Институт Президента РФ

Автор: Катаев Александр, 10 Июня 2010 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Для нашей страны институт президентства является новым. Его становление происходит под влиянием исторических и национальных особенностей, среди которых проявляется устойчивая традиция сильной персонифицированной власти, олицетворяемая в разные эпохи царем, императором, генеральным секретарем, а ныне - президентом. Сам этот термин происходит от латинского рraesidens, что буквально означает «сидящий впереди». В современном понимании - это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Такой институт присущ странам с республиканской формой государственного правления.

Содержание

1. Конституционный статус Президента Российской Федерации 5
2. Основные функции Президента Российской Федерации 7
3. Полномочия Президента Российской Федерации: 11
3.1. Президент и Федеральное Собрание; 11
3.2. Президент и Правительство; 14
3.3. Отношения с субъектами РФ 15
3.4. Полномочия Президента в сфере внешней политики 16
3.5. Военные полномочия 17
3.6. Чрезвычайное положение 19
4. Президент и судебная власть 20
5. Акты Президента РФ 21
6. Основные принципы выборов Президента РФ 22
7. Прекращение обязанностей Президента 25
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая по праву.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     Политическая  партия, избирательный блок или группа избирателей обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Во всех случаях требуется предоставить сведения о размере и источниках доходов кандидата и его супруги. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата.

     Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Со дня регистрации зарегистрированные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся на второй срок Президент РФ, имеющий право продолжать осуществлять свои полномочия, — не пользоваться преимуществами своего должностного положения. Кандидаты на пост Президента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денежную компенсацию, бесплатно пользуются общественным транспортом, приобретают статус неприкосновенности и др.). На выборах Президента РФ каждый зарегистрированный кандидат получает от Центризбиркома на ведение своей кампании средства из федерального бюджета.[6]

     Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей. 
 
 
 
 
 
 

7. Прекращение обязанностей Президента 

     Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с истечением срока  его пребывания в должности в  тот момент, когда принесена присяга  вновь избранным Президентом.

Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случае:

     1)  его отставки;

     2) стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

     3)  отрешения от должности.

     Первый  случай предполагает свободное волеизъявление Президента. Так, 31 декабря 1999 г. первый Президент за полгода до истечения срока полномочий издал Указ о прекращении исполнения полномочий с 12 часов 00 минут, и с этого времени полномочия перешли к Председателю Правительства РФ.

     По  второму случаю в Конституции  РФ не предусмотрено никакой процедуры, но Конституционный Суд РФ, давая  толкование ст.92 Конституции РФ, в постановлении от 11 июля 2000 г. указал, что такая процедура должна устанавливаться федеральным законом. Речь здесь идет не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. Суд подчеркнул, что порядок досрочного прекращения полномочий по состоянию здоровья должен исключать возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ; при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий.[5]

     Третий  случай предполагает принудительные действия, указанные в ст.93 Конституции  РФ. В этих случаях выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее  трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.

     Во  всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием в РФ должности вице-президента. Председатель Правительства становится временно исполняющим обязанности Президента РФ в случаях смерти Президента, длительной болезни, когда она не носит стойкого характера, при досрочном прекращении обязанностей Президента в связи с отставкой или стойкой неспособностью выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Исполнение обязанностей Президента в указанных возможных случаях основывается на самой Конституции, а потому не требует чьего бы то ни было назначения. Однако Президент РФ в праве своим указом возложить временное исполнение своих обязанностей на Председателя Правительства РФ в случае кратковременной неспособности их исполнения по болезни.

     Временно  исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах. Так, он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Эти ограничения вытекают из того, что исполняющий обязанности Президента получает свой мандат не непосредственно от народа.[3]

     Конституция РФ предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это, однако, форма конституционно-правовой, а не уголовной ответственности. Подобного рода институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотребления властью и нарушения главой государства конституционных порядков. Он всегда предполагает сложную процедуру и применяется весьма редко.

