Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:57, реферат
Административное право – отрасль правовой системы Республики Казахстан, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.
1. Понятие и предмет административного права как науки и как отрасли права…………………………………………...2
2. Задачи науки административного права………………………………..5
3. Административное право и полицейское право, соотношение и этапы развития…………………………………….7
4. Современное состояние развития отрасли и науки административного права………………………………………..…...12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список употребленной литературы ………………………………………...15
Увеличение
размеров Парижа и других городов
Франции в середине XVII века побудило
французское правительство
Практика вызвала теорию. На базе этого законодательства появился первый ученый труд французского администратора Н. Деламара (1639-1723) под названием «Трактат о полиции». Первоначально этот труд, заказанный парижскими властями, должен был представлять полный свод полицейских постановлений. Но Деламар посмотрел на свою задачу гораздо шире - он дал научное описание всего, касающегося полиции и управления государством, и положил первый камень в основание науки полиции, или полицейского права.
Почему Деламар дал такое заглавие своей работе? Термин «полиция» употреблялся в Западной Европе в VII-VIII веках в нескольких смыслах: в широком, охватывая всю правительственную деятельность, направленную на обеспечение благосостояния и безопасности общества, в узком - деятельность специального аппарата по охране общественного порядка. Именно в таком понимании, но более всего в широком смысле, это слово стало использоваться в официальном языке законодательных актов, а уже затем попало на титульный лист работы Деламара.
Деламар полагает, что полиция должна охватывать все важные для населения вопросы, а именно вопросы безопасности и здоровья граждан, продовольствия, гигиены, путей сообщения. Она заботится о нравах и религии, науке и искусстве, о бедных и нищих. Деламар рассуждает о полиции как об одном из административных ведомств, более других приближенных к народу и обязанном думать о его благополучии.
Дело, начатое Деламаром, продолжили немецкие ученые Юсти, Зонненфельс, Берг и Моль, которые на более солидном научном и юридическом фундаменте разрабатывали науку полицейского права. Вполне правомерно говорить о немецкой линии в истории науки административного права, оказавшей сильное влияние на пробуждение и развитие русской административноправовой мысли.
И. Юсти (1708-1771) переработал и систематизировал результаты сочинений Деламара, придал им вид самостоятельной отрасли знания. В работе «Основные начала полицейской науки», изданной в 1756 г., он прямо заявляет, что его сочинение есть первый научный трактат о полиции, в котором эта наука представлена вполне самостоятельной и со своим лицом. «Совершенство наук, - говорил он, - заключается в том, что они вполне отделены друг от друга и границы каждой из них строго определены».
Юсти характеризует науку полиции как науку, ставящую задачу организации государства таким образом, чтобы безопасность и благосостояние отдельной семьи находились в согласии с безопасностью и благосостоянием всего общества. О своем материальном благополучии граждане заботятся сами, но государство обязано позаботиться об охране общественного порядка и содействии благосостоянию народа путем проведения каналов, устройства плотин, дорог, приспособления почвы для хлебопашества и скотоводства. Большое значение Юсти придает семейному воспитанию, которое способствует укреплению государства.
Почти одновременно с сочинением Юсти в 1765 году была издана работа австрийского ученого И. Зонненфельса (1733-1817) под названием «Основные начала полицейской, торговой и финансовой науки». Предметом науки полиции Зонненфельс считает две задачи государства: 1) обеспечение безопасности граждан; 2) обеспечение их материального благополучия. Безопасность есть такое состояние, при котором граждане ничего не опасаются и могут спокойно трудиться. Под материальным благополучием Зонненфельс понимает возможность для граждан посредством труда создавать материальный достаток, но при известном содействии со стороны государства. Главную роль в реализации этих задач государства Зонненфельс отводит аппарату управления, который получает название полиции. Таким образом, в отличие от Юсти, Зонненфельс понимает полицию в узком смысле как специальный аппарат, обеспечивающий внутреннюю безопасность населения.
Высокого уровня наука полиции достигает на рубеже XVIII-XIX веков в сочинениях Г. Берга (1765-1843), главное сочинение которого «Руководство к немецкому полицейскому праву» (1799) признавалась в свое время образцовым «Полиция, - говорил Берг, - есть та часть государственной власти, которая не только заботится вообще о предупреждении и устранении общевредных зол внутри государства, но также стремится содействовать безопасности граждан во всех тех случаях, когда другие отрасли государственной власти, согласно особому своему назначению, недействительны». Берг тщательно анализирует полицейскую власть и полагает, что она может осуществляться в различных формах: в издании юридических актов, в управлении, надзоре и контроле, в юрисдикционной деятельности.
