1.
Система федеральных органов
исполнительной власти (виды, их
административно-правовой статус).
Отличие указанных органов от
органов исполнительной власти
субъектов РФ и от органов
местного самоуправления.
Федеральные
органы исполнительной власти представляют
собой сложную иерархическую, разветвленную,
многоотраслевую функциональную систему,
объединяющую в себе как коллегиальные,
так и единоличные органы. Согласно
ч. 1 ст. 110 Конституции РФ и ст. 1 Закона
о Правительстве РФ ведущую роль
в системе федеральных органов
исполнительной власти исполняет Правительство
РФ, являясь коллегиальным органом.
Разнообразие федеральных органов
исполнительной власти объяснимо дифференциацией
и специализацией их функций, выражаемых
в управлении, координировании, регулировании
и осуществлении контроля в порученных
им сферах.
В зависимости от характера,
объема и содержания полномочий
федеральные органы исполнительной
власти подразделяются на органы
общей, отраслевой и специальной
(функциональной) компетенции. Правительство
РФ, которое является органом
общей компетенции, осуществляет
и обеспечивает общее руководство
экономикой, социально-культурной, политической
и административной сферами, разрабатывает
и обеспечивает исполнение государственного
бюджета, защиту интересов государства,
охрану собственности и общественного
порядка, проводит меры по обеспечению
защиты прав и свобод граждан,
охране государственной безопасности
и т.д. и реализует иные полномочия,
возложенные на него Конституцией
РФ, федеральными законами, указами
Президента РФ. Иными словами,
Правительство РФ должно осуществлять
государственное управление.
Правительство РФ функционирует
посредством работающих под его
руководством федеральных органов
исполнительной власти отраслевой
и специальной (функциональной) компетенции
(министерства, комитеты, агентства, надзоры,
службы и т.д.), которые руководят отдельными
отраслями государственного управления.
Разнообразие сфер и отраслей
управления предполагает решение
такой важной и актуальной
проблемы, как установление типологии
федеральных органов исполнительной
власти, представляющей собой стабильную
и обоснованную систему органов
с определенными правовым статусом,
целями, видами и объемом выполняемых
функций и полномочий с учетом
их места и роли в государственном
регулировании. Закрепление данной
типологии является ядром проекта
закона "О федеральных органах
исполнительной власти". Только
после законодательного закрепления
правового статуса федеральных
органов исполнительной власти
можно будет их функционально
разграничить в рамках собственной
компетенции.
За последние несколько лет
система федеральных органов
исполнительной власти менялась
несколько раз: если обозначить
крупными временными блоками,
то это - от указов Президента
РСФСР от 28.11.91 N 242 "О реорганизации
центральных органов государственного
управления РСФСР", от 14.08.96 N 1176 "О
системе федеральных органов
исполнительной власти", от 17.05.2000
N 867 "О структуре федеральных
органов исполнительной власти"
до Указа N 314.
Рассматривая структуру федеральных
органов исполнительной власти,
основываясь на указах Президента
РФ в период 1996-2000 гг., следует
выделить следующие их основные
структурные звенья: федеральные
министерства, государственные комитеты,
федеральные комиссии, федеральные
службы, российские агентства, федеральные
надзоры, иные федеральные органы
исполнительной власти (например, Главное
управление специальных программ
Президента РФ, Комитет по финансовому
мониторингу). Вместе с тем не
исключены были и дальнейшие
уточнения в системе федеральных
органов исполнительной власти
путем издания соответствующих
указов Президента РФ.
Так, согласно данным указам
федеральное министерство являлось
отраслевым органом, который проводит
государственную политику и осуществляет
управление в установленной сфере
деятельности, а также координирует
деятельность в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной
власти. Государственный комитет
осуществлял межотраслевую координацию
по вопросам, отнесенным к его
ведению, а также функциональное
регулирование в определенной
сфере деятельности. Федеральные
комиссии (Федеральная комиссия
по рынку ценных бумаг и
Федеральная энергетическая комиссия)
по своему управленческому назначению
и правовому статусу оказались
полностью приравненными к государственным
комитетам. В положениях о них
отсутствовало только упоминание
о "межотраслевой координации".
Соответствующие федеральные службы
(ФСБ, Фельдъегерская служба, Архивная
служба и т.д.) мало чем отличались
от министерств и комитетов,
так как, по сути, осуществляли
либо отраслевые функции (пограничная
служба), либо межотраслевые (служба
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды). В общем виде
можно было выделить следующие
функции, осуществляемые службами:
1) государственное управление в
соответствующей сфере (например,
архивная служба, служба железнодорожных
войск);
2) контрольные (надзорные), разрешительные
функции (например, служба по финансовому
оздоровлению и банкротству; например,
Госгортехнадзор России, Госатомнадзор
России, Федеральный надзор России
по ядерной и радиационной
безопасности);
3) специальные функции (фельдъегерская
служба).
Исходя из вышеприведенных примеров,
можно заключить, что структура
федеральных органов исполнительной
власти была перегружена дублирующими
функциями, не проводилось разграничения
по правовому статусу между
комитетами, службами, комиссиями и
министерствами. Система была громоздкой
и требовала реструктуризации.
В соответствии с Указом N 314 в
систему федеральных органов
исполнительной власти входят: федеральные
министерства, федеральные службы
и федеральные агентства. Данный
Указ закрепил трехзвенную систему
федеральных органов исполнительной
власти, где координирующими и
определяющими государственную
политику в соответствующей сфере
(области) являются федеральное
министерство и находящиеся в
его ведении федеральная служба
и (или) федеральное агентство.
