Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:16, реферат
История лёгкой атлетики интересна и увлекательна. История прослеживает эволюцию возникновения и развития лёгкой атлетики с древнейших времён и до наших дней. На состояние и развития физической культуры и спорта в обществе оказывают влияния производственные отношения, экономическая, политическая и идеологическая стабильность, достижения науки, философии, эстетические, религиозные и другие взгляды людей. В то же время физическая культура оказывает влияние на многие стороны жизни общества: медицину, педагогику, науку, военное дело, искусство.
1. Вступление
2. История развития легкоатлетического спорта
2.1 Страны Древнего мира
2.1.1 Развития физкультуры в странах древнего Востока
2.1.2 Древняя Греция
2.1.3 Первые Олимпийские игры и лёгкая атлетика
2.1.4 Греция под властью Рима и Древний Рим
2.2 Западная Европа
2.2.1 Западноевропейская лёгкая атлетика в период возникновения феодализма 5-9 век
2.2.2 Лёгкая атлетика в период расцвета феодализма (11-15век)
2.2.3 Особенности развития лёгкой атлетики в странах Западной Европы после буржуазных революций 17-18века
2.2.4 Особенности развития лёгкой атлетики в странах Западной Европы в 19веке -начале 20века
2.3 Лёгкая атлетика в России до 1917 года
2.4 Олимпийские игры 1912 г. - проверка российского спорта и российского меценатства
3.Заключение
4.Список литературы
2.1.3 Первые Олимпийские игры и лёгкая атлетика
Из письменных
источников известно, что упоминание
об Олимпийских играх было намного
раньше, чем общепринятые первые Олимпийские
игры. К тому времени как развилось
рабовладельческое общество, обряды
превратились в состязания (АГОНЫ),
где аристократы
2.1.4 Греция под властью Рима и Древний Рим
В 146 году до нэ над Грецией устанавливает власть Рим. Римские политические деятели предпринимают попытки превратить Олимпиады в имперские игры и перенести их в Рим. Однако эти попытки не увенчались успехом. Возрос спрос на способных атлетов. Действовавшие при гимнасиях спортзалы были превращены в институты по подготовке спортсменов. Императоры с помощью организации соревнований греческого типа стремились увековечить свои победы. В программе этих соревнований были атлетические номера. Однако роль и содержание игр стали другими. Среди участников появились женщины. Большой спрос на атлетов и выход на первый план агонистики повлияли на методы тренировки. Прежние критерии отбора утратили свою силу. Тренеры больше не обращали внимания на долгосрочную подготовку атлетов. Главными задачами стали сиюминутный результат и успех у зрителей. В 4 веке нэ Греция была под властью Рима. Это период разложения рабовладельческого строя и появления христианства. Олимпийские игры были запрещены. Власти боялись скопления людей на стадионах. Христианство называло физкультуру Греховной телесностью. Только в восточных провинциях империи, где агонистика имела тысячелетние традиции, императоры по требованию народа разрешали проведение спортивных игр. Римляне, завоевав Грецию распространили и сохранили греческую физкультуру , но не внесли в неё ничего нового. Они переняли греческие гигиенические движения, а игры по образцу Олимпиад использовали в политических, а не спортивно-оздоровительных целях. Возможно поэтому, когда в эпоху возрождения вновь обратились к греческой физкультуре- агонистика была утеряна. Греческая агонистика пережила упадок городов- государств, однако когда спортивные тренировки превратились в труд - атлетика уже не привлекала молодёжь. Однако спортивные тренировки сыграли огромное влияние в системе разносторонней , гармонической подготовки человека.
По преданию Рим был основан в середине 8века до нэ. Именно в Риме при рабовладельческом строе была лучшим образом подготовленная в физическом отношении армия. Подготовка юношей 16-17лет т.е до армии была задачей семьи. В Риме не было организовано школьного физвоспитания. Физически трудную работу выполняли рабы, а рабовладельцы считали позорным качать мышцы, считая главной своей привилегией умение грамотно мыслить и управлять. Физкультура оставалась средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуальн развлечения. Римлян не интересовали регулярные тренировки спортсменов, их нарастающие успехи, Римлянам нравился сиеминутный успех у зрителей,им нравилась пышность и красочность проводимых мероприятий. Весь период расцвета и падения Рима принято делить на три периода. ЦАРСКИЙ(8-6 век до нэ): Приблизительно в 8 веке до нэ Рим и окружающие его селения заключили союз городов. Союз городов имел общие храмы, проводились общие спортивные состязания, тесно связанные с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою, поклонению семейным божествам, почитанию предков. Обязательными были соревнования по бегу.
