Юридическая ответственность в административном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования темы «Юридическая ответственность в административном праве» заключается в том, что право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Принципиальный фактор, определяющий место и роль личности в государственно-организованном обществе, - ее отношение к праву, выражаемое в совершаемых ею волевых осознанных действиях. Такими действиями являются правовые поступки – правомерные или противоправные.

Содержание

Введение 3
Юридическая ответственность в административном праве 5
Заключение 40
Задача 43
Список использованных источников 46

Работа содержит 1 файл

мой вариант адм право вар 9 2011 пед.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

    Применительно же к административному праву особое место занимает институт административной ответственности.

    Административная  ответственность является одним  из видов юридической (наряду с уголовной, гражданской, дисциплинарной), устанавливаемой государством, и сохраняет все основные признаки общего понятия последней: общественное и государственное осуждение (порицание) поведения правонарушителя, выражающееся  в наступлении для него отрицательных санкций – штрафа, конфискации и т.д.

    Исследователи отмечают, что административная ответственность  — особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения  и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.). Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти. Названные родовые признаки ответственности конкретизируются правовыми нормами применительно к ее разновидности — ответственности административной. Последнюю характеризуют такие признаки: 1) она урегулирована нормами административного права; 2)  основанием ее применения является административное правонарушение;  3)  она состоит в применении к виновным административных наказаний; 4)  к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица; 5)  она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами); 6)  порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами [7, с.539-540].

    А.П. Алехин, отмечает, что административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение [6, с.282].

      Аналогично определяется административная  ответственность и белорусскими исследователями [15, с.76].

    В вышеназванных дефинициях подчеркивается, что административная ответственность  — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом  или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

    Итак, административная ответственность  – это форма реагирования государства  на правонарушения, которая проявляется  в применении полномочными органами (должностными лицами) конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам, совершившим такие правонарушения [8, с.210].

    Юридическим фактом, обуславливающим превращение  статутной ответственности в  субъективную, является правонарушение. Без совершения правонарушения субъективная ответственность  не возникает, а без его доказанности, причем в отношении всех элементов состава правонарушения, она не может быть реализована. Любое  правонарушение  противоправно, представляет   собой   нарушение запретов, ясно и недвусмысленно указанных в законе,  в подзаконных актах, либо невыполнение  обязанности,  вытекающей  из  нормативно-правового акта, акта применения права или заключенного на основе закона трудового или  иного договора. В цивилизованном демократическом обществе за  пределами  запрета  нет  и правонарушения; запрет (описание правонарушения)  точно  изложен  в  законе, который   не    может    применяться    по    аналогии    или    толковаться распространительно.

    Таким образом, юридическая ответственность  конкретного лица возникает вследствие совершения им правонарушения (объективный  фактор), а не в результате каких-либо действий правоохранительных органов, как полагают некоторые исследователи. Правоохранительные органы обязаны выявить правонарушителя, доказать совершение правонарушения именно им и привлечь его к ответственности. В противном случае возникновение ответственности зависело бы не от деяний и воли самого правонарушителя, а от правоохранительных органов, от качества их работ, и было бы лишено объективной основы. Последствиями правонарушений являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя, имеющие своей целью либо восстановление нарушенных прав и исполнение нереализованных обязанностей, либо карательное воздействие на правонарушителя в целях его исправления и предупреждения повторности правонарушений.

    Изложенное  позволяет сделать вывод, что  основанием юридической ответственности  является  факт правонарушения, - это субъективное основание юридической ответственности.  Если ответственность не предусмотрена действующим законодательством в виде запрета за совершение какого-либо деяния с установлением наказания за него, субъективная ответственность возникнуть не может. Отсюда следует, что  к  основаниям юридической ответственности относится норма права, предусматривающая наказание за правонарушение, -  это объективное основание.

    Все виды юридической ответственности (уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная, административная) имеют общие объективные и субъективные основания, какими являются  противоправные деяния, причинная связь между ними и наступившим вредным результатом, вина нарушителя. Но это не исключает различной роли элементов состава в отдельных видах правонарушений.

    Административная  ответственность есть,  прежде всего,  результат взаимодействия  нормативных  и фактических оснований –  ее нормативной основы, состава правонарушения и актов о ее применении. Основанием административной ответственности  является административное правонарушение, установленное в норме (запрещенное нормой закона)  закона и совершенное правонарушителем, если при этом в деянии имеются все признаки состава правонарушения. Применение  же административной ответственности заключается  в фиксировании конкретного правонарушения  в установленном законом порядке и назначении нарушителю определенного законом взыскания при соблюдении соответствующих процессуальных норм.

    В Республике Беларусь действуют различные  юридически обязательные правила, которые имеют своей целью обеспечить правопорядок и должную государственную дисциплину во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. К ним относятся: правила дорожного движения, правила техники безопасности, правила торговли, в том числе спиртными напитками и табачными изделиями, санитарные, ветеринарные, противопожарные правила, правила охоты и рыболовства, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых, радиоактивных, ядовитых веществ, правила воинского учета, пограничного режима, таможенные правила, правила охраны окружающей среды и т. д. Эти правила  и защищаются административной санкцией, а их нарушение трактуется как административное правонарушение.

    Действующий Кодекс Республики Беларусь  об административных правонарушениях содержит легальное определение административного правонарушения  в ч. 1 ст.2.1: административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность (2, 2.1).

    Сущность  административного правонарушения  заключается в виновном нарушении  запретов активного или пассивного содержания, соблюдение которых обеспечивается угрозой административной ответственности или реальным применением мер ее воздействия в случае их нарушения [7, с.22].

    При этом административная ответственность  недопустима по аналогии – она  наступает только в случаях, когда совершено деяние, запрещенное нормой права. В ст. 2.1  КоАП прямо указывается на то, что административное правонарушение характеризуется «признаками, предусмотренными настоящим Кодексом…, за которое установлена административная ответственность».

    Исследователи указывают, что административные правонарушения по своей природе относятся к правонарушениям универсального характера [16, с.218].

    Таким образом, административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки.

    Выше  приведенное определение административного правонарушения, которое дает КоАП  является формальным, поскольку и содержит только юридические признаки деяния. 

    В целом в теории административное правонарушение характеризуется рядом  признаков, таких, как: - общественная опасность; - противоправность; - виновность; - наказуемость [10, с.30].

    Общественная  опасность означает, что любой административный проступок, посягая на те или иные общественные отношения, причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласованность, гармоничность и т. д. Общественная опасность деяния, признаваемого административным правонарушением,   зависит от многих признаков: места, времени, способа совершения административного проступка, размеров ущерба, степени и формы вины и др.

    Сам термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного правонарушения, содержащегося в КоАП, однако названные в статьях Особенной части КоАП деяния потому и запрещены законом, что они общественно опасны. При этом,  степень общественной опасности не является абстрактной категорией. Она определяется с учетом многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются: характер объекта правонарушения; повторность; систематичность противоправного посягательства; наличие тяжких последствий; характер вины; личность правонарушителя.

    Т.В.Телятицкая указывает, что  общественная опасность  означает то,  что как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда  оно  представляло угрозу охраняемым общественным отношениям [15, с.67].

    Действительно поведение человека может быть оценено,  как административное правонарушение,   уже  тогда, когда оно представляет угрозу охраняемым общественным отношениям,  тем более, что ч. 2 ст.2.1 КоАП устанавливает, что административным правонарушением может быть деяние в виде: 1) оконченного административного правонарушения; 2) покушения на административное правонарушение (на этом вопросе подробней остановимся ниже).

    В целом, любой административный проступок, посягая на правопорядок, причиняет  ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как  в реальном вреде (мелкое хищение), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарных правил, нарушение правил дорожного движения).

    Юридическим выражением признака общественной опасности  административного правонарушения (проступка) является его противоправность, которая состоит в том, что  определенное лицо совершает запрещенное  нормой права действие или не совершает того, что предписано правовым актом.

    В целом, противоправность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой [10, с.30].

    Противоправность  закреплена в качестве обязательного  признака и в ст.2.1 КоАП, определяющей понятие административного правонарушения; «…деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность». При этом  КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с  КоАП. КоАП является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в  КоАП (2,1). Статья 1.5 КоАП определяет, что противоправность деяния и административная ответственность определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Закон, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Со дня вступления в силу закона, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением. Закон, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет.

Информация о работе Юридическая ответственность в административном праве