Исполнительные органы государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ органов исполнительной власти. В соответствии с целью решались следующие задачи:
- проанализировать соотношение понятий «государственный орган» и «орган государственной власти»;
- проанализировать понятие и правовой статус государственных органов исполнительной власти;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие исполнительного органа государственной власти 5
2. Административно-правовой статус исполнительного органа государственной власти 10
3. Виды исполнительных органов государственной власти 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Исполнительные органы государственной власти.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Дуалистическая  природа российской исполнительной власти была заложена еще до момента принятия Конституции РФ в 1993 г., когда помимо Президента в системе высших органов исполнительной власти была должность вице-президента, которая в дальнейшем трансформировалась в Председателя Правительства. Полагаем, что назрела необходимость конкретизировать и таким образом разграничить полномочия и функции Президента и Председателя Правительства в сфере исполнительной власти во избежание возможности осуществления их как главой государства, так и главой Правительства.

     Принцип разделения властей, провозглашенный  в Конституции Российской Федерации, не содержит систему взаимосдерживающих полномочий высших органов государственной власти, что в конечном итоге приводит к их дисбалансу и сосредоточению значительного объема власти в руках главы государства. Федеральное Собрание Российской Федерации не в состоянии оказывать какое-либо воздействие как на исполнительную власть в целом, так и на Президента в частности. Сказывается отсутствие рычагов влияния на функционирование исполнительной власти, например возможность осуществления парламентом контрольных полномочий за деятельностью Правительства.

     Таким образом, властные полномочия, осуществляемые Президентом, с одной стороны, и  полномочия, исполняемые Правительством, - с другой, при так называемом некотором разделении труда между  главой государства и высшим исполнительным органом, в совокупности позволяют говорить о дуалистической природе исполнительной власти.

     Далее проанализируем систему органов исполнительной власти Российской Федерации и Самарской области.

     В Конституции понятие «система органов исполнительной власти» отграничивается от понятия «орган исполнительной власти». В последнем случае выделяется главное: с помощью организационного механизма, каковым является орган, государство реализует свои функции. Понятие «система органов исполнительной власти», закрепляя основные свойства органов, отражает, прежде всего, способ связи между органами, иерархичность их построения. Сами органы в данном случае отступают на второй план, образуя структурные звенья в составе единой системы.

     При объединении органов их система приобретает новые качества, в частности, дополнительный организационный эффект от реализации общих полномочий системы в целом. Система органов решает многие задачи управленческого характера применительно, например, ко всей территории страны.

     Согласно Конституции РФ система органов исполнительной власти имеет иерархическое строение, соответствует государственному устройству и определяет порядок взаимоотношений между различными уровнями исполнительной власти. При этом каждый уровень власти по вертикали имеет свой круг полномочий и свою зону ответственности, а наличие между ними отношений иерархии обеспечивает направленность их деятельности на решение однотипных задач.

     Среди правоведов на сегодняшний день не имеется единодушного мнения о том, какие субъекты входят в систему исполнительной власти. Как правило, в систему федеральных органов исполнительной власти включают Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства. Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»25 в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также появившиеся в сентябре 2007 г. государственные комитеты.

     Система исполнительной власти в субъектах  Российской Федерации определена очень лаконично26. Согласно ст. 77 Основного закона субъекты самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти, в соответствии с Основным законом и Федеральным законодательством.

     В систему органов исполнительной власти субъектов РФ входят высший орган исполнительной власти субъекта РФ, иные органы исполнительной власти субъекта РФ. По поводу Президента РФ мнения разделились: большая часть ученых не относит его к исполнительной власти, некоторые считают, что он является «особым субъектом РФ».

     Систему субъектов исполнительной власти в  Российской Федерации можно представить следующим образом:

     1) Президент Российской Федерации  (совместно с его аппаратом — Администрацией Президента РФ);

     2) Правительство Российской Федерации; 

     3) федеральные органы исполнительной  власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, государственные комитеты) совместно со своими территориальными органами;

     4) Полномочные представители Президента  РФ в федеральных округах; 

     5) главы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  (президенты, главы администраций); 6) правительства субъектов Российской Федерации;

     7) иные органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации; 

     8) главы муниципальных образований  и органы местного самоуправления (исключительно в части полномочий, наделенных государственными органами исполнительной власти).

     Согласно  ст. 59 Устава Самарской области от 18 декабря 2006 года №179-ГД исполнительную власть Самарской области осуществляет Губернатор Самарской области, Правительство Самарской области, министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области.

     В соответствии со ст. 63 Устава Самарской области губернатор - председатель Правительства Самарской области является высшим должностным лицом Самарской области.