РЕСПУБЛИКИ (6-1век до нэ): Этот период отличался огромным количеством войн, огромным количеством пленённых рабов, и борьбой между патрициями и плебеями. Игры, посвящённые победам, носили всенародный характер, но пока плебеи не получили равных прав с патрициями они проводили для себя отдельные игры. Так как Рим вёл постоянные войны, то с арены цирка исчезли выступления молодых патрициев и плебеев, демонстрировавших владение оружием. Не нужны стали обычные тренировки и подготовка к соревнованиям. Вся спорт подготовка переместилась в военные лагеря. Подготовка была очень жесткой и всесторонней. Тренировки в беге, по прыжкам в высоту, в длину, по преодолению препятствий проводились сперва в обнажённом виде, а затем при полном боевом обмундировании и оружии. Снаряжение весило 20-25кг, с ним совершались переходы на 30-40 км со скоростью 6км в час. Эти упражнения делали и новобранцы и и легионеры-ветераны, чтобы сохранить бодрость, гибкость тела, выносливость. Очень ценилось умение ловко двигаться. В число этических норм у многих богачей входили тренировки по бегу и прыжкам. Многие известные граждане, например Цицерон посещали гимнасии и гимнастические залы, построенные о примеру греческих. Средние слои населения собирались на игровых площадках. Нужно было отвлечь народ от борьбы против богачей , чтобы на стадионах они получили побольше острых ощущений.
ИМПЕРАТОРСКИЙ
ПЕРИОД(31г до нэ-476г н.э): Управление
государством перешло в руки императоров.
Самыми известными являются Юлий Цезарь,
Антоний, Октавиан, Траян. Рядом с ослепительной
роскошью в Риме была жалкая нищета. Рабов
было настолько много, что они делали практически
всю работу сидели. Не только рабовладельцы,
но и бедняки считали труд делом рабов.
Они требовали от императоров «хлеба и
зрелищ». Получилось, что именно императоры
стали заботится о развитии физкультуры.
Они строили громадные купальни, посередине
которых под открытым небом размещалась
площадка для посетителей. Помимо плавания
здесь каждый выполнял приятные для него
упражнения: танцевали, делали пробежки,
боролись, поднимали тяжести, играли в
мяч или настольные игры, делали массаж.
Для удовлетворения потребностей народа
в развлечениях были построены огромные
театры. Колизей вмещал 50тыс зрителей,
цирк Максимус-350тыс зрителей. В конце
эпохи римской империи обострилась классовая
борьба. Стадионы и цирки были местом,
где начинались народные восстания. Юстиниан,
чтобы предотвратить дальнейшее распространение
волнений закрыл все древние учреждения
физкультуры, гимнасии (преподаватели
были вынуждены бежать ). Кроме того, повсеместно
стало распространяться христианство,
которое считало физкультуру греховной.
В конце 4 века в Римской империи были запрещены
все религии кроме христианской. Император
запретил даже Олимпийские игры, посвящённые
Зевсу.
2.2
Западная Европа
2.2.1 Лёгкая атлетика в период возникновения феодализма 5-9 век
Вместе с приходом феодализма почти во все страны западной Европы пришло христианство. Идеалы античного мира, прославляющие красоту человеческого тела, силу, ловкость и гармоничное развитие стали считаться грехом. Обнажённой фигурой атлета не восхищались, а стыдились. Пышные зрелища, которые проводились в Греции и Риме были запрещены и забыты, и считались нескромными и греховными. Образ Иисуса Христа, распятого и страдавшего во имя людей стал идеалом, которому поклонялись. Т.е. поклонялись не символу физической силы, а скорее символу силы духовной. Многие учебные заведения действовали под руководством церкви. Там была отменена физкультура, и практически отсутствовало гигиеническое воспитание. Детский и переходный возраст в этих школах долгое время не учитывался. К детям относились как к взрослым. Требовали от них послушания и детские подвижные игры считались источником греха, отвлекающего от размышлений. Церковник Тертуллиан объявил физические упражнения и игры действиями дьявола. Однако, церковь всё- таки была вынуждена считаться с народами, которые она обратила или собиралась обратить в христианство. И полностью уничтожить физкультуру ей не удалось. Например, германцы во время весенних праздников проводили турниры, норманны любили поединки, в Ирландии с 632 по 1169 год проводились ирландские игры. Большие перемены произошли в вооружении и военном снаряжении. Военное снаряжение из металла требовало большой физической силы и специальных тренировок. В 8 веке при дворах Франкского государства и английского королевства физической подготовке детей знати уделяли большое внимание. Особенностью раннего средневекового периода является зарождение рыцарства. Физическая сила, боевой дух, честь, достойное поведение считались идеалами рыцарей. Игры, бег и боевые танцы были исключены из их физической подготовки. Отдельно нужно сказать о культуре древних славян. Об образовании государства Киевской Руси. Здесь первообщинный строй, минуя рабовладельческий, сразу перешёл к феодальному. Долгое время основной религией оставалось язычество. Обрядовые танцы, посвящён весенним и зимним праздникам (хороводы), позднее появился парный народный танец с притопываниями и подпрыгиваниями и выносливые танцоры славились на всю деревню, зимние игры с перескакиванием через костёр, до сих пор живы. Однако христианская церковь долгое время запрещала любые танцы и игры в религиозные праздники, например если на Ивана-Купала человек прыгал через огонь или танцевал у костра его могли обвинить в колдовстве.
Приходилось
также отражать набеги кочевников,
поэтому необходима была и физическая
подготовка воинов. Восточные славяне
славились стойкостью и упорством в
бою , правда на равнине они себя чувствовали
не вполне уверенно, и воевать предпочитали
среди лесов и оврагов. Важна была тренировка
в беге по пересечённой местности, бег
с препятствиями, бег по заболоченной
местности и т.д. Среди народа люди физической
силы имели авторитет. Воспитывалась гибкость,
ловкость и смелость. Мероприятия становились
регулярными т.к. привязывались к перерывам
в сельхозработах, к большим религиозным
праздникам, ярмаркам, свадьбам. С приходом
христианства школы открывались при монастырях
и церквях, поэтому там мало внимания уделяли
физкультуре. В Киевской Руси сложились
традиционные виды спортивных занятий,
среди которых легкоатлетический бег,
метание камней , прыжки и т.д.
2.2.2 Лёгкая атлетика в период расцвета феодализма (11-15век)
К 1000-му
году феодальный строй укрепился
во всей Европе. К14веку возросла роль военных
действий не на коне, а пешими воинами.
Стены средневековых городов, вырытые
вокруг рвы и насыпи требовали
умения лазить в том числе по лестницам
и шестам. Наряду с многодневной охотой,
проводимой рыцарями в окрестностях замков
устраивались состязания по прыжкам, бегу,
борьбе и метанию. В15 веке получили популярность
состязания по прыжкам через стол и на
стену. Это развивало чувство равновесия
и ловкость, необходимую для службы в пеших
войсках. Среди народа воспитывалась гибкость,
ловкость и смелость. В Европе среди народа
были популярны прыжки, метания, ходули,
метание молота, камня, охота. Из описаний
Лондонских школ известно, что всё лето
юноши упражнялись в легкоатлетических
видах спорта: прыжках, беге, а также в
стрельбе из лука, танцах, борьбе, метании
камней и пользовании щитом. В Европе стремились
к гигиене- регулярно действовали бани.
Гуманисты и ранние социал-утописты появились
в конце средних веков. В недрах феодализма
развился капитализм. В эпоху Возрождения
родившаяся буржуазия не могла довольствоваться
богословской философией и церковной
культурой, примериться с презрительным
отношением к физкультуре. Развивалась
наука и медицина. Итальянский учёный,
инженер и живописец Леонардо да Винчи
изучил пропорции тела человека и механику
его движений. Англичанин Уильям Гарвей
открыл законы кровообращения и положил
начало изучению физиологии человека.
Голландец Андреас Везалий исследовал
анатомическое строение тела человека.
Наряду с естествознанием развивалась
педагогическая наука, появились первые
гуманисты. Гуманизм ориентировался на
культуру, педагогику, систему ценностей
и нормы поведения в центре, которых человек.
Сюда входило обучение дворян молодёжи
классическому искусству, усвоение модных
естественнонаучных знаний, знание военного
дела, увлечение красотами природы, определённые
навыки в охоте, играх, танцах, соревнованиях.
Гуманисты стремились воспитывать здоровых,
жизнерадостных людей, но их идеи находили
своё отражение в отдельных школах, где
обучались дети знатных родителей. Ранние
Социалисты-утописты также говорили о
физвоспитании. Например, Томас Мор(1478-1535)
и Томазо Кампанелла(1568-1639) в своём произведении
«Утопия и город солнца» говорили, что
забота о здоровье и физическом развитии
всех членов общества должна быть делом
государства. Запреты католической церкви
привели к реформе. Реформатор Мартин
Лютер и их последователи считали физическое
воспитание нужным делом, так как оно укрепляло
силы человека и отвлекало молодёжь от
дурных привычек.
Информация о работе История развития легкоатлетических видов спорта