Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:48, курсовая работа
В связи с этим целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся Конституции как основного закона Республики Беларусь.
Для достижений указанной цели встает необходимость рассмотрения следующих вопросов:
Понятие и социальная сущность Конституции
Юридические свойства Конституции
Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений.
Особенности белоруской конституции
В разделе III фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. Нередко в Конституциях других стран эти положения отсутствуют.
Раздел IV, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.
V раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.
В VI разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями и учреждениями, организациями и гражданами. На органы Комитета государственного контроля возложен контроль над исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.
Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово - кредитной системы РБ.
Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирование всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.
Заключительные и переходные положения помещаются в разделе IX Конституции. Ранее они содержались в законе от 15 марта 1994 года «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь». Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.
Весь текст Конституции состоит из 146 статей и ее положения необходимо трактовать в системной взаимозависимости.
Определение белорусского государства как социального государства впервые появилось в пятой Конституции, принятой парламентом 15 марта 1994г. Cо стороны некоторых лиц, в том числе и руководства Верховного Совета, оно было воспринято настороженно, звучали отрицательные характеристики, суть которых состояла в отождествлении понятий «социальное» и «социалистическое» и что якобы авторы проекта пытаются закрепить в Конституции социалистический характер белорусского государства.
В Конституции РБ прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий.
Необходимо, чтобы Конституция по своему содержанию была направлена на охрану прав и свобод человека и гражданина.
«Чем
меньше расхождений между
Словами «Мы народ...» начинаются Конституции США, России, Беларуси, других стран. В Конституции Беларуси по примеру зарубежных стран подчеркивается, что именно народ является единственным источником государственной власти, его воля является приоритетной по отношению к решениям органов государства.
В
Конституции принцип ее верховенства
сформулирован следующим
Конституция отличается от иного закона, как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким Основным Законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного регулирования, стимулируя и направляя его.
Анализ содержания Конституции Беларуси свидетельствует о стремлении законодателя закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.
От того, насколько гарантированы права и свободы, мы можем судить о том, реальны или декларативны положения Конституции.
Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
Если предложение о внесении изменений и дополнений в Конституцию вносится в Палату представителей гражданами Республики Беларусь, оно рассматривается в соответствии с Регламентом, за исключением визирования, согласования с субъектом права законодательной инициативы и приложения к законопроекту необходимых материалов.
Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.
Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.
Изменения и дополнения Конституции не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.(источник)
Проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
Для подготовки проекта закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию к рассмотрению из числа депутатов Палаты представителей создается специальная комиссия.
Проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию, подготовленный для рассмотрения, должен быть направлен депутатам Палаты представителей и другим субъектам права законодательной инициативы не позднее, чем за 20 дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.
Проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию докладывается в Палате представителей Президентом Республики Беларусь или его представителем. Если проект внесен гражданами Республики Беларусь, то его докладывает Председатель Палаты представителей или его заместитель.
Решение о прекращении обсуждения по проекту закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей.
Проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию вносятся в Палату представителей в порядке и с соблюдением требований, установленных Регламентом для всех законопроектов.
Изменения
и дополнения Конституции могут
быть проведены через референдум.
Решение об изменении и дополнении
Конституции путем референдума считается
принятым, если за него проголосовало
большинство граждан, внесенных в списки
для голосования.
Глава
4. Особенности белорусской
Конституция Республики Беларусь является системным выражением Беларуси как европейского государства. Все наиболее важные европейские конституционные ценности в ней восприняты. Действующая редакция Конституции Республики Беларусь устанавливает эффективную систему власти, достаточно полный и современный перечень прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, оптимальный уровень отношений между человеком, обществом и государством. Анализ конституционных принципов и норм позволяет сделать вывод о том, что, разумно и адекватно руководствуясь Конституцией, можно обеспечить высокий уровень нормотворчества, а отдавая ей приоритет (в случае возникших противоречий между Основным Законом и подконституционными актами) - обеспечить соответствующее Конституции правоприменение.
Потенциал Конституции высок в силу закрепленных в ней не только юридических норм, но и принципов, имеющих базовый характер. Вся правовая пирамида должна быть выстроена на основе Конституции. Тогда можно обеспечить системность и непротиворечивость всего массива законодательства.
Как в экономике, так и в праве должен быть прогноз последствий введения в действие нормативного правового акта. Инициатор проекта должен, по прошествии трех - шести месяцев, проинформировать вышестоящий субъект власти о том, насколько такой прогноз сбылся. (источник).
Действующая Конституция и законодательство не исключают иные, чем практикуемые, более эффективные формы контроля представительных органов за исполнением законов. В этой части потенциал надо использовать более эффективно.
При установлении юридической ответственности меры взыскания должны быть сбалансированными; ответственность должна быть соразмерной правомерно достигаемым целям (см. Ст.23 Конституции).
Конституционный контроль - важнейшее средство обеспечения нормотворчества, отвечающего современному уровню развития государства. В этот процесс должны включиться не только Конституционный суд, но и Совет Республики как палата территориального представительства, прокуратура, суды (районные, городские, областные).
Составной
частью идеологии белорусского государства
должна стать правовая идеология. Ученым
и практикам следует объединить свои усилия
не в поиске умозрительных истин, а в решении
актуальных проблем современного развития
белорусского государства.
Заключение
Таким образом, резко возросшая в последние годы популярность Конституции как явления нашей жизни – свидетельство осознанной гражданами, обществом ее громадной роли. Ведь Конституция призвана выступать как маяк, ориентирующий общественные процессы. Нормативно устойчивые конституционные цели служат постепенному преобразованию общества.
Основной Закон содержит не только свод сухих правил. «Он представляет собой концентрированное выражение нового формирующегося общественного мировоззрения. Естественно, тут неизбежны противоречия между правопреемственностью и правовым радикализмом ». Понимание и признание конституционных положений в нашем обществе проходят болезненно, в спорах и дискуссиях, в противоборстве социальных сил и партий.
Таким образом, можно сделать вывод, во-первых, Конституция есть Основной Закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом, предусмотренным самой Конституцией, порядке. Следовательно, любая иная попытка пересмотра или новации Конституции в нарушение или в обход установленного действующей Конституцией порядка есть узурпация власти, что должно повлечь установленные законом правовые последствия.
Во-вторых, Конституция есть закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок его формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением.
В-третьих, Конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа.
В-четвертых,
Конституция выступает способом
формализации государственного строя
путем закрепления его
В-пятых, Конституция есть закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер их взаимоотношений и меру взаимной лояльности.
В-шестых, Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле Конституция является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в государстве. В связи с этим, Конституция выступает в качестве закона обладающего верховенством на всей территории государства и высшей юридической силой, гарантирующего политическое единство народа и единство экономического пространства государства.
В целом оценивая Конституцию, несмотря на некоторые минусы, можно сказать, что она создает условия для формирования сильного государственно-правового механизма. Поэтому очень важно, что бы мерилом деятельности государственных органов было их стремление к демократии, обеспечению прав и свобод граждан.