Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений…………………………………………………..4
Рассекречивание сведений и их носителей……………………….……..14
Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны..17
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

информ.пр..docx

— 45.44 Кб (Скачать)

Устанавливаются три степени  секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие  этим степеням грифы секретности  для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен  безопасности Российской Федерации  вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных  сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Основанием для засекречивания сведений является их соответствие перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий  гриф секретности. Основаниями для  рассекречивания сведений являются:

·     взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

·     изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен  по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. 

К органам защиты государственной  тайны относятся:

1.   межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

2.   органы исполнительной федеральной власти (Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах;

3.   органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны  является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной  власти по защите государственной тайны  в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных  и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Допуск должностных лиц  и граждан Российской Федерации  к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное  гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных  граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц  и граждан к государственной  тайне предусматривает:

·     принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну.

Для должностных лиц и  граждан, допущенных к государственной  тайне на постоянной основе, устанавливаются  следующие льготы:

·     процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

·     преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Устанавливаются три формы  допуска к государственной тайне  должностных лиц и граждан, соответствующие  трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным.

Наличие у должностных  лиц и граждан допуска к  сведениям более высокой степени  секретности является основанием для  доступа их к сведениям более  низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и  порядок переоформления допуска  граждан к государственной тайне  устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске  к государственной тайне могут  являться:

·     признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

·     наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации;

·     постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

·     выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

Допуск должностного лица или гражданина к государственной  тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной  власти, предприятия, учреждения или  организации в случаях:

·     расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

·     однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной  тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к  государственной тайне не освобождает  должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению  сведений, составляющих государственную  тайну.

Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной  тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

К примеру:

ОАО "АК "Химволокно" было объявлено несостоятельным 7 мая 2001 года в связи с окончанием срока  внешнего управления и в связи  с тем, что восстановления текущей  платежеспособности не произошло. Конкурсные кредиторы не определились с кандидатурой конкурсного управляющего. Так как "Химволокно" входит в список социально  значимых предприятий Кемеровской  области, проводить процедуру банкротства  на нем может только арбитражный  управляющий с лицензией третьей  категории или работник ФСФО. Поэтому  представитель территориального органа ФСФО ходатайствовал о признании  компании "Химволокно" несостоятельной  и одновременно о запросе в  ФСФО, об утверждении кандидатуры  конкурсного управляющего. Кандидатура  конкурсного управляющего Федеральной  службой была предложена, но у него не оказалось допуска к государственной  тайне, который требуется при  управлении данным предприятии. Как  пояснили в территориальном органе ФСФО, на получение допуска "понадобится  несколько дней". После этого  суд вернется к рассмотрению данного  вопросу. Поэтому обязанности конкурсного  управляющего ОАО "АК "Химволокно" остался исполнять бывший внешний управляющий предприятия.

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных  подразделений по защите государственной  тайны осуществляется за счет средств  соответствующих бюджетов, а остальных  предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при их выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Средства на финансирование государственных программ в области  защиты государственной тайны предусматриваются  в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой.

 

  1. Рассекречивание сведений и их носителей

Рассекречивание сведений и  их носителей - снятие ранее введенных  в предусмотренном настоящим  Законом порядке ограничений  на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Основаниями для рассекречивания  сведений являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими  в Российской Федерации государственную  тайну;

изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную  тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной  власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны  периодически, но не реже чем через  каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной  власти, на предприятиях, в учреждениях  и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен  по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Правом изменения действующих  в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и  организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие  их руководители органов государственной  власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию  сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня  сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.4

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных  при их засекречивании. До истечения  этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной  власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании  которых они были засекречены.

В исключительных случаях  право продления первоначально  установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.

Руководители органов  государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей  сведений, необоснованно засекреченных  подчиненными им должностными лицами.

Руководители государственных  архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей  сведений, составляющих государственную  тайну, находящихся на хранении в  закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией - фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации - фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.5

Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной  власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной  власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в  государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.

Органы государственной  власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные  архивы, получившие такой запрос, обязаны  в течение трех месяцев рассмотреть  его и дать мотивированный ответ  по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании  запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его  поступления передается в орган  государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной  тайны, о чем уведомляются граждане предприятия, учреждения, организации  и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос.

Уклонение должностных лиц  от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны