Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:11, реферат
Целью данной работы является выявление особенностей института президентской власти в РФ.
Задачи работы состоят в следующем:
•исследовать становление института президентской власти в РФ и его взаимодействие с другими органами власти;
•показать изменения законодательства о выборах Президента РФ;
•провести анализ полномочий Президента РФ в различных сферах его деятельности;
•провести анализ деятельности структур института президентства в РФ.
Введение
Глава 1. Предпосылки введения института президентства в России
Глава 2. Место Президента в системе органов государственной власти.
Глава 3. Развитие законодательства о выборах Президента РФ в 1991-2000 годах
Глава 4. Полномочия Президента РФ
§1. Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти
§ 2. Полномочия Президента РФ, связанные с исполнительными органами власти
§ 3. Полномочия Президента РФ, связанные с судебными органами власти
§ 4. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства
§ 5. Полномочия Президента РФ в области внешней политики
§ 6. Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам федерации
§ 7. Иные полномочия Президента РФ
Глава 5. Основные структуры института президентства в России
§ 1. Администрация Президента РФ
§ 2. Совет Безопасности РФ
§ 3. Полномочные представители Президента РФ
§ 4. Государственный совет РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Список принятых сокращений
Приложение 1. Структура института президентства в Российской Федерации
Приложение 2. Структура межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ
Президент назначает Председателя Правительства ( после согласования кандидатуры в ГД), принимает решение об отставке Правительства. Он имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ.
Президент
РФ наделяется правом приостанавливать
действия акты органов исполнительной
власти субъектов РФ в случае противоречия
этих актов Конституции и
§3.
Полномочия Президента
РФ связанные с судебными
органами власти
В соответствии с Конституцией РФ судьи высших судебных органов РФ назначаются по представлению Президента. Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по тайным голосованием по представлению Президента РФ.
Президент представляет Совету Федераций кандидатуры на должность судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ. По представлению Президента РФ Совет Федерации может освободить Генерального прокурора от должности.
§4. Полномочия Президента
РФ в области обороны
страны и обеспечения
безопасности государства
Согласно Конституции РФ Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Президент утверждает концепцию и планы строительства Вооруженных сил, мобилизационные планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.
К полномочиям Президента относится, принятие указов о призыве граждан на военную службу, утверждение плановой гражданской обороны и дислокации Вооруженных сил. Президент определяет основные направления реформы в области обороны и безопасности, концепцию военного строительства.
Президент
РФ формирует и возглавляет Совет
Безопасности, утверждает военную доктрину,
вводит в случае агрессии или непосредственной
угрозы агрессии военное положение,
а для обеспечения безопасности
страны – чрезвычайное положение.
§5.
Полномочия Президента
РФ в области внешней
политики
Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением. Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств, лично участвует в важных международных совещаниях, ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран. Он лично подписывает важные международные договоры от имени Российской федерации.
Президент РФ несет ответственность за определение внешней политики государства и ее осуществление федеральными государственными органами.
Министерство иностранных дел РФ подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией и законодательными актами РФ.
Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Несмотря
на все полномочия, Президент не может
быть независим от Федерального Собрания
в осуществлении внешней политики, т.к.
парламент издает необходимые законы,
ратифицирует договоры, выделяет средства.
§6.
Полномочия Президента
РФ по отношению к субъектам
Федерации
На Президента РФ возлагается очень важная роль с системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает в роли «арбитра». Это относится к взаимоотношению федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры.
Данные процедуры он может использовать для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, во-вторых, между органами государственной власти субъектов.
Суть согласительных процедур состоит в достижении взаимного согласия сторон, между которыми возникли разногласия и призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения.
§7. Иные полномочия
Президента РФ
Ст. 89 Конституции РФ содержит перечень полномочий Президента РФ касающиеся личности - гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина. Президент уполномочен решать вопрос российского гражданства.