     Начало  процедуры отрешения Президента РФ от должности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

1) заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;

2) заключением  Конституционного Суда РФ о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения. 

Сама  процедура отрешения имеет две  стадии:

     1) Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов (т.е. 300 голосов) принимает решение о выдвижении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов Государственной Думы (т.е. 150 депутатами) и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой (большинством голосов, т.е. 226 депутатами);

     2)  решение об отрешении Президента  РФ от должности выносит другая палата парламента - Совет Федерации - двумя третями голосов от общего числа членов (т.е. 119 голосами) не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.[1]

     Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти. 

     Заключение 

     В связи с тем что Президент  РФ глава государства, его власть включает элементы участия в законодательной, отчасти — в судебной и более всего — в исполнительной власти, но ее суть — арбитражно-координационное осуществление государственной власти.

     Определяя место Президента РФ в системе разделения властей, важно учитывать не только конституционные формулировки, но и реалии времени, когда создавалась Конституция РФ, требования Президента РФ к ее проекту. Одно из главных заключалось в том, чтобы обеспечить Президенту РФ доминирующее положение в системе разделения властей, определенные преимущества по отношению к «красному парламенту» и необновленным судам, чтобы не допустить к власти коммунистическую партию, хотя и поверженную, но сохранявшую силы, не допустить реставрации социалистических порядков. Президент РФ хотел быть гарантом этого и действительно был им, используя всю полноту государственной власти.

     Учитывая  все указанные обстоятельства, на мой взгляд, было бы правильно в условиях полупрезидентских, полупарламентарных республик, приобретающих все большее распространение, рассматривать президентскую власть как особую ветвь власти, имеющую арбитражно-координационный характер. Руководящую роль по отношению к исполнительной власти играют отдельные элементы участия в законодательной и судебной власти, что проистекает из положения президента как главы государства. Обладая такими  полномочиями, президент в полупрезидентской республике может стать доминирующей фигурой. Возникает четвертая ветвь государственной системы разделения властей. Интегрирующая роль большинства конституционных прерогатив и функций Президента применительно по всем ветвям власти должна проявиться равномерно без каких-либо изъятий привилегированного отношения, предпочтения одной из них.

     В специфических условиях России (слабость партийной системы, беспартийное правительство и беспартийный Президент, стоящий вне партий, а по существу, над ними, поскольку не он, а они ищут поддержки Президента) арбитражно-координационные и доминирующие качества усиливаются. Анализируя их, важно исходить не только из норм Конституции РФ, но и из существующей практики. Уже при Президенте Путине эта   практика  является   несколько   иной,   чем   была  при Президенте Ельцине. При изменении ситуации изменяются некоторые качества президентской власти, но при сохранении формы полупрезидентской, полупарламентарной республики ее суть как особой ветви власти остается неизменной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

1. Конституция Российской Федерации – Россия. М. 1993

2. В.А.  Козбаненко «Правовые основы  государственного управления». М.: ЭКМОС. 2003.

3. И.М. Степанов «Уроки и парадоксы российского конституционизма». М.: Манускрипт. 1996.

4. «Комментарий к Конституции Российской Федерации». Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Юридическая литература. 1998.

5. «История становления и современное состояние исполнительной власти в России». Под общ. ред. Н.Ю. Хаманёва. М.: Новая Правовая культура. 2003.

6. М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации». М.: Норма. 2003.

7. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России». М.: Юристъ. 2003.

8. «Проблемы науки конституционного права». Под ред. А.Н. Кокотова., М.И. Кукушкина. Екатеринбург. УрГЮА. 2000.

9. А.А. Котенков «Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе». М.: Государство и право. 1998.

10. А.В. Пикулькин «Система государственного управления». М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000.

11. «Государственное управление: основы теории и организации». Под ред. В.А. Козбаненко. М.: Статус. 2002.

12. Г.Н.  Чеботарев «Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации». Тюмень: Тюменский государственный институт. 1997.

Информация о работе Институт Президента РФ