История развития административного права как отрасли и как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:57, реферат

Описание работы

Административное право – отрасль правовой системы Республики Казахстан, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Содержание

1. Понятие и предмет административного права как науки и как отрасли права…………………………………………...2
2. Задачи науки административного права………………………………..5
3. Административное право и полицейское право, соотношение и этапы развития…………………………………….7
4. Современное состояние развития отрасли и науки административного права………………………………………..…...12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список употребленной литературы ………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

СРС1-История развития административного права как отрасли и как науки.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Увеличение  размеров Парижа и других городов  Франции в середине XVII века побудило французское правительство провести реформу полиции и издать в  первой половине XVIII века первый полицейский кодекс. Нормативные акты XVIII столетия, во Франции, Германии, Австрии, России и в других европейских странах регламентировавшие деятельность полиции, объединились в полицейское законодательство.

Практика вызвала  теорию. На базе этого законодательства появился первый ученый труд французского администратора Н. Деламара (1639-1723) под названием «Трактат о полиции». Первоначально этот труд, заказанный парижскими властями, должен был представлять полный свод полицейских постановлений. Но Деламар посмотрел на свою задачу гораздо шире - он дал научное описание всего, касающегося полиции и управления государством, и положил первый камень в основание науки полиции, или полицейского права.

Почему Деламар  дал такое заглавие своей работе? Термин «полиция» употреблялся в Западной Европе в VII-VIII веках в нескольких смыслах: в широком, охватывая всю правительственную деятельность, направленную на обеспечение благосостояния и безопасности общества, в узком - деятельность специального аппарата по охране общественного порядка. Именно в таком понимании, но более всего в широком смысле, это слово стало использоваться в официальном языке законодательных актов, а уже затем попало на титульный лист работы Деламара.

Деламар полагает, что полиция должна охватывать все важные для населения вопросы, а именно вопросы безопасности и здоровья граждан, продовольствия, гигиены, путей сообщения. Она заботится о нравах и религии, науке и искусстве, о бедных и нищих. Деламар рассуждает о полиции как об одном из административных ведомств, более других приближенных к народу и обязанном думать о его благополучии.

Дело, начатое  Деламаром, продолжили немецкие ученые Юсти, Зонненфельс, Берг и Моль, которые  на более солидном научном и юридическом  фундаменте разрабатывали науку полицейского права. Вполне правомерно говорить о немецкой линии в истории науки административного права, оказавшей сильное влияние на пробуждение и развитие русской административноправовой мысли.

И. Юсти (1708-1771) переработал и систематизировал результаты сочинений Деламара, придал им вид самостоятельной отрасли знания. В работе «Основные начала полицейской науки», изданной в 1756 г., он прямо заявляет, что его сочинение есть первый научный трактат о полиции, в котором эта наука представлена вполне самостоятельной и со своим лицом. «Совершенство наук, - говорил он, - заключается в том, что они вполне отделены друг от друга и границы каждой из них строго определены».

Юсти характеризует  науку полиции как науку, ставящую задачу организации государства таким образом, чтобы безопасность и благосостояние отдельной семьи находились в согласии с безопасностью и благосостоянием всего общества. О своем материальном благополучии граждане заботятся сами, но государство обязано позаботиться об охране общественного порядка и содействии благосостоянию народа путем проведения каналов, устройства плотин, дорог, приспособления почвы для хлебопашества и скотоводства. Большое значение Юсти придает семейному воспитанию, которое способствует укреплению государства.

Почти одновременно с сочинением Юсти в 1765 году была издана работа австрийского ученого И. Зонненфельса (1733-1817) под названием «Основные начала полицейской, торговой и финансовой науки». Предметом науки полиции Зонненфельс считает две задачи государства: 1) обеспечение безопасности граждан; 2) обеспечение их материального благополучия. Безопасность есть такое состояние, при котором граждане ничего не опасаются и могут спокойно трудиться. Под материальным благополучием Зонненфельс понимает возможность для граждан посредством труда создавать материальный достаток, но при известном содействии со стороны государства. Главную роль в реализации этих задач государства Зонненфельс отводит аппарату управления, который получает название полиции. Таким образом, в отличие от Юсти, Зонненфельс понимает полицию в узком смысле как специальный аппарат, обеспечивающий внутреннюю безопасность населения.

Высокого уровня наука полиции достигает на рубеже XVIII-XIX веков в сочинениях Г. Берга (1765-1843), главное сочинение которого «Руководство к немецкому полицейскому праву» (1799) признавалась в свое время образцовым «Полиция, - говорил Берг, - есть та часть государственной власти, которая не только заботится вообще о предупреждении и устранении общевредных зол внутри государства, но также стремится содействовать безопасности граждан во всех тех случаях, когда другие отрасли государственной власти, согласно особому своему назначению, недействительны». Берг тщательно анализирует полицейскую власть и полагает, что она может осуществляться в различных формах: в издании юридических актов, в управлении, надзоре и контроле, в юрисдикционной деятельности.

Важное место  в науке полиции Берг отводит  полицейскому законодательству или  полицейскому праву. Термин «полицейское право» появился до Берга, но именно он поставил его на юридическую основу, разделив полицейское законодательство на законодательство о полиции и законодательство, созданное полицейской властью. Берг также классифицировал полицию на два вида: полицию безопасности и полицию благосостояния. Эти термины принадлежат Бергу и сохранились в науке полицейского права до 70-х годов XIX века, т.е. до реформы, которую совершили в этой науке Л. Штейн и О. Майер.

Трансформация в первой половине XIX века полицейского государства в буржуазно-правовое изменяет и характер полицейского права, которое начинает постепенно превращаться в административное. Это последнее рассматривает, помимо старого традиционного правоотношения, в котором гражданин отвечал перед государством, другое правоотношение, в котором должностное лицо в свою очередь, отвечает перед гражданином. Именно в период этого перехода появляется термин «правовое государство» (Rechtstaats), автором которого признают немецкого ученого Р. Моля. В 1832 г. Моль создал сочинение «Наука о полиции как учение о правовом государстве», которое составило эпоху в истории науки полиции, выдержало несколько изданий и было особенно радушно принято русским читателем. Автор подчеркивает два положения: первое - полицейская деятельность есть исключительно деятельность правительства и его органов; второе - задача такой деятельности является отрицательной, заключающейся в обеспечении безопасности и благосостояния отдельного человека. При этом Моль подробно рассматривает вопрос о границах полицейского вмешательства государства. Полиция не должна действовать там, где внешние препятствия на пути к благосостоянию могут быть устранены посредством применения человеком собственных усилий.

Моль - последний  крупный представитель науки  полицейского права в Западной Европе. Вместе с тем он ученый, который делает шаг в сторону преобразования данной науки в науку административного права: пытаясь объединить два понятия - полицию безопасности и полицию благосостояния - в одно. Моль выдвигает, правда, в самой начальной форме, категорию внутреннего или государственного управления, которая станет исходной для развития науки административного права в исследованиях выдающегося немецкого ученого-административиста Л. Штейна.

 

 

 

Современное состояние развития отрасли и  науки административного права.

 