Только
Президент имеет право
Президент
осуществляет высшую форму государственного
поощрения – награждение
Президенту
предоставлено право
Таким образом полномочия Президента РФ охватывают довольно большую сферу. Президент наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо то других органов, но в тесном взаимодействии с ними.
ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ
ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА
В РОССИИ
§1.
Администрация Президента
РФ
Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия, для реализации Президентом его полномочий. АП готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов. АП контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.
АП обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, объединениями, союзами, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств и т.д.
За время своего существования структура и состав АП РФ многократно менялась.
Нынешняя структура АП утверждена Указом Президента РФ от 25 марта 2004 года «Об Администрации Президента РФ»
В соответствии с указом у Руководителя АП имеется два заместителя. В состав АП входят полномочные представители Президента в органах государственной власти, при Европейском суде по правам человека, полномочные представители Президента в федеральных округах.
В состав АП входят 12 самостоятельных управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента. В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности.
АП обеспечивает деятельность Государственного Совета, иных советов и комиссий при Президенте. В Администрации насчитывается около 2000 государственных служащих. Самыми крупными из подразделений Администрации являются Контрольное управление, Государственно-правовое управление, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ.
АП
– государственный орган, юридическое
лицо, но не хозяйствующий субъект.
Материально-техническим, финансовым
обеспечением деятельности Президента
и его Администрации занимается
Управление делами Президента. Это самостоятельный
федеральный орган исполнительной власти
и не входит в состав Администрации.
§2.
Совет Безопасности
РФ
Прообразом СБ можно считать СБ СССР, образованный 26 декабря 1990 года. На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодоление последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечение стабильности и правового порядка в обществе.
Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года был образован СБ РФ – «для обеспечения реализаций функций президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, защите прав и свобод граждан.
СБ осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.
СБ состоит из постоянных членов СБ, назначаемых Президентом РФ, в число которых входят Председатель Правительства РФ, и Секретарь С Б. Постоянными членами СБ назначаются министр обороны РФ, министр иностранных дел, директор ФСБ. Членами СБ могут являться также руководители федеральных министерств и ведомств, назначаемые Президентом РФ.
Председателем СБ является Президент РФ.
Основными рабочими органами СБ являются межведомственные комиссии. Они образуются в соответствии с основными задачами и направлениями деятельности СБ. (приложение 1)
Научное обеспечение деятельности СБ осуществляет научный совет, состав которого утверждает Президент РФ.
На
научный совет возлагаются
- развитие и совершенствование методологии выявления, оценки и прогнозирования угроз безопасности;
-
проведение сравнительного
-
участие в рассмотрении и
В
состав научного совета включаются представители
Российской академии наук, руководители
научных организаций и
Деятельность СБ обеспечивается его аппаратом. Структура, штатное расписание и положение о нем утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря СБ, согласованному с Руководителем Администрации Президента.
Аппарат СБ осуществляет подготовку к заседаниям СБ и материалов к ним; готовит проекты резолюций СБ; разрабатывает проекты федеральных законов и УАЗов Президента РФ; обеспечивает действие межведомственных комиссий и научного совета при СБ.
Таким образом, СБ занимает важное место в системе органов по обеспечению полномочий Президента РФ, играет заметную роль в политике по обеспечению национальной безопасности России.
§3. Полномочные представители
Президента РФ
Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах был основан в 2000 году, как вынужденная мера восстановления властных функций федерального центра в регионах, игнорировавших требования и законные интересы РФ.
Территориальное
представительство Президента РФ осуществляется
через его полномочных
Полномочный
представить назначается на должность
и освобождается от должности
Президентом РФ по представлению
Руководителя Администрации Президента.
Полномочный представитель
Задачи и функции полномочного представителя Президента РФ производны от президентской компетенции. К его основным задачам относятся:
1) организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений политики государства;
2)
организация контроля за
3)
обеспечение реализации
4)
предоставление Президенту
Полномочный представитель в федеральном округе играет важную роль в обеспечении конституционной законности. Он организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ, а также разрешает разногласия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа.