Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:05, реферат
Взаимоотношения ислама и революции сложно эволюционировали в XX веке от полной несовместимости до слияния в общепризнанном понятии «исламская революция», официально принятом в 1978 г. в Иране. Эгалитаризм, коллективизм и соответствующие представления о социальной справедливости в исламе (например, принцип «садака», предписывающий зажиточным мусульманам заботиться о неимущих единоверцах) служили обоснованием для выступлений революционного характера в странах ислама на всем протяжении их истории, но никогда не выдвигались до XX века в качестве главной причины того или иного выступления. Более того, исламские идеологи, в том числе реформаторы ислама, осуждали «социалистические теории Запада», считая, что они «несут зло – раскол общества, анархию и безверие». Этим теориям Джамаль ад-Дин аль-Афгани противопоставлял принципы «шуры» (совета, совещания) и социального мира. Одновременно он осуждал выступления против монархов и знати, тем более – репрессии революционеров против них.
Реферат: Исламский фундаментализм и революция
Реферат: Исламский фундаментализм и революция
Взаимоотношения ислама и
революции сложно эволюционировали
в XX веке от полной несовместимости
до слияния в общепризнанном понятии
«исламская революция», официально принятом
в 1978 г. в Иране. Эгалитаризм, коллективизм
и соответствующие
В XX веке многое изменилось.
Мусульмане самых разных стран участвовали
в двух мировых войнах и множестве
национально-освободительных
Мусульмане дольше других
людей Востока – примерно 1300 лет
– общались с европейцами. И около
1000 лет они оказывают
Однако ход событий в XX веке не оставлял им иного выбора, кроме борьбы. Колониальные порядки сменились более изощренной политикой неоколониализма, продолжившей и даже закрепившей господство Запада в сферах экономики, финансов, науки, техники, военного дела. Даже сбросив оковы политической зависимости, страны ислама остались отсталой периферией мирового капитализма, во многом сверяющей свою хозяйственную, политическую и социокультурную жизнь с требованиями развитых стран, как правило – своих бывших метрополий. Изменение быта, нравов и обычаев под воздействием идущей с Запада модернизации подрывает традиционную монополию ислама в этих сферах жизни мусульман, что не может не вызвать крайне негативной реакции и официальных представителей ислама, и наиболее традиционалистски настроенной части верующих. Модернизация экономики стран ислама и начавшийся процесс глобализации способствуют быстрой пауперизации значительной доли, если не большинства мусульман, наплыву в города разоренных сельских жителей, ввиду чего ускоренная урбанизация населения от Сенегала до Индонезии приводит к невиданному ранее скоплению «горючего материала» в лице неимущих маргиналов, представляющих собой своего рода социальный динамит. А страны Запада, в первую очередь США, многое сделали для взрыва этого динамита.
Исследователи самых разных
взглядов констатируют повсеместную неудачу
стран ислама в попытках обеспечить
«адекватный экономический
Все эти факторы и создали
условия для перехода стран и
народов ислама от национализма, широко
распространенного в 20–60-х годах
XX века, к исламскому радикализму
или, как предпочитают выражаться некоторые
авторы, «революционному исламу». Этот
переход был определен и
Влиянию «революционного ислама» в мире и дальнейшему распространению его идей в огромной степени способствовала война в Афганистане 1979–1989 гг., спровоцировавшая наплыв в эту страну десятков тысяч исламских добровольцев со всех концов мира, вовлечение в афганские события Пакистана, Саудовской Аравии и США (в гораздо меньшей степени, но все же – Ирана, а также Китая), рост на антисоветской основе сил исламского фундаментализма во всех регионах распространения ислама, включая СССР. Усилению радикальных направлений фундаментализма содействовали, с одной стороны, информационная война, развернутая фундаменталистами повсеместно, кое-где при поддержке западных СМИ, с другой – все возраставшая материальная, техническая и кадровая поддержка моджахедов в Афганистане и вообще экстремистов от фундаментализма общинами мусульман-иммигрантов в Европе и Америке, насчитывавших к середине 90-х годов в общей сложности до 18 млн. человек8. Значение проводимых наиболее радикальными лидерами этих общин сбора средств, обучения боевиков, кампаний в СМИ, а также обращения в ислам теперь уже десятков тысяч европейцев и американцев становится все более и более серьезным фактором международной жизни.
