Исполнительная власть РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

По своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей. Однако это не означает, что ранее в структуре власти данный элемент отсутствовал. Во времена Древнего мира и средневековья в монархических государствах функции исполнительной власти выполняли главы этих стран, являвшиеся одновременно и источниками законодательного нормотворчества

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ. 5
Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти в РФ. 17
Список использованных источников. 37
Заключение. 38

Работа содержит 1 файл

Адм право.docx

— 55.78 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение            3

  Глава 1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ.    5

Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти в РФ.         17

Список  использованных источников.              37

Заключение.                   38  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     введение 

     Тема  реферата «Исполнительная власть»  была выбрана мною, поскольку данная проблема являлась значимой со времени возникновения теории разделения властей и представляет особую важность и актуальность и на сегодняшний день. Исполнительная власть, олицетворяемая Президентом и Правительством, по своей природе является вторичной ветвью власти. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация. Но в распоряжении ее находится большая сила – чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства, и все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

     Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений.

     Многоаспектность  данного понятия обуславливает  и соответствующую типологию  элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.

     По  своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции  разделения властей. Однако это не означает, что ранее в структуре власти данный элемент отсутствовал. Во времена  Древнего мира и средневековья в  монархических государствах функции  исполнительной власти выполняли главы  этих стран, являвшиеся одновременно и  источниками законодательного нормотворчества. В республиках же доиндустриальной эпохи исполнительная власть осуществлялась различными высшими должностными лицами (консулы в Древнем Риме, дожи в Венеции, государственный капитаны в Генуе, посадники и архиепископы в Новгороде).

       В Новое и Новейшее время сложилась конституционная практика, согласно которой в президентских республиках исполнительная власть принадлежит президенту: в конституционных монархиях и парламентских республиках главой исполнительной власти номинально считается монарх или президент, но реально эту роль выполняет глава правительства.

     По  природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного  управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей  нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в  пределах ее компетенции.

       Эффективность функционирования  исполнительной власти возможна  лишь при условии, если создана  устойчивая, централизованная, жестко  иерархичная ее вертикаль, позволяющая  точно и своевременно проводить  в жизнь принятые решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ.

 

     Так как речь идет об исполнительной власти, о государственной деятельности по ее практической реализации, неизбежен  вопрос о том, какому именно звену  государственно-властного механизма, построенному на началах разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как  Конституция РФ 1993 г, установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно — государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.

     Соответственно  органы государственного управления в  центре и на местах являлись основными  субъектами административного права  или же носителями административной правосубъектности.

     Другими словами, государственное управление как самостоятельный вид деятельности государства по реализации своих  задач и функций имело специального, конституционно закрепленного субъекта.

     Конституция РФ 1993 г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть». И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах. Так, ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное, упоминание об органах исполнительной власти.1

     Исполнительная  власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую  с законодательной и судебной ее властями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания  полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны.

     Исполнительная  власть есть способность и возможность  оказывать определяющее воздействие  на деятельность, поведение, а также  право и возможность подчинять  своей воле других. Отличительным  признаком этой ветви власти выступает  то, что она реализуется в отношении  как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного  общества, то есть в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это  является наиболее важной характеристикой  исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство  такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума  в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).

     Будучи  ветвью единой государственной власти, исполнительная власть не тождественна виду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. А потому исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности: власть - сущностное выражение этой деятельности, ее функциональной направленности и  компетенционной определенности, то есть категория базового характера. Следовательно, исполнительная власть не тождественна государственному управлению, поскольку оно выступает определенным видом государственной властной деятельности.

     Принципиальное  качество и назначение исполнительной власти выражаются в особом виде государственной  деятельности, в правоприменительной  ее сути. Причем в отличие от правоприменительной  судебной власти (где исполнение требований закона осуществляется преимущественно  в негативных случаях) для исполнительной власти характерно в основном правоприменение  позитивного характера, то есть прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной  работы находящихся под ее воздействием объектов экономики, политики, права, культуры и т.п.

     Исполнительная  власть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. В государственно-властном механизме она представлена органами исполнительной власти. Через деятельность государственных органов - субъектов  исполнительной власти, исполнительная власть приобретает динамические качества. Согласно ст. 77 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в  Российской Федерации. Таковы четко  определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти. Однако ст. 110 Конституции РФ сводит всю исполнительную власть исключительно  к деятельности Правительства Российской Федерации, что вызывает определенные сомнения.

     В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть организуется и осуществляется на началах федерализма, то есть законодательным  путем проводится разграничение  предметов ведения и полномочий между федеральными и исполнительными  органами и аналогичными органами субъектов  федерации. Ведущая роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11 Конституции РФ.).

     Это разграничение проводится суммарно, то есть применительно к законодательным  и исполнительным органам государственной  власти (ст. 71-72 КРФ). Конкретизация этого  разграничения между соответствующими субъектами исполнительной власти осуществляется при оформлении организационно-правового  статуса тех или иных субъектов.

     Следует особо подчеркнуть неправомерность  отождествления исполнительной и административной власти. Административная власть связана  с реализацией полномочий внесудебного, то есть административного принуждения, которое является лишь одним из средств  достижения целей, стоящих перед  исполнительной деятельностью. Но содержание исполнительной власти не исчерпывается  применением в необходимых случаях  чисто принудительных мер. Большинство  юридически властных полномочий, которыми наделены все субъекты исполнительной власти, реализуется именно во внесудебном  порядке. В подобном же порядке реализуются  полномочия органов законодательной  власти, но это не означает, что они  осуществляют административную власть.

     В распоряжении субъектов исполнительной власти находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, армия и иные воинские формирования, милиция, важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые учреждения, служба внутренней и внешней безопасности и т.п. Несмотря на то, что в Конституции  Российской Федерации нет упоминаний о государственном управлении, тем  не менее оно - реальность, без которой  не может работать государственно-властный механизм. Но Конституция и действующее  законодательство Российской Федерации  не предложили синонима государственному управлению, в них ничего не говорится  об исполнительной деятельности; субъекты этой деятельности налицо, а характер ее не определен. Однако система разделения властей исходит из того, что каждая ветвь единой государственной власти реализуется в деятельности их субъектов. Поэтому государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

     Государственное управление осуществляется и в рамках системы государственной власти, основанной на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает  реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, являющимися органами государственного управления. В этом смысле государственное  управление понимается как исполнительно-распорядительная деятельность и не противопоставляется  реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

     Необходимо  подчеркнуть, что понятие «государственное управление» более широкое по сравнению с исполнительной властью. В известном смысле последняя  производна от государственного управления. Она призвана определить объем и  характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное  управление - это и есть тот вид  деятельности, который направлен  на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего  ее функциональную (исполнительную) направленность.

     Сейчас  происходят процессы, свидетельствующие  об уменьшении удельного веса государственного управления некоторыми областями жизни, прежде всего экономикой. Это не умаляет роли исполнительной власти и государственно-управленческой деятельности в целом. Наоборот все настойчивей  звучит тезис о необходимости  сильной исполнительной власти, способной обеспечить должный уровень управляемости общественных отношений во всем их многообразии.

Информация о работе Исполнительная власть РФ