Исполнительная власть в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:38, реферат

Описание работы

Разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители - Платон, Аристотель высказывали в своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д. Мильберн (1614-1657 гг.).

Работа содержит 1 файл

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство.docx

— 27.75 Кб (Скачать)
  • обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, денежно-кредитной политики;
  • регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию;
  • разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь;
  • разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации.

    В социально-культурной сфере:

  • обеспечивает проведение едино государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения;
  • создает условия для поддержания установленного законодательством уровня социального обеспечения;
  • принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты;
  • разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи;
  • осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики и т.д.

    В сфере окружающей среды:

  • определяет государственную политику и порядок использования природных ресурсов;
  • осуществляет меры по охране, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению окружающей среды;
  • обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;
  • утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;
  • определяет порядок учета и ведения государственных кадастровых природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды;

    В области законности и правопорядка:

  • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • руководит в пределах своей компетенции деятельностью республиканских органов  государственного управления по обеспечению правопорядка и законности, реализации государственных программ борьбы с преступностью и т.д.

     В сфере национальной безопасности и обороноспособности государства:

  • осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государственными и международными организациями;
  • проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;
  • принимает меры по обеспечению выполнения международных договоров Республики Беларусь и т.д.
 

     Осуществляя государственно-управленческие функции, правительство вступает в различные  взаимоотношения с Национальным собранием. К основным правовым формам этих взаимоотношений можно отнести: представление подготовленных правительством законопроектов для их дальнейшего обсуждения и принятие на их основе соответствующих законов, одобрение Палатой представителей программы деятельности правительства.

     Кроме того, Премьер-министр Республики Беларусь и другие члены Совета Министров  Республики Беларусь имею право принимать  участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь и их органов, выступать на этих заседаниях внеочереди, а также обязаны отвечать на специальных заседаниях палат  Национального собрания Республики Беларусь на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, а также в уставленном порядке  – на их запросы. 

     Важную  роль в системе занимают органы, осуществляющие функции местного управления, или иные органы местного управления и самоуправления.

     Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного  самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого  участия в государственных и  общественных делах. Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих  административно-территориальных единиц сроком на четыре года. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.

     Местные Советы депутатов, исполнительные и  распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных  интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих  государственных органов. К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

  • утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
  • определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных референдумов.

     Местные Советы депутатов, исполнительные и  распорядительные органы на основании  действующего законодательства принимают  решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке.

     В случае систематического или грубого  нарушения местным Советом депутатов  требований законодательства он может  быть распущен Советом Республики. Иные основания досрочного прекращения  полномочий местных Советов депутатов  определяются законом. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законодательством.  
 
 
 

Список использованной литературы 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята  на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2.  Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 882с.

3. Административное  право Республики Беларусь: Курс  лекций/Д.А. Гавриленко, И.И.Мах. –  Мн.: Дикта, 2004. – 416с. 
 
 

Информация о работе Исполнительная власть в Республике Беларусь