В результате реорганизации структуры
и системы федеральных органов
исполнительной власти было сокращено
большое количество министерств
и осуществлено их укрупнение.
В
ведении Президента РФ остались, как
и ранее, 5 министерств (МВД России,
МЧС России, МИД России, Минобороны
России, Минюст России), а также некоторые
федеральные службы (в частности,
Государственная фельдъегерская служба
РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная
служба безопасности РФ, Федеральная
служба РФ по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ,
Федеральная служба охраны РФ) и
федеральные агентства (Управление
делами Президента России)1. Правительство
РФ руководит 10 министерствами с находящимися
в их ведении федеральными службами и
агентствами. Кроме того, в непосредственное
ведение Правительства РФ входят соответствующие
федеральные службы и федеральные агентства
(Федеральная антимонопольная служба,
Федеральная служба по тарифам и др., Федеральное
агентство по атомной энергии, Федеральное
космическое агентство).
Согласно Указу N 314 существуют
два вида федеральных органов
исполнительной власти, руководство
деятельностью которых осуществляют
Президент РФ и Правительство
РФ2. Правовой статус данных органов
исполнительной власти отличают а) принцип
непосредственной подчиненности и б) то,
что порядок утверждения положений о данных
органах, взаимодействии друг с другом,
назначении их руководителей осуществляется
либо Президентом РФ, либо Правительством
РФ. Что касается федеральных служб, находящихся
в ведении Президента РФ, то помимо контрольных
на них также возложены специальные функции
- в области обороны, государственной,
общественной безопасности и т.д. В случаях,
устанавливаемых указами Президента РФ
и постановлениями Правительства РФ, федеральная
служба вправе осуществлять в установленной
сфере нормативно-правовое регулирование,
управление государственным имуществом
и оказание платных услуг. Исходя из своего
функционального назначения, данные федеральные
органы исполнительной власти "выпадают"
из правового статуса федеральных служб.
Посредством закрепленных за
федеральным министерством функций
оно обеспечивает единство деятельности
находящихся в его ведении
федеральных служб и федеральных
агентств. Руководит федеральным
министерством Правительство РФ,
за исключением случаев обеспечения
конституционных полномочий Президента
РФ либо подведомственности Президенту
РФ в соответствии с законодательными
актами РФ. Вместе с тем, следует
отметить, что федеральное министерство
не вправе осуществлять функции
по контролю и надзору, правоприменительные
функции, а также управлять
государственным имуществом, кроме
случаев, устанавливаемых указами
Президента РФ.
Основными целями деятельности
федерального министерства являются:
участие в разработке и реализации
государственной политики применительно
к соответствующей отрасли (сфере);
анализ состояния и тенденций
развития в соответствующей отрасли
(сфере); оценка и формирование
правовых и экономических условий,
способствующих повышению эффективности
деятельности предприятий, учреждений,
организаций по профилю отрасли
(сферы), проведению структурных
преобразований в отрасли (сфере)
деятельности федерального министерства;
обеспечение реализации федеральных
законов и контроль за их
исполнением в отрасли (сфере).
В отношении находящихся в
его ведении федеральных служб
и федеральных агентств министерству
предоставлены достаточно широкие
полномочия. В частности, федеральный
министр утверждает ежегодный
план и показатели деятельности
федеральных служб и федеральных
агентств, а также отчет об
их исполнении; вносит в Правительство
РФ по представлению руководителя
федеральной службы, федерального
агентства проекты положений
об этих органах, предложения
о предельной штатной численности
и фонде оплаты труда их
работников; вносит в Минфин России
предложения по финансированию
федеральных служб и федеральных
агентств, дает подведомственным
службам и агентствам поручения
и контролирует их исполнение
во исполнение поручений Президента
РФ и Председателя Правительства
РФ.
В пределах своих полномочий
федеральное министерство взаимодействует
с соответствующими органами
государственной власти субъектов
РФ1 и с исполнительными органами
межгосударственных объединений, участником
которых является Российская Федерация.
Для осуществления своих полномочий федеральное
министерство может создавать территориальные
и межтерриториальные органы по согласованию
с Полномочным представителем Президента
РФ в федеральном округе, организует взаимодействие
подразделений находящихся в его ведении
федеральных служб и федеральных агентств
с органами местного самоуправления, в
том числе по выполнению последними делегированных
государственных полномочий (например,
заключает соглашения с иными органами
исполнительной власти, с органами местного
самоуправления, общественными и иными
объединениями).
Федеральная служба, являясь федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляет функции по контролю
и надзору в порученной сфере
(области) деятельности и находится
в ведении либо соответствующего
федерального министерства, либо
Президента РФ, либо Правительства
РФ. Основными целями федеральной
службы являются: реализация государственной
политики в установленной сфере
(области) деятельности посредством
контрольной (надзорной) деятельности
(лицензионной, регистрационной и
иной разрешительной деятельности)
с целью обеспечить выполнение
требований нормативных правовых
и нормативно-технических актов
субъектами общественных отношений
(государственными органами, органами
местного самоуправления, лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность,
гражданами (апатридами, бипатридами);
обеспечение вышеназванных субъектов
и иных заинтересованных лиц
информацией по предметам деятельности
федеральной службы и т.д. Федеральная
служба не вправе осуществлять
нормативно-правовое регулирование,
кроме случаев, устанавливаемых
указами Президента РФ.