На рубеже XX–XXI веков исламский
радикализм или «революционный ислам»
в разной степени и разными
способами демонстрирует свою силу
в Афганистане, Иране, Пакистане, Египте,
Йемене, Судане, Алжире, на Северном Кавказе,
весьма заметен в Средней Азии,
на северо-западе Китая (в Синьцзяне),
в Бангладеш, среди мощной мусульманской
общины Индии (до 100 млн. чел.), в Ливане,
Палестине, Ливии, Марокко, Боснии, а
также – в среде упомянутых
выше мусульманских диаспор –
на Западе. Целью исламоэкстремистов
является осуществление повсюду
«исламской революции» по типу иранской
с последующим созданием «
В сущности, их целью является полная перестройка общества на принципах Корана и шариата. В Египте, например, с 1980 г. демонстрации с требованием введения шариата как основы законодательства в течение многих лет увлекали за собой от 40 тыс. до 100 тыс. человек в разных городах страны, исламские ассоциации объединяли миллионы людей, были представлены депутатами в парламенте и контролировали 180 «исламских» компаний с общим капиталом в 25 млрд. долларов. В Алжире ныне легально действует весьма влиятельное «Движение за исламское общество», имеющее мощную фракцию в парламенте.
Рассмотрев все современные
факторы, питающие «революционный ислам»,
не стоит упускать из виду также
историческое и политическое происхождение
самого понятия революционности
в исламе. Оно, безусловно, связано
с революционными событиями 1917–1921
гг. в России, подорвавшими традиционные
устои жизни миллионов
Февраль и октябрь 1917 г. объективно способствовали исчезновению уверенности мусульман в силе, прочности и авторитетности Российского государства, сотрясаемого малопонятными преобладающей их части революциями (да еще двумя за один год!) и позволяющего ниспровергать самые основы своего существования. Для мусульман легитимность власти даже Временного правительства была сомнительна, ибо не была освящена ни монархией, ни церковью, ни традицией. Октябрь 1917 г. добавил к этим сомнениям ощущение полного разрыва со всеми предшествующими традициями, да и со всем, что олицетворяло российскую цивилизацию. Это породило убеждение в том, что мусульманам отныне не по пути с саморазрушающейся, отказывающейся от самой себя Россией, погрузившейся в хаос, анархию и революционный нигилизм. К тому же антирелигиозный экстремизм, охотно демонстрируемый большевиками, особенно отталкивал мусульман, для которых безбожие – не просто преступление, а самоуничтожение.
Мусульманская элита России
еще как-то могла мириться с властью
Временного правительства, которую
на местах обычно представляли в основном
старые партнеры этой элиты – дореволюционные
чиновники, предприниматели, интеллигенты.
Социальная катастрофа, их постигшая
в октябре 1917 г., угрожала существованию
и мусульманской элиты. Поэтому
она практически повсеместно
оказала сопротивление новой
власти, утверждение которой вовсе
не было (как, впрочем, и во многих областях
собственно России) «триумфальным шествием».
Вследствие этого совершенно неверно
представлять дело так, что «революция
была исключительно делом русских»,
а мусульмане-де, оставались «безразличными
наблюдателями», лишь иногда симпатизируя
большевикам «исключительно ввиду
своего недоверия Временному правительству».
Эта точка зрения А.Беннигсена и
Ш.Лемерсье-Келькже
Одной из главных причин успеха
большевиков в борьбе за влияние
на мусульман явилось непонимание
их противниками невозможности возврата
к старому, а также – то обстоятельство,
что провозглашенная
И хотя вскоре от всего этого отказались, опыт взаимодействия ислама и революции, широких масс мусульман и радикального движения социального протеста остался. До конца он так и не был уничтожен последующей сталинской политикой антимусульманских репрессий, начавшейся со спора с Султан-Галиевым и последующего его отстранения со всех партийных постов, ареста и осуждения. Недаром Троцкий впоследствии назвал Султан-Галиева «первой жертвой генсека».
Знаменитый французский
востоковед Жак Берк был лишь частично
прав в 1964 г., когда объяснял суть конфликта
Султан-Галиева и Сталина