Контрольная работа по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. В чем состоит понятие административного права, его предмет и метод?
Вопрос 2. Охарактеризуйте систему и источники административного права.
Вопрос 3. В чем сущность понятий государственной службы, государственной должности?
Вопрос 4. Расскажите о субъектах административного права, их классификации, понятии правосубъектности.

Работа содержит 1 файл

контрольная работаАП.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Вопрос 1. В чем состоит понятие административного права, его предмет и метод?

Ответ: Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

Характеристика административно-правового метода:

1) представляет собой  определенное соотношение средств  предписания, запрета и дозволения;

2) наиболее присущи  правовые средства распорядительного типа;

3) чаще всего представляет  собой одностороннее волеизъявление  одного из участников регулируемого  отношения;

4) не исключает использования  диспозитивных средств;

5) отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание – метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

В настоящее время  диспозитивные средства правового  регулирования начали применяться  все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления. 

 

Вопрос 2. Охарактеризуйте систему и источники административного права.

Ответ: К числу источников административного права относятся:

  • Конституция РФ, многие нормы которой, например, закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти, разграничивающие предметы ведения между Российской Федерацией и ее субъектами и др., имеют административно-правовую направленность, а также соответствующие нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации;
  • Законы Российской Федерации — федеральные законы, касающиеся предмета административно-правового регулирования (например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и соответствующие законы субъектов Российской Федерации;
  • Нормативные Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), а также соответствующие нормативные акты руководителей субъектов Российской Федерации;
  • Нормативные Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»), а также соответствующие нормативные акты правительств субъектов Российской Федерации;
  • Приказы, инструкции, распоряжения, постановления и другие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующие нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Межгосударственные соглашения (например, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г.). В то же время, административное право — это внутренней управленческое право каждого государства и международные акты в этой сфере являются его источниками скорее как исключение, нежели правило.

 

Вопрос 3. В чем сущность понятий государственной службы, государственной должности?

Ответ: Государственная служба — это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Должность — это категория, присущая любому служащему, в том числе и государственному служащему: она предоставляется для выполнения возложенных на конкретного служащего, ее замещающего, определенных задач и функций по реализации государственной службы в целом.

Должность государственной  службы — это учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного аппарата, отражающая содержание и объем полномочий замещающего ее лица. Из совокупности должностей как первичных элементов государственного аппарата состоят построенные по функциональному принципу отделы и управления, из которых состоит тот или иной государственный орган, совокупность которых (государственных органов), в свою очередь, образуют государственный аппарат в целом.

 

Вопрос 4. Расскажите о субъектах административного права, их классификации, понятии правосубъектности.

Ответ: Субъекты административного права:

1.Организация — это коллектив работников разной численности, возглавляемый органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

По целям своей деятельности организации подразделяются на:

  • Коммерческие;
  • Некоммерческие.

Коммерческими организациями  согласно ст. 50 ГК РФ являются организации, преследующие извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут  создаваться в форме:

    • Хозяйственных товариществ и обществ;
    • Производственных кооперативов;
    • Государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В целях координации  своей предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов  этих организаций ими по договору между собой могут создаваться объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся уже некоммерческими организациями.

Некоммерческих организаций могут создаваться в форме:

    • Потребительских кооперативов,
    • Благотворительных и иных фондов,
    • а также в других предусмотренных законом организационно-правовых формах.

Некоммерческие организации  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность, но только если это необходимо для достижения целей, ради которых  они были созданы и соответствует  этим целям.

По видам собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).

По роду деятельности (предназначению) организации подразделяются на такие виды, как предприятия, Учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т.д.).

2.Предприятие — это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Таковыми являются заводы, фабрики, шахты, кооперативы, артели, железные дороги, пароходства, почтамты, строительные, торговые и многие другие предприятия, создаваемые в таких организационно-правовых формах, как полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью акционерное общество, государственное или муниципальное унитарное предприятие и пр. Предприятия могут создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества либо органами, уполномоченными на то собственниками имущества. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основании его учредительных документов. Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является его устав, который утверждается учредителем предприятия. Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава либо только учредительного договора.

3.Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др.

Таким образом, основное различие между предприятиями и  учреждениями как видами организаций  состоит в содержании их основных функций.

Административная правосубъектность  государственных и негосударственных предприятий различна.

Государственные предприятия  находятся в собственности государства. В этой связи создание таких предприятий  относится к ведению государственных  органов. Они определяют цели деятельности предприятий, занимаются вопросами  их размещения, утверждают их устав, управляют этими предприятиями. Государственные органы назначают на должность и освобождают от должности руководителей предприятий, осуществляют контроль и надзор за их деятельностью, занимаются реорганизацией и ликвидацией этих предприятий и т.д. Что же касается негосударственных (частных) предприятий, то здесь влияние государства на их деятельность ограничено и сводится к установлению общего административно-правового режима их деятельности и контролю за его соблюдением.

Административно-правовой статус государственных учреждений во многом аналогичен статусу государственных предприятий, а негосударственных учреждений — негосударственным предприятиям: их оперативная деятельность не координируется, а только контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

Нормы права, устанавливающие  административно-правовой статус предприятий  и учреждений, независимо от форм их собственности, устанавливают:

1)государственную регистрацию  предприятий и учреждений;

2)порядок производства их государственной регистрации и основания для отказа в такой регистрации;

3)общий порядок их  взаимоотношений с исполнительными  органами государственной власти;

4)общий порядок ведения  и представления бухгалтерской  и статистической отчетности  государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

 

Вопрос 5. Дайте понятие административной ответственности, ее признаки и основания.

Ответ: Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Основные признаками (характерные черты) административной ответственности можно свести к следующему:

  • во-первых, она является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоуправления в рамках внеслужебного подчинения и т.п.);
  • во-вторых, основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной — преступление, дисциплинарной — дисциплинарный проступок, материальной — причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;
  • в-третьих, в отличие от других видов юридической ответственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответственность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-правовая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс соответственно), административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;
  • в-четвертых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной — только физические лица (хотя и идет дискуссия о дисциплинарной ответственности коллективных образований — таких ее появлений, как, например, отставка правительства, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п.);
  • в-пятых, процедура (процесс) привлечения к административной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности (в частности, уголовной и гражданско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уголовным и гражданским процессом);
  • в-шестых, административное наказание как мера административной ответственности, всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая, как и административная ответственность, регулируется в большинстве своем нормами административного права;
  • в-седьмых, административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов (глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых судей и более 60 видов внесудебных органов — и это только федеральный уровень), тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью (в пределах их компетенции), уголовные наказания — только судом, меры гражданско-правовой и материальной ответственности — в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке);
  • в-восьмых, практическая реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сближает с ответственностью дисциплинарной, где, так же как и в административной, лицо считается подвергнутым взысканию (наказанию) в течение установленного срока (один год, хотя методика его отсчета все же разная).

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"