Состояние науки  административного права в современных  условиях связано с кардинальным обновлением административного  права, происходящим в настоящее  время, и прежде всего с конституционным  закреплением разделения властей, переосмыслением и реформированием ее традиционных институтов, постановкой вопросов о необходимости новых правовых институтов. В связи с этим возникает ряд актуальных теоретических проблем в науке административного права, от правильного анализа которых зависит будущее данной отрасли права. 
   1. Одной из ключевых проблем в науке административного права является проблема анализа сущности государственного управления и его соотношения с категорией исполнительной власти, которая закреплена в Конституции Республики Казахстан. Власть исключительно сложное и многоаспектное явление. Современная философия, политология и социология исследуют власть как общесоциологическую категорию, выделяя при этом субстанциональные основания властных отношений и их существенные признаки, выражающиеся в любом типе, виде или форме власти и придающие ей объективно-закономерный характер. Однако тема исполнительной власти исследована явно недостаточно. Отсутствует интегральный взгляд на данную категорию, не выявлены особенности данной ветви власти. Заслуживает внимания ученых-административистов категория «единая система исполнительной власти» .   Нуждается в новом освещении и вопрос о предмете административно-правового регулирования с учетом включения в него общественных отношений, возникающих в сфере применения административных регламентов, административного принуждения, в частности, мер административной ответственности за совершенные административные правонарушения, административной юстиции.

Актуальной  и сложной для науки административного  права является проблема административно-правового регулирования в экономической сфере. 
   В современных условиях при переходе к новой экономической системе концепция государственного управления, базировавшаяся на едином производственно-хозяйственном комплексе, устарела и должна быть коренным образом пересмотрена. Развитие рыночной экономики потребовало создания соответствующей правовой базы. При этом следует отметить, что современное государственное управление экономикой проявляется не столько в форме прямого командного воздействия, сколько в других формах, к которым относятся, в частности, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов; стандартизация продукции, работ, услуг; осуществление контрольно-надзорных функций. Эти формы можно отнести к разновидности государственного управления - государственному регулированию.  
  Актуальной в административном праве остается проблема общественного порядка, требующая в условиях функционирования всех форм собственности более глубокого понимания. 
   Этот порядок не возникает спонтанно, в силу одного факта существования рыночных отношений, но устанавливается при активной и разумной государственной деятельности, поддержке соответствующих органов. Предпринимательская деятельность, развитие любых форм собственности возможны при условии, если государство обеспечивает порядок и общественную безопасность, защищает бизнес от коррупции, рэкета, рейдерства, недобросовестной конкуренции, обеспечивает личную и имущественную безопасность и пр. 
   Вместе с тем экономический порядок предполагает для предприятий и объединений всех форм собственности четкие юридические правила, в пределах которых они обязаны действовать. Эти правила должны исключать действия хозяйствующих субъектов, направленные во вред интересам потребителей и государства, а также предусматривать за совершение таких действий юридическую ответственность.

Острейшей становится научная проблема, связанная с  административным процессом, его пониманием, соотношением с административной юстицией и административным судопроизводством, а также проблема административной деликтологии, обусловленной огромным масштабом административных правонарушений. Подготовленные представителями науки и практики проекты соответствующих законодательных актов пока остаются без движения.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Предметом науки административного права являются общественные отношения, которые возникают при формировании и функционировании государственной администрации и система регулирующих их административно-правовых норм.

Предметом науки административного  права является исследование законов, закономерностей и особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах, эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования. Объект науки административного права (на что направлено исследование), это управленческие отношения, которые исследуются наукой с целью их совершенствования. Перед наукой ставятся задачи исследования с целью совершенствования административно-правового регулирования управленческих отношений.

Процесс зарождения административного права начался  около трехсот лет назад под одним именем и закончился оформлением на рубеже XIX-XX веков в самостоятельную науку уже под другим именем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  употребленной литературы:

  1. Таранов А.А. Административное право. Академический курс. Особенная  часть. А., 2002 г
  2. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996 г.
  3. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. Юринформцентр. 1998 г.
  4. Российское полицейское (административное право) Хрестоматия. Изд-во ВГУ. 1999 г.
  5. Административное право. Учебник. Под ред. Агапова А.Б. Городец. 1999 г.
  6. Конституция Респукблики Казахстан от (30 августа 1995 года)(с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.)
  7. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (по состоянию на 10.07.2012 г)

 

 


Информация о работе История развития административного права как отрасли и как науки