Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:36, курсовая работа
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
Введение…………………………………………………………………………...3
Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений…………………………………………………..4
Рассекречивание сведений и их носителей……………………….……..14
Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны..17
Список использованной литературы……………………
Устанавливаются три степени
секретности сведений, составляющих
государственную тайну, и соответствующие
этим степеням грифы секретности
для носителей указанных
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Основанием для засекречивания
сведений является их соответствие перечням
сведений, подлежащих засекречиванию.
При засекречивании этих сведений их
носителям присваивается
· взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
· изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
К органам защиты государственной тайны относятся:
1. межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
2. органы исполнительной федеральной власти (Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах;
3. органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Допуск должностных лиц
и граждан Российской Федерации
к государственной тайне
Допуск лиц, имеющих двойное
гражданство, лиц без гражданства,
а также лиц из числа иностранных
граждан, эмигрантов и реэмигрантов
к государственной тайне
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
· принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:
· процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
· преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Устанавливаются три формы
допуска к государственной
Наличие у должностных
лиц и граждан допуска к
сведениям более высокой
Сроки, обстоятельства и
порядок переоформления допуска
граждан к государственной
Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
· признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
· наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации;
· постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
· выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
· расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
· однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Должностные лица и граждане,
виновные в нарушении законодательства
Российской Федерации о государственной
тайне, несут уголовную, административную,
гражданско-правовую или дисциплинарную
ответственность в соответствии
с действующим
К примеру:
ОАО "АК "Химволокно"
было объявлено несостоятельным 7 мая
2001 года в связи с окончанием срока
внешнего управления и в связи
с тем, что восстановления текущей
платежеспособности не произошло. Конкурсные
кредиторы не определились с кандидатурой
конкурсного управляющего. Так как
"Химволокно" входит в список социально
значимых предприятий Кемеровской
области, проводить процедуру
Финансирование деятельности
органов государственной
Средства на финансирование
государственных программ в области
защиты государственной тайны
Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
Основаниями для рассекречивания сведений являются:
взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Органы государственной
власти, руководители которых наделены
полномочиями по отнесению сведений
к государственной тайне, обязаны
периодически, но не реже чем через
каждые 5 лет, пересматривать содержание
действующих в органах
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Правом изменения действующих
в органах государственной
Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.
В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.
Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.
Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией - фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации - фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.5
Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос.
Уклонение должностных лиц
от рассмотрения запроса по существу
влечет за собой административную (дисциплинарную)
ответственность в соответствии
с действующим
Информация о работе Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны