, средств и времени.

Формы управленческой деятельности многообразны. Это разнообразие, однако, вовсе не свидетельствует о том, что каждый орган государственного управления полностью самостоятелен  в выборе способа своих действий. Как правило, формы деятельности регламентируются административно-правовыми  нормами (например, в положениях об отдельных органах государственного управления, должностных инструкциях).

В науке административного  права наиболее распространена классификация  форм управленческой деятельности по следующим группам:

Издание правовых актов –  нормативных и индивидуальных (принятие решений); совершение иных юридически значимых действий; проведение непосредственно  организационных мероприятий; осуществление  материально-технических операций. Фактически здесь речь идет о различии управленческой деятельности по ее конечному  результату, или, иными словами, ее правовым последствиям.

В издании правовых актов  в наибольшей степени проявляется  государственно-властный характер управления. Осуществляя эту форму управления на основе и во исполнение закона, органы управления практически реализуют  свою компетенцию. Поэтому эта форма  управленческой деятельности наиболее значима, является правовой, т.е. влечет юридические последствия. Через данную форму реализуются правоприменительные, правоустановительные и правоохранительные функции исполнительной власти.

В правовых актах органы управления либо устанавливают новые  общие правила поведения (нормативные  акты), либо принимают предписания  персонифицированного характера по конкретным обстоятельствам дела (индивидуальные акты). Совершение иных юридически значимых действий также является правовой формой управленческой деятельности. Они осуществляются при наступлении соответствующих  условий, указанных в правовой норме, без принятия индивидуальных актов. Это такие действия, как применение мер пресечения противоправных действий (задержание нарушителя, изъятие и  уничтожение спиртных напитков домашней выработки, изъятие вещей и документов); регистрация определенных фактов (прописка и выписка граждан, регистрация  автотранспорта); выдача официальных  документов типа прав на вождение транспортных средств и т.д.

Проведение непосредственно  организационных мероприятий относится  к неправовым формам управленческой деятельности и включает: инспектирование, изучение и распространение передового опыта, разъяснение содержания и целей законов и иных правовых актов, подготовку и рассылку информационных материалов, обзоров, писем и т.д. Все они широко используются для обеспечения четкой и эффективной работы соответствующих систем управления.

Эффективность управленческой деятельности в немалой степени  зависит от умелого сочетания  правовых и не правовых форм деятельности.

 

2.2 Методы управления

Под методами применительно  к каким-либо видам деятельности понимают обычно способы или средства достижения поставленных целей, решения  возникающих задач. Следовательно, применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных  лиц) на основе закрепленной за ними компетенции и в соответствующей форме.

Методы государственного управления показывают, как, каким образом  государство решает встающие перед  ним задачи в области управления. Иначе говоря, они определяют качественную сторону управления.

Метод управления фактически выражает различные аспекты практической деятельности того или иного исполнительного  органа (должностного лица), т.е. помогает получить ответ на вопрос – как  они действуют?

Методам управления присущи  следующие характерные черты:

они реализуются в процессе деятельности, имеющей государственный  характер; они формируются по воле государства, производны от него; они  используются органами государственного управления, в них, в силу этого, выражаются присущие этим органам полномочия государственно-властного  характера; для методов управления характерна правовая форма их непосредственного  практического выражения. Свое наиболее ощутимое проявление они получают в  правовых актах управления.

Для обеспечения необходимого поведения участников общественных отношений в области государственного управления применяются различные  методы, которые можно свести в две наиболее общие группы: методы убеждения и методы принуждения.

Меры убеждения могут  быть правовыми и организационными, моральными и материальными, выраженными  устно или письменно и т. д.

Принуждение – вспомогательный  метод в управлении, он сочетается с убеждением, основан на убеждении  и дополняет его. Принуждение  находит свое выражение в применении мер административного и дисциплинарного  воздействия, в возложении на государственных  служащих обязанности возместить ущерб, причиненный их неправильными служебными действиями, в привлечении к уголовной  ответственности.

В границах соотношения убеждения  и принуждения может проводиться  более детальная классификация  методов управления по разным основаниям. Из множества классификационных  вариантов, как правило, наиболее распространенным является в зависимости от характера (содержания) управляющего воздействия  выделение двух групп методов  – административных и экономических.

Административные методы – это государственно-властное прямое воздействие на поведение объекта  управления путем установления для  него определенных задач, прав и обязанностей, того или иного варианта поведения. Фактически же административные методы выражаются в административном нормотворчестве, распорядительстве, в административной юрисдикции. Они наиболее последовательно  выражают властную природу управленческой деятельности.