     Необходимо  отметить, что в Определении27 Верховного Суда РФ от 7 июля 2003 года (дело N 46-Г03-10) по Уставу Самарской области было указано, что противоречат федеральному законодательству положения Устава, в соответствии с которыми исполнительную власть осуществляет губернатор Самарской области единолично. В соответствии с федеральным законодательством в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Суд проанализировал положения Устава и нормы федерального законодательства и пришел к выводу, что в систему органов исполнительной власти Самарской области входят: администрация Самарской области; иные органы исполнительной власти Самарской области, формируемые губернатором Самарской области. Кроме того, частью 2 статьи 101 Устава (Основного Закона) Самарской области ранее было предусмотрено, что администрация Самарской области является высшим органом исполнительной власти Самарской области. Следовательно, формирование иных органов исполнительной власти субъекта РФ должно осуществляться не высшим должностным лицом субъекта РФ (губернатором области) единолично, а в коллегиальном порядке высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, т.е. администрацией Самарской области.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В заключении работы необходимо привести некоторые итоговые положения.

     Понятие «исполнительная власть» не аналогично понятию «исполнительный орган государственной власти».

     Органы  исполнительной власти являются важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций.

     Органы  исполнительной власти — это государственные организации, являющиеся целостными самостоятельными структурными образованиями государственного аппарата и представляющие собой организованные коллективы людей, которые, действуют в пределах своей компетенции от имени государства с целями решения задач, которые стоят перед государством и обществом, осуществляют функции исполнительной власти в РФ и субъектах РФ, и наделены государственно-властными полномочиями.

     Органы  исполнительной власти классифицируются по следующим основаниям: по характеру компетенции, по территориальному масштабу деятельности, по порядку решения вопросов и т.д.

     Система органов исполнительной власти имеет иерархическое строение, соответствует государственному устройству и определяет порядок взаимоотношений между различными уровнями исполнительной власти.

     По  организационно-правовым формам и названию различают следующие органы исполнительной власти: правительства, кабинеты министров (имеющие статус правительств), министерства, федеральные службы, федеральные  агентства, ведомства, администрации, мэрии, департаменты, главные управления, управления, службы, отделы, инспекции, палаты, центры, комплексы и др.

     В систему органов исполнительной власти субъектов РФ входят высший орган исполнительной власти субъекта РФ, иные органы исполнительной власти субъекта РФ.

     Итак, система органов исполнительной власти в Российской Федерации представляет собой структурированную совокупность федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти субъектов Федерации, основанную на принципах субординации, подчиненности и ответственности. Следует отметить, что своего рода связующим звеном между исполнительными органами государственной власти различного уровня выступает институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе.

 

     Библиографический список.  

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 22.07.2010) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.02.2005 N 2-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 4 и части второй статьи 9 Федерального закона «О карантине растений» в связи с запросом Законодательного Собрания Краснодарского края» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2005, N 7, ст. 603.
  5. Определение Верховного Суда РФ от 07.07.2003 N 46-Г03-10 Заявление о признании недействующими преамбулы и некоторых статей Устава (Основного закона) Самарской области удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые положения приняты с превышением полномочий субъекта РФ и противоречат федеральному законодательству.
  6. Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М.: Инфограф, 1999. С. 265.
  7. Административные реформы в России: история и современность / Под ред. Р. Н. Байгузина. М.: БЕК, 2006. с. 4.
  8. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Инфра-М, 1996. С. 301.
  9. Бахмутский А.А. Развитие теории разделения властей и проблемы ее совершенствования на современном этапе // Инновации в государстве и праве России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Н. Новгород, 19 - 20 апреля 2007 г.): В 2 ч. Ч. 1. Н. Новгород: Изд-во Ниж. гос. ун-та, 2007. С. 22.
  10. Бахрах Д.Н. Административное право: Часть общая: Учебник. М.: БЕК, 1993. С. 75 – 76.
  11. Бахрах Д.Н. Исполнительный орган государственной власти (понятие, правовой статус) // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Новая правовая культура, 2003. С. 66.
  12. Бачило И.Л. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации // Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. М.: Юристъ, 2008. С. 147 - 148.
  13. Горшкова Н.Г. Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития  // Государство и право. 200. N 7. С. 104.
  14. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М.: Юристъ, 2005. С. 83.
  15. Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства. Новосибирск: Наука, 2009. С. 112.
  16. Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. N 4(57). С. 7.
  17. Исполнительная власть: проблемы организации и деятельности: Труды кафедры конституционного и административного права. Вып. 1 / Отв. ред. Е.К. Глушко, М.А. Краснов; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: ТЕИС, 2006. С. 8.
  18. Кешикова Н.В. Порядок формирования государственных органов: к теории вопроса // История государства и права. 2008. N 11. С. 4.
  19. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2006. С. 378.
  20. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Москва-Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2001. С. 53.
  21. Попов Л.Л. Административное право. Учебник. М.: Высшее образование. 2010. С. 127.
  22. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2004. С. 45.
  23. Чернявский А.Г. Административное право России: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2006. С. 98.
  24. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007. С. 120.
  25. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: Изд-во г-на Тихомирова, 2010. С. 42.

Информация о работе Исполнительные органы государственной власти