Важное место в науке полиции Берг отводит полицейскому законодательству или полицейскому праву. Термин «полицейское право» появился до Берга, но именно он поставил его на юридическую основу, разделив полицейское законодательство на законодательство о полиции и законодательство, созданное полицейской властью. Берг также классифицировал полицию на два вида: полицию безопасности и полицию благосостояния. Эти термины принадлежат Бергу и сохранились в науке полицейского права до 70-х годов XIX века, т.е. до реформы, которую совершили в этой науке Л. Штейн и О. Майер.
Трансформация
в первой половине XIX века полицейского
государства в буржуазно-
Моль - последний крупный представитель науки полицейского права в Западной Европе. Вместе с тем он ученый, который делает шаг в сторону преобразования данной науки в науку административного права: пытаясь объединить два понятия - полицию безопасности и полицию благосостояния - в одно. Моль выдвигает, правда, в самой начальной форме, категорию внутреннего или государственного управления, которая станет исходной для развития науки административного права в исследованиях выдающегося немецкого ученого-административиста Л. Штейна.
Современное состояние развития отрасли и науки административного права.
Состояние науки
административного права в
1. Одной из ключевых проблем в науке административного
права является проблема анализа сущности
государственного управления и его соотношения
с категорией исполнительной власти, которая
закреплена в Конституции Республики
Казахстан. Власть исключительно сложное
и многоаспектное явление. Современная
философия, политология и социология исследуют
власть как общесоциологическую категорию,
выделяя при этом субстанциональные основания
властных отношений и их существенные
признаки, выражающиеся в любом типе, виде
или форме власти и придающие ей объективно-закономерный
характер. Однако тема исполнительной
власти исследована явно недостаточно.
Отсутствует интегральный взгляд на данную
категорию, не выявлены особенности данной
ветви власти. Заслуживает внимания ученых-административистов
категория «единая система исполнительной
власти» . Нуждается в новом освещении
и вопрос о предмете административно-правового
регулирования с учетом включения в него
общественных отношений, возникающих
в сфере применения административных
регламентов, административного принуждения,
в частности, мер административной ответственности
за совершенные административные правонарушения,
административной юстиции.
Актуальной
и сложной для науки
В современных условиях при переходе
к новой экономической системе концепция
государственного управления, базировавшаяся
на едином производственно-хозяйственном
комплексе, устарела и должна быть коренным
образом пересмотрена. Развитие рыночной
экономики потребовало создания соответствующей
правовой базы. При этом следует отметить,
что современное государственное управление
экономикой проявляется не столько в форме
прямого командного воздействия, сколько
в других формах, к которым относятся,
в частности, регулирование деятельности
хозяйствующих субъектов; стандартизация
продукции, работ, услуг; осуществление
контрольно-надзорных функций. Эти формы
можно отнести к разновидности государственного
управления - государственному регулированию.
Актуальной в административном праве
остается проблема общественного порядка,
требующая в условиях функционирования
всех форм собственности более глубокого
понимания.
Этот порядок не возникает спонтанно,
в силу одного факта существования рыночных
отношений, но устанавливается при активной
и разумной государственной деятельности,
поддержке соответствующих органов. Предпринимательская
деятельность, развитие любых форм собственности
возможны при условии, если государство
обеспечивает порядок и общественную
безопасность, защищает бизнес от коррупции,
рэкета, рейдерства, недобросовестной
конкуренции, обеспечивает личную и имущественную
безопасность и пр.
Вместе с тем экономический порядок предполагает
для предприятий и объединений всех форм
собственности четкие юридические правила,
в пределах которых они обязаны действовать.
Эти правила должны исключать действия
хозяйствующих субъектов, направленные
во вред интересам потребителей и государства,
а также предусматривать за совершение
таких действий юридическую ответственность.
Острейшей становится научная проблема, связанная с административным процессом, его пониманием, соотношением с административной юстицией и административным судопроизводством, а также проблема административной деликтологии, обусловленной огромным масштабом административных правонарушений. Подготовленные представителями науки и практики проекты соответствующих законодательных актов пока остаются без движения.
Заключение
Предметом науки административного права являются общественные отношения, которые возникают при формировании и функционировании государственной администрации и система регулирующих их административно-правовых норм.
Предметом науки административного права является исследование законов, закономерностей и особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах, эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования. Объект науки административного права (на что направлено исследование), это управленческие отношения, которые исследуются наукой с целью их совершенствования. Перед наукой ставятся задачи исследования с целью совершенствования административно-правового регулирования управленческих отношений.
Процесс зарождения
административного права
Список употребленной литературы:
Информация о работе История развития административного права как отрасли и как науки