Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:48, курсовая работа
В связи с этим целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся Конституции как основного закона Республики Беларусь.
Для достижений указанной цели встает необходимость рассмотрения следующих вопросов:
Понятие и социальная сущность Конституции
Юридические свойства Конституции
Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений.
Особенности белоруской конституции
В современных государствах основным юридическим актом, который вносит порядок в систему правового регулирования, является Конституция. На основе Конституции развивается все законодательство, которое должно чутко улавливать потребности общественного развития, отвечать нуждам и чаяниям людей. В ней получают свое закрепление воля и интересы всего народа, важнейшие начала общественного строя и государственной организации страны, находят отражение вопросы власти, собственности, прав и свобод граждан.
Общепризнанным считается факт, что Конституция составляет ядро правовой системы, она является базой для развития всего законодательства. Не случайно вторым сопутствующим названием Конституции было – Основной Закон. Сейчас это название содержится лишь в преамбуле.
Сегодняшнее развитие содержания конституций обусловлено развитием общества. Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят свое отражение в эволюции конституционного законодательства.
В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями.
В связи с этим целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся Конституции как основного закона Республики Беларусь.
Для достижений указанной цели встает необходимость рассмотрения следующих вопросов:
Термин «конституция» был известен еще в Древнем Риме: так называли акты императора, имевшие высшую юридическую силу; использовался он и в период феодализма в Европе, но уже для названия различных актов. Современное значение термин «конституция» приобрел в ходе буржуазных революций. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности государственного и общественного строя, гарантию своего участия в осуществлении государственной власти.1
В настоящее время в юридической литературе приводится много определений конституции, в основе их берется регулируемый конституцией предмет, а также ее место в системе правовых актов.
Наиболее общим определением конституции будет следующее: “ Конституция — это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами)”.2
Формально Конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название - Основной Закон. Ранее предыдущие Конституции нашей Республики имели это второе (сопутствующее) название. Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в ее преамбуле.
Все современные конституции закрепляют два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования:3
1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).
Конституция не является документом, выражающим абстрактную волю или общее согласие. Как и право в целом, Конституция отражает влияние экономически и политически господствующих сил.
От обычных правовых норм конституционные нормы отличаются тем, что они закрепляют в широком смысле слова методы и формы осуществления государственной власти. Предмет правового регулирования конституционных норм качественно отличается от предмета правового регулирования обычных законов своей высшей политической важностью и фундаментальностью. Дата принятия конституции в истории любого государства представляет собой важнейшую веху, отмечающую переломный момент его развития.
Определение сущности Конституции имеет большое значение для понимания этого документа, выявление тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.
По мнению немецкого политического деятеля Фердинанда Лассаля, сущность конституции представляет собой "фактические отношения, силы, существующие в данном обществе"4.
В современный период также принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой – чисто марксистский, характеризующий любое явление в обществе с классовых позиций; конституция в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса), т.е. суть конституции – это закрепление в ней существующего конфликта между классами.
Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто Конституция принимается в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и выражаемых ими взглядах. Поэтому нередко конституция - это итог компромисса между ними, например, между правящими силами и оппозицией. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции как юридически закрепляющей общественное согласие, которое основывается на личной и политической свободе.
Современное
общепринятое понимание сущности конституции
состоит в том, что конституция
- это ограничитель власти государства,
т.е. ею устанавливаются пределы
вторжения государства в
Наряду
с идеологическими и
Как уже указывалось, конституция является главным, основным законом государства. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста раз.
Благодаря
закрепленному в конституции
правовому статусу органов
Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, т.е. необходимости базировать их на конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно в переходных положениях конституции на это обращается внимание.
Так, сначала в Законе от 15 марта 1991 г. "О порядке вступления в силу Конституции", а затем в разделе IX Конституции "Заключительные и переходные положения" предусмотрено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие Конституции, должны применяться в той части, в какой они не противоречат Конституции Республики Беларусь. Установить факт несоответствия ранее принятого акта новой Конституции - это прежде всего обязанность того органа, который его издал. Именно по этой причине в постановлении Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 13 апреля 1994 г. "О первоочередных мерах по реализации Конституции 1994 г." предусматривалась необходимость проанализировать ранее принятые акты на предмет соответствия их Конституции и при выявлении расхождений внести соответствующие коррективы. Однако при неустранении противоречий в самом акте путем внесения в него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких актов или их отдельных положений недействительными. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контроля (в Республике Беларусь - Конституционный Суд).
Следующим
важнейшим юридическим
Стабильности конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия.
Глава 3. Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь
Структура Конституции представляет систему группировки конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы. Структура Конституции РБ является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. В целом Конституция выглядит следующем образом:
Преамбула.
Раздел I. Основы конституционного строя.
Раздел П. Личность, общество, государство.
Раздел III. Избирательная система. Референдум.
Глава I. Избирательная система.
Глава 2. Референдум (народное голосование).
Раздел IV. Президент. Парламент. Правительство. Суд.
Глава 3. Президент Республики Беларусь.
Глава 4. Парламент - Национальное собрание.
Глава 5. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь.
Глава 6. Суд.
Раздел V. Местное управление и самоуправление.
Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля.
Глава 7. Прокуратура.
Глава 8. Комитет государственного контроля.
Раздел VII. Финансово - кредитная система РБ.
Раздел VIII. Действие Конституции РБ и порядок ее изменения.
Раздел IX. Заключительные и переходные положения.
В преамбуле весьма сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция является Основным Законом РБ.
Значение
текста преамбулы состоит в том,
что ее положения имеют
Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав (всего восемь глав).
В I разделе раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и другие.
Раздел II посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.