Должное поведение в сфере  государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых (соподчинение воль). При этом используются средства убеждения и принуждения. Однако возможности использования  административных методов имеют  свои пределы, особенно в связи с переходом к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления, резким усилением самостоятельности субъектов хозяйствования, устранением прямой организационной подчиненности предприятий министерствам и ведомствам, развитием договорных связей в сфере государственного управления экономикой.

Переход к экономическим методам руководства (косвенного воздействия) на всех уровнях народного хозяйства – одно из важнейших направлений проводимой в Республике Беларусь радикальной реформы управления экономикой.

Экономические методы выражаются в создании таких условий для объектов управления, при которых они сами выбирают под влиянием экономических (материальных) стимулов должный вариант поведения. Чаще всего стимулирующие средства выражаются в материальном поощрении, предоставлении имущественных льгот (налоговые льготы, льготное кредитование, лицензирование продукции и т.д.).

Следует отметить, что формы  и методы управления взаимосвязаны. Суть соотношения методов управления и соответствующих форм управления состоит и том, что если метод  отражает содержание управленческой деятельности, то форма есть способ выражения этого  содержания.

Метод управления, условно  говоря, есть ни что иное, как возможность соответствующего воздействия со стороны управляющего субъекта на управляемый объект. Но для того, чтобы эта возможность стала действовать интенсивно, необходимо облечь ее в определенную форму. Таким образом, метод и форма являются взаимосвязанными сторонами процесса управления.

 

Заключение

Ответственность – понятие  классовое. В каждом конкретном случае определяется и реализуется с  учетом социальных, исторических, экономических, идеологических и других объективных  и субъективных условий конкретной политической системы. Поэтому ответственность  представляет собой особый вид социальной связи элементов, общества и является одним из важнейших институтов организации  общественной жизни.

Можно выделить два аспекта  понимания ответственности и  ее реализации:

Первый связан с осуществлением долга, с должным поведением (самоорганизацией поведения), соответствием своего поведения  социальным обязанностям, как общим, так и специальным (например, быть честным, добрым, не красть, не убивать  и т.п.); ее условно называют активной, перспективной ответственностью.

Второй ориентирован на оценку поведения, отклоняющегося от норм и  его результатов, последствий, т.е. ответственность  за содеянное. По времени также ответственность является ретроспективной. Данная ответственность носит правовой характер и является предметом изучения юридических наук.

Административная ответственность  является одной из разновидностей юридической  ответственности. Она, как и уголовная, дисциплинарная и материальная, устанавливается  государством посредством издания  правовых норм; нарушений (неисполнение) этих норм влечет наказание (взыскание); порядок наложения взыскания  и его исполнения определяется государством.

Административная ответственность  в юридической литературе рассматривается  как следствие правонарушения.

В административном праве  под административной ответственностью принято принимать ответственность  граждан и должностных лиц  перед органами государственного управления, а в случаях прямо предусмотренных  законом народным судом (народными  судьями), за нарушение общеобязательных административно-правовых норм, выраженную в применении к нарушителям установленных  административных санкций.

Исходя из изложенного, в качестве характерных черт (признаков) административной ответственности можно выделить следующее:

  1. наступает при совершении лицом правонарушения;
  2. устанавливается преимущественно нормами административного права;
  3. субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане и должностные лица)
  4. поступает во внесудебном порядке;
  5. порядок наложения взыскания регламентируется административно-процессуальными нормами;
  6. не влечет последствий в виде судимости;
  7. играет важную роль в профилактике преступлений.

Следовательно, административная ответственность – это предусмотренная  нормами административного права  обязанность лица отвечать за свое неприкосновенное деяние (действие или  бездействие) и нести наказание  в установленном законом порядке.

 

 

 

Список литературы

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.11.2008 №197-ФЗ
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г., Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, №52 (ч. 2), ст. 1274.  
  4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений), Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984, №27, ст. 909.
  5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ, в ред. Федерального конституционного закона от 05.04.2005 №3-ФКЗ, КонсультантПлюс, ст. 1.
  6. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 09 марта 2004 г. №314, в ред. Указа Президента РФ от 07.10.2008 №1445, КонсультантПлюс, ст. 2.

Литература

  1. Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, стр. 139–143.
  2. Административное право: Учебник. Издание второе, Л.Л. Попов, 2005, КонсультантПлюс, стр. 133–135 (Глава 12, раздел 1)
  3. Административное право: Учебник. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю., ЗАО Юстицинформ, 2007, стр. 92–94
  4. Правоведение: Учебник для высших учебных заведений, М.И. Абдуллаев, Магистр-Пресс, 2004, стр. 151
  5. Административная ответственность: Учебное пособие, И.В. Тимошенко, Москва, «Март», 2004, стр. 22–27.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"