Информатизация органов прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Деятельность прокурора включает в себя:
надзор за расследованием уголовных дел;
поддержание обвинения по уголовным делам и участие в рассмотрении гражданских дел судами;
надзор за исполнением законов и законностью правовых актов;
разрешение большого количества жалоб и заявлений граждан и другие аспекты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

Понятие информатизации …………………………………………………………....4
Цели и задачи, решаемые в процессе информатизации
органов прокуратуры…………………………………………………………...8
Цели создания и задачи, решаемые в процессе использования автоматизированных систем в практической деятельности органов прокуратуры. ……………………………………………………………….......9
Системы, используемые в деятельности органов прокуратуры…………….11
в сфере делопроизводства…………………………………...……….…11
в сфере интегрированной базы данных статистики…….…..…………11
в сфере информационно-правовых фондов…………….….…………..12
в сфере информационного обеспечения кадровых подразделений органов прокуратуры……………………………….……….…………..12
в сфере надзора за исполнением законов………….………….……..…13
в сфере расследования преступлений………………….……….……....14

Заключение…………………………………………….……………………………....20

Список литературы……………………………………………………….……...……21

Работа содержит 1 файл

Информатика.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

 

 

 

    1. Системы, используемые в деятельности органов прокуратуры

В рамках реализации АСИО-Прокуратура сегодня созданы  и развиваются следующие информационные технологии и системы.

Информационные  системы в сфере делопроизводства представлены в настоящее время автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими те или иные направления работы с документами, которые могут действовать и в составе локальной вычислительной сети.

К действующим  системам регистрации и контроля исполнения документов можно отнести:

  1. автоматизированную систему информационного обеспечения деятельности секретариата Генерального прокурора РФ и его заместителей;
  2. системы учета и анализа жалоб, поступающих в центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные и городские прокуратуры;
  3. систему обеспечения работы приемной Генеральной прокуратуры РФ;
  4. системы учета и контроля поступающей в прокуратуры разных уровней информации.

Система ведомственного электронного документооборота является основой информационной системы органов прокуратуры и относится к системам общего назначения.

Автоматизация документооборота предполагает охват  всех подразделений органов прокуратуры  вычислительной сетью и образованием автоматизированных рабочих мест в канцелярии каждого подразделения, а в дальнейшем - у каждого прокурора. Автоматизированный документооборот должен быть защищен специальными программно-техническими средствами, системами разграничения доступа к информации.

В рамках проекта первой очереди система с такими требованиями определена к разработке.

Интегрированная база данных статистики. Возложение на органы прокуратуры функций координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью повысило значение обобщающей и аналитической работы со статистической информацией, что вызвало необходимость построения в органах прокуратуры интегрированного банка данных статистических показателей о состоянии законности и состоянии преступности в Российской Федерации. Этот банк данных, наряду с учетными данными правоохранительной статистики, должен содержать и обобщенные показатели.

Обновленное программное  обеспечение в виде АРМ-"Статистика" является основой для проведения аналитической работы.

Информационно-правовые фