История развития легкоатлетических видов спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:16, реферат

Описание работы

История лёгкой атлетики интересна и увлекательна. История прослеживает эволюцию возникновения и развития лёгкой атлетики с древнейших времён и до наших дней. На состояние и развития физической культуры и спорта в обществе оказывают влияния производственные отношения, экономическая, политическая и идеологическая стабильность, достижения науки, философии, эстетические, религиозные и другие взгляды людей. В то же время физическая культура оказывает влияние на многие стороны жизни общества: медицину, педагогику, науку, военное дело, искусство.

Содержание

1. Вступление
2. История развития легкоатлетического спорта
2.1 Страны Древнего мира
2.1.1 Развития физкультуры в странах древнего Востока
2.1.2 Древняя Греция
2.1.3 Первые Олимпийские игры и лёгкая атлетика
2.1.4 Греция под властью Рима и Древний Рим
2.2 Западная Европа
2.2.1 Западноевропейская лёгкая атлетика в период возникновения феодализма 5-9 век
2.2.2 Лёгкая атлетика в период расцвета феодализма (11-15век)
2.2.3 Особенности развития лёгкой атлетики в странах Западной Европы после буржуазных революций 17-18века
2.2.4 Особенности развития лёгкой атлетики в странах Западной Европы в 19веке -начале 20века
2.3 Лёгкая атлетика в России до 1917 года
2.4 Олимпийские игры 1912 г. - проверка российского спорта и российского меценатства
3.Заключение
4.Список литературы

Работа содержит 1 файл

История РЛВС.docx

— 85.85 Кб (Скачать)

2.2.3 Особенности развития  лёгкой атлетики  в странах Западной  Европы после буржуазных  революций 17-18века

Буржуазные  революции привели к победе капитализма  над феодализмом. По сравнению с  феодализмом капитализм был более  прогрессивным, в том числе в  развитии физкультуры. Для воспитания новых хозяев, предприимчивых и здоровых, буржуазия создаёт ряд новых  средств физвоспитания. Однако, когда были разрушены старые устои феодального общества и ещё не созданы новые многие спортивные площадки и залы превратились в залы для балов. Модный стиль одежды барокко и рококо стеснял движения. Позднее были созданы условия и учреждения, способствовавшие развитию здравоохранения и школьного физвоспитания. Наибольшее значение предавалось ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанию, упражнениям в равновесии, по переноске тяжестей, плаванию. Были сделаны новые открытия в медицине о связи между мышцами, кровообращением и нервной системой. Большое влияние на развитие Европейской физкультуры оказала Англия. В Англии после буржуазной революции очень строго стали относиться к народным играм и соревнованиям. Однако в других странах Западной Европы на городских и деревенских праздниках нередко выступали любители бега и прыжков, метания и поднятия тяжестей. В Англии родился так называемый «джентельменский спорт». Во время соревнований по бегу заключались коммерческие сделки. Сам джентельмен редко занимался спортом, зато делал ставки. В Англии были представители, которые с удовольствием занимались общественной деятельностью. В конце 17 века –начале 18века стали заключать пари на огромные суммы денег. На область спорта стали распространяться денежные махинации. В Англии возникло «общество пешеходов» Участники соревнований преодолевали бегом или пешком тысячи километров, в награду получая тысячи золотых. Вдоль дороги выстраивалась многочисленная публика. Интерес к результатам, которые достигались на соревнованиях скороходов был связан с потребностями, возникшими в то время в связи с необходимостью быстро преодолевать расстояния. 

2.2.4 Особенности развития  лёгкой атлетики  в странах Западной  Европы в 19веке-начале 20века

Буржуазия стремилась возродить военную мощь своих армий. Например, для Англии, которая вела колониальные войны нужны были хорошо подготовленные военные отряды. Важным средством военно-физической подготовки были занятия различными видами спорта и игры. Во Франции готовили офицеров. Были изучены причины побед русской армии над французами и методы военно-физической подготовки русских войск. Основное внимание уделялось естественным движениям тела (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, лазание, борьба). Жорд Демени- французский специалист в области физиологии и физкультуры. Ему принадлежат труды по воспитанию молодёжи, например «Научные основы физического воспитания» (1903), «физическое воспитание юношества»(1917). В своей теории опирался на исследования Парижского НИИ физкультуры. В основу своей системы положил естественные общеразвивающие упражнения- ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, упражнения для ног, рук, туловища(все упражнения он делил на 7 видов). Им была разработана система средств и методов воспитания для детей и юношества, особенные упражнения для женщин. Особое внимание он уделял координации движений. Он считал, что упражнения надо делать легко и непринуждённо, расслабляя не занятые группы мышц. Движения должны быть естественно размашистыми, а не скованными и угловатыми. Жорж Эберлейтенант французской армии. Перед 1 мир войной и во время её усилилась милитаризация спорта. Он создал свой естественный метод , основанный на беге, прыжках, и др. После 1 мир войны наряду с естественной гимнастикой Эбера появилась основная гимнастика Нильса Бука. Урок состоял из 3 частей, одной из которых была лёгкая атлетика: упражнения в ходьбе, беге, прыжках.

Военно-физической подготовке немцев много внимания уделялось  туризму, экскурсиям, военно-игровым  упражнениям, развитию воли, физической силы, выносливости, дисциплины. В Германии с19 столетия начинается широкое развитие атлетики. Германия была завоёвана  Наполеоном , началось движение за освобождение , за объединение и военно-физическую подготовку . Среди молодёжи проводилась большая идеологическая работа: развитие немецкого национализма. В США, где уже в 20-ых годах начали преподавать физкультуру в школе, в 50-х годах начали создавать специальные спортивные школы. В американском обществе были популярны метание копий, бег на большие расстояния, прыжки, и другие виды упражнений. Спорт стал привилегией буржуазных и аристократических кругов. В Швеции физкультура была призвана развивать силу, ловкость, здоровье. Она способствовала воспитанию мужества, смелости и подготовке кадровых частей армии и её резервов. Опираясь на физиологию были сделаны попытки дать упражнениям научный характер, но урок строился в зависимости от знаний анатомии того времени. Сперва для ног, спины, пресса, потом бег, прыжки и дыхательные упражнения. Буржуазные теории спорта были крайне разнообразны: от теории высшей расы Ницше до развития просто красивого тела и эстетики. В Чехии в 60-х годах 19 века возникло общество «Сокол». Его создание было обусловлено усилившейся в то время борьбой чешского народа против Австро-Венгров. Сокольские организации укрепляли моральный дух и физическую подготовку. Все упражнения делились на 4 группы, в первой из которых были легкоатлетические упражнения без снарядов(ходьба, бег, приседания, стойки, наклоны и др.) Навыки, воля, мужество, выносливость, ловкость, гигиена- основные требования

К 1860 году не было такой страны, за исключением  Африки, где бы ни пустила корни  какая-нибудь форма современной  спортивной деятельности.. Начали проводиться международные соревнования. В 1857 году, под патронажем Миклоша Эстергази в Будапеште состоялись легкоатлетические соревнования, впервые организованные на Европейском континенте по английским правилам. Одной из самых знаменитых вех в спортивной жизни стал расцвет лёгкой атлетики в США. Она выросла из занятий спортом на игровых площадках средних и высших школ. Отличившиеся на соревнованиях внутри университетов, а затем и между университетами студенты-легкоатлеты в течение нескольких десятилетий вытеснили профессионалов, завоевавших известность в 50-ых годах. В 1860 году инструкторы колледжей стали выступать в качестве тренеров. Нью-Йоркский атлетический клуб явился организатором первых чемпионатов легкоатлетов- в 1868 году в закрытом помещении, а в 1876 году – под открытым небом. В начале1890-х годов в рамках Атлетического союза любителей было создано научно- исследовательское общество по лёгкой атлетике. Наряду с использованием различных индивидуальных нагрузок, поддержания оптимального темпа, специфических «тренировочных заданий» на длинные и короткие дистанции главный удар был сделан на поиски правильного стиля. Были внедрены низкий старт в беге, техника прыжков в высоту «Ножницами», метод преодоления барьеров в беге путём выброса вперёд вытянутой ноги и стиль «сползание» в прыжках с шестом. Однако в методах подготовки спортсменов к бегу на длинные дистанции американцы делали первые шаги. В первых межклубных состязаниях с англичанами в 1895году американские спортсмены победили во всех видах программы. Соединённые штаты сохранили за собой почти безраздельную гегемонию в лёгкой атлетике вплоть до Олимпийских игр 1952 года. Во многих странах гимнасты и легкоатлеты считали свои виды спорта главенствующими по отношению ко всем остальным. В Европе из-за борьбы между федерациями гимнастики и лёгкой атлетики только перед 1-ой мировой войной началось образование единых руководящих организаций. Например, в 1888году в США- Атлетический союз любителей гимнастики и лёгкой атлетики, 1906- Национальный университетский атлетический союз. В 1912 году создана Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ). Первая в истории нового времени Олимпиада была проведена в Афинах с 6 по 15 апреля 1896 года. В процессе проведения игр у легкоатлетов возникло немало трудностей: на крутых виражах беговой дорожки, приспособленной к размерам древнего стадиона, легкоатлеты вынуждены были замедлять свой бег. Самым выдающимся событием Первой Олимпиады был марафонский бег. Помимо 21-го греческого бегуна на длинные дистанции, стартовать решила и одна из греческих легкоатлеток по имени Мельпомена. Однако её заявку организаторы не приняли. Право на организацию Олимпиады 1900 года получил Париж. Здесь впервые на новейшей Олимпийской арене появились женщины. Здесь выделялись американские легкоатлеты, которые почти во всех видах побили рекорды, установленные в Афинах. На Олимпиаде 1904 года в Сент-Луисе среди видов лёгкой атлетики самым популярным оказался марафонский бег. На Олимпиаду 1908 года. В Лондон Россия впервые послала своих участников. Пробуждение массового интереса к спорту потребовало внесения изменений в правила и в качество спортивных сооружений. В лёгкой атлетике начали применять шиповки и тренировочные костюмы. Причинявшие травмы встроенные препятствия были заменены переносными барьерами. Спортсмены перешли с обычных дорог, покрытых ухабами, на гаревые дорожки, по которым в соответствии с традициями конных соревнований они бежали на дистанции против часовой стрелки. И всё- таки любительский спорт в Европе в последние десятилетия 19 века, всё ещё считался времяпровождением развлекательного характера. Двигательные упражнения выполнялись с целью развития лёгкости, ловкости, силы. В Олимпийских играх в Стокгольме 1912 года прославился Джим Торп. Показанные им результаты оказались одними из самых долговечных:100метров-11,2, прыжки в длину-6,79, толкание ядра-12,89, прыжки в высоту-187,400 метров-52,2, метание диска-36,98, 100метров с барьерами-15,6, прыжки с шестом-325, метание копья-45,7, 1500метров-4:40,1. С такими показаниями даже в 1956 году можно было войти в восьмёрку лучших десятиборцев. Среди шести финалистов в забегах на 100 метров было 5 американцев. Ханнес Колехмайн своей тройной победой заложил основу будущих побед финских стайеров. Он вместе с Пааво Нурми стал основоположником бега и системы тренировок, состоящих из темповых комбинаций, на длинные дистанции. Брат Ханнеса Колехмайнера был профессиональным бегуном в США. Применив американский метод, о котором он узнал от брата, младший Колехмайнен на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме выиграл все забеги на длинные дистанции. Вначале и Нурми использовал метод тренировки Колехмайнена. Позднее тренировки на пересечённой местности, состоявшие из продолжительного и темпового бега, он дополнил спринтерскими забегами на стадионе по повторной системе. Он обнаружил, что скоростную выносливость он может выработать только с помощью спринтерского бега. Свой метод прославленный спортсмен сделал всеобщим достоянием. Бегуны на длинные дистанции до второй мировой войны повсюду тренировались по его системе. Лаури Пикала в вышедшем в 1930 году «Справочнике по лёгкой атлетике» описал уже не только понятие нагрузки и отдыха, но и чередование ритма нагрузки. Тем самым он заложил основу интервального метода тренировки, получившего развитие во второй половине 40-х годов.В 20-х годах складываются противоречия между английскими и американскими федерациями в лёгкой атлетике. В 1934 году в Турине прошёл чемпионат Европы по лёгкой атлетике. На 9-х Олимпийских играх в Амстердаме впервые в соревнованиях по лёгкой атлетике выступили женщины. После обморока победителя забега на 800 метров Радке Ратшауэра этот вид соревнований был исключён из программы и восстановлен только в 1960-м году на Олимпиаде в Риме. В 1932 году на Олимпиаде в Лос-Анжелесе было опробовано фотооборудование для точной регистрации результатов на беговых дорожках. Официально же такое оборудование было применено только в 1948 году на Олимпиаде в Лондоне. Пааво Нурми был не допущен к марафону, как профессионал. Была зарегистрирована первая победа негритянского спортсмена- спринтера Эдди Толана, закончившего бег на 100 метров с мировым рекордом (10,3сек). Несмотря на протесты мировой общественности Олимпиада 1936 года состоялась в Берлине.По иронии судьбы в цитадели «высшей расы» негритянский спортсмен Джесси Оуэнс установил 4 олимпийских рекорда. В прыжках в длину он преодолел магический восьмиметровый предел, японец Наото Тайимеа в троином прыжке- 16-тиметровый и американец Корнелиус Джонсон в прыжках в высоту- двухметровый рубеж.

В 1928 году были проведены первые Летние игры Международной Всемирной спартакиады. Здесь появились русские имена. Наиболее выдающегося результата достиг Тимофей Корниенко в беге на 100 метров(10,8) В соревнованиях по прыжкам с шестом победил Николай Озолин(3,6м). В женских спринтерских номерах программы отличилась Мария Шаманова.

В данной главе были рассмотрены основные достижения легкоатлетов на олимпиадах, так как они являются наиболее показательными и наиболее полно  отражают существовавшую действительность. В завершении приведём основные характеристики легкоатлетических снарядов, существующих с древних времён и по наше время.

КОПЬЕ-1) колющее оружие - древко с каменным, костяным или металлическим наконечником. Известно с эпохи раннего палеолита; в древнем мире и в средние века - главное оружие пехоты и конницы. 2) Легкоатлетический снаряд для метания; деревянное или металлическое древко с острым наконечником; длина 2,6-2,7 м (для мужчин) и 2,2-2,3 м (для женщин), масса 0,8 и 0,6 кг (соответственно).

ДИСК- снаряд для метания, состоит из деревянной основы и металлического обода; диаметр 221 мм (для мужчин) и 182 мм (для женщин), масса 2 и 1 кг (соответственно).

МОЛОТ - снаряд для метания. Металлический  шар диаметром 10,2-12см, соединенный  стальным тросом с ручкой; общая  длина 1,18-1,20 м, масса 7,257 кг.

ЯДРО - снаряд для толкания, цельнометаллический  шар массой 7,257 кг (для мужчин) и 4 кг (для женщин), диаметр 130 и 110 мм (соответственно). 

 

2.3 Лёгкая атлетика  в России до 1917 года 

Конец прошлого - начало нынешнего столетия в истории России стали периодом глубинного реформирования всех сторон жизни. Бурное развитие экономики, капитализация (особенно в городах) всех сторон общественной жизни вызвали появление новых  для “лапотной” России явлений, среди  которых не последнее место заняло увлечение зажиточной и образованной публикой спортом.

Конечно, на физическое воспитание подданных  власти обращали внимание и ранее, но оно распространялось, в основном, на российскую армию. Естественно, что  спорт в Российской империи возник не в 1900 г. Физическое воспитание как неотъемлемая часть культуры зародилась в глубокой древности.

Официальная система физического воспитания в дореволюционной России, называвшаяся в ту пору “гимнастикой”, во многом зависела от культурных связей со странами Западной Европы. Именно оттуда просвещенная Екатерина II заимствовала определение  цели применения различных физических упражнений - необходимость воспитания полноценного человека.

В ноябре 1864 г. (во время славного двадцатилетия реформ Александра II, положивших начало капитализации России) вышел новый устав гимназий, который уже предусматривал штатного преподавателя гимнастики. Учебные заведения должны были иметь гимнастические снаряды, а врачам вменялось в обязанности наблюдать за занятиями с тем, чтобы упражнения содействовали правильному физическому развитию и укреплению сил молодежи.

Кстати, именно в этом “необязательном” отношении  к физическим упражнениям нужно, на наш взгляд, искать субъективные причины того, что в течение  долгих лет спортивные соревнования, самый дух состязательства были чужды российскому обывателю, а следовательно о развитии спорта в нашей стране в то время можно было только мечтать. Для распространения физической культуры в учебных заведениях России большое значение имели военные реформы царя. В связи с принятием закона о всеобщей воинской повинности (1874 г.) резко возросло количество людей, которые должны были пройти воинскую службу. Именно тогда, с целью подготовки учащихся к службе в армии руководители военного ведомства введи обязательные занятия гимнастикой во всех видах средних школ. Вот только существовавшие в ту пору циркуляры, наставления и инструкции по гимнастике сводили ее фактически к строевым упражнениям и военной муштре.

Правда  после Первой русской революции (1905-07 гг.) правительство, напуганное революционным  движением в стране и активным участием в нем российской молодежи, стало стремиться создавать молодежные спортивные организации с целью  наилучшего воздействия на формирование политических взглядов у учащихся.

В отрядах  “бойскаутов” большое внимание уделялось  идейно-политическому воспитанию в  сочетании с физическими упражнениями и тренировками, причем важное значение придавалось поощрению активности и самостоятельности детей. В скаутских организациях, в основном, применялись “сокольская” гимнастика, легкая атлетика и подвижные игры. Внутри подобных организаций часто проводились различные соревнования, потому спортивный состязательский дух проникал постепенно в молодежную среду. В программу соревнований включались бег на сто метров, прыжки в длину и высоту, метание копья, и другие виды. В 1912 г. официально по всей стране была введена сокольская система гимнастики. Но данные за этот год подтверждают, что из 1566 средних учебных заведений она проводилась в 855. В 296 - велась шведская система, а в остальных - военная, немецкая или система Лесгафта. Определенные итоги развития спорта можно было бы подвести, основываясь на данных из отечественной истории периода перед Первой мировой войной.

К этому  времени активно проходил процесс  централизации руководства различными видами спорта. К 1914 г. в России существовали такие спортивные организации: 1- с 1911 г. Всероссийская лига студенческого спорта, 2-с 1911 г. Всероссийский Союз любителей атлетики, 3-с 1913 г. Всероссийский атлетический союз, 4- с 1913 г. Всероссийский союз любителей легкой атлетики;

В этот период Россия значительно увеличила  свои спортивные связи со странами мира, расширила контакты с международными спортивными организациями, такими как Международный олимпийский  комитет, Всемирный союз атлетики и  борьбы.

В начале 1914 г. Россия в числе шести других стран получила приглашение руководства Международного олимпийского комитета направить солидную делегацию из 10 человек на международный олимпийский конгресс в Париж (31 мая - 10 июня 1914 г.). К началу 1914 г. в нашей стране уже сформировалось несколько центров развития олимпийского спорта, которые возглавили Московский, Петербургский, Киевский региональные олимпийские комитеты. Под их руководством осуществляли свою деятельность спортивные лиги и союзы соответствующих регионов. Шла кропотливая и плодотворная подготовка к очередным Олимпийским играм.

Так в  марте 1914 г. прошло заседание Московского олимпийского комитета, где в присутствии представителей восьми лиг, в том числе, Московская лига любителей легкой атлетики, Московская лига тяжелой атлетики, решался вопрос об устройстве в 1915 г. в Москве III Русской Олимпиады, проведение которой рассматривалось как один из ответственных этапов подготовки к Играм VI Олимпиады.

В 1915 г. Канцелярия Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения России совместно с Российским олимпийским комитетом приглашает из Швеции тренера по легкой атлетике Х.Андерсена для более результативной подготовки легкоатлетов к предстоящим Олимпийским играм.

Однако  жить в воюющей стране по законам  мирного времени удавалось недолго. С сентября 1915 г. спортивная работа в России заметно сокращается, все больше становясь прикладной - военно-спортивной. Временный совет при Главнонаблюдающем, куда входили представители Российского олимпийского комитета, Всероссийских союзов, лиг и спортивных сокольских и скаутских организаций, призвал спортивные организации на местах приступить к подготовке резерва для фронта, повсеместно создавая на спортивных базах военно-спортивные клубы с подчинением их военно-спортивным комитетам.

Информация о работе История развития легкоатлетических видов спорта