Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа
Целью работы является изучение и анализ органов исполнительной власти. В соответствии с целью решались следующие задачи:
- проанализировать соотношение понятий «государственный орган» и «орган государственной власти»;
- проанализировать понятие и правовой статус государственных органов исполнительной власти;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие исполнительного органа государственной власти 5
2. Административно-правовой статус исполнительного органа государственной власти 10
3. Виды исполнительных органов государственной власти 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Библиографический список
Дуалистическая природа российской исполнительной власти была заложена еще до момента принятия Конституции РФ в 1993 г., когда помимо Президента в системе высших органов исполнительной власти была должность вице-президента, которая в дальнейшем трансформировалась в Председателя Правительства. Полагаем, что назрела необходимость конкретизировать и таким образом разграничить полномочия и функции Президента и Председателя Правительства в сфере исполнительной власти во избежание возможности осуществления их как главой государства, так и главой Правительства.
Принцип разделения властей, провозглашенный в Конституции Российской Федерации, не содержит систему взаимосдерживающих полномочий высших органов государственной власти, что в конечном итоге приводит к их дисбалансу и сосредоточению значительного объема власти в руках главы государства. Федеральное Собрание Российской Федерации не в состоянии оказывать какое-либо воздействие как на исполнительную власть в целом, так и на Президента в частности. Сказывается отсутствие рычагов влияния на функционирование исполнительной власти, например возможность осуществления парламентом контрольных полномочий за деятельностью Правительства.
Таким образом, властные полномочия, осуществляемые Президентом, с одной стороны, и полномочия, исполняемые Правительством, - с другой, при так называемом некотором разделении труда между главой государства и высшим исполнительным органом, в совокупности позволяют говорить о дуалистической природе исполнительной власти.
Далее проанализируем систему органов исполнительной власти Российской Федерации и Самарской области.
В Конституции понятие «система органов исполнительной власти» отграничивается от понятия «орган исполнительной власти». В последнем случае выделяется главное: с помощью организационного механизма, каковым является орган, государство реализует свои функции. Понятие «система органов исполнительной власти», закрепляя основные свойства органов, отражает, прежде всего, способ связи между органами, иерархичность их построения. Сами органы в данном случае отступают на второй план, образуя структурные звенья в составе единой системы.
При объединении органов их система приобретает новые качества, в частности, дополнительный организационный эффект от реализации общих полномочий системы в целом. Система органов решает многие задачи управленческого характера применительно, например, ко всей территории страны.
Согласно Конституции РФ система органов исполнительной власти имеет иерархическое строение, соответствует государственному устройству и определяет порядок взаимоотношений между различными уровнями исполнительной власти. При этом каждый уровень власти по вертикали имеет свой круг полномочий и свою зону ответственности, а наличие между ними отношений иерархии обеспечивает направленность их деятельности на решение однотипных задач.
Среди правоведов на сегодняшний день не имеется единодушного мнения о том, какие субъекты входят в систему исполнительной власти. Как правило, в систему федеральных органов исполнительной власти включают Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства. Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»25 в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также появившиеся в сентябре 2007 г. государственные комитеты.
Система исполнительной власти в субъектах Российской Федерации определена очень лаконично26. Согласно ст. 77 Основного закона субъекты самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти, в соответствии с Основным законом и Федеральным законодательством.
В систему органов исполнительной власти субъектов РФ входят высший орган исполнительной власти субъекта РФ, иные органы исполнительной власти субъекта РФ. По поводу Президента РФ мнения разделились: большая часть ученых не относит его к исполнительной власти, некоторые считают, что он является «особым субъектом РФ».
Систему субъектов исполнительной власти в Российской Федерации можно представить следующим образом:
1)
Президент Российской
2)
Правительство Российской
3)
федеральные органы
4)
Полномочные представители
5)
главы исполнительной власти
субъектов Российской
7)
иные органы исполнительной
8)
главы муниципальных
Согласно ст. 59 Устава Самарской области от 18 декабря 2006 года №179-ГД исполнительную власть Самарской области осуществляет Губернатор Самарской области, Правительство Самарской области, министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области.
В соответствии со ст. 63 Устава Самарской области губернатор - председатель Правительства Самарской области является высшим должностным лицом Самарской области.
Необходимо отметить, что в Определении27 Верховного Суда РФ от 7 июля 2003 года (дело N 46-Г03-10) по Уставу Самарской области было указано, что противоречат федеральному законодательству положения Устава, в соответствии с которыми исполнительную власть осуществляет губернатор Самарской области единолично. В соответствии с федеральным законодательством в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Суд проанализировал положения Устава и нормы федерального законодательства и пришел к выводу, что в систему органов исполнительной власти Самарской области входят: администрация Самарской области; иные органы исполнительной власти Самарской области, формируемые губернатором Самарской области. Кроме того, частью 2 статьи 101 Устава (Основного Закона) Самарской области ранее было предусмотрено, что администрация Самарской области является высшим органом исполнительной власти Самарской области. Следовательно, формирование иных органов исполнительной власти субъекта РФ должно осуществляться не высшим должностным лицом субъекта РФ (губернатором области) единолично, а в коллегиальном порядке высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, т.е. администрацией Самарской области.
В заключении работы необходимо привести некоторые итоговые положения.
Понятие «исполнительная власть» не аналогично понятию «исполнительный орган государственной власти».
Органы исполнительной власти являются важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций.
Органы исполнительной власти — это государственные организации, являющиеся целостными самостоятельными структурными образованиями государственного аппарата и представляющие собой организованные коллективы людей, которые, действуют в пределах своей компетенции от имени государства с целями решения задач, которые стоят перед государством и обществом, осуществляют функции исполнительной власти в РФ и субъектах РФ, и наделены государственно-властными полномочиями.
Органы исполнительной власти классифицируются по следующим основаниям: по характеру компетенции, по территориальному масштабу деятельности, по порядку решения вопросов и т.д.
Система органов исполнительной власти имеет иерархическое строение, соответствует государственному устройству и определяет порядок взаимоотношений между различными уровнями исполнительной власти.
По организационно-правовым формам и названию различают следующие органы исполнительной власти: правительства, кабинеты министров (имеющие статус правительств), министерства, федеральные службы, федеральные агентства, ведомства, администрации, мэрии, департаменты, главные управления, управления, службы, отделы, инспекции, палаты, центры, комплексы и др.
В систему органов исполнительной власти субъектов РФ входят высший орган исполнительной власти субъекта РФ, иные органы исполнительной власти субъекта РФ.
Итак,
система органов исполнительной
власти в Российской Федерации представляет
собой структурированную
Библиографический
список.
Информация о работе Исполнительные органы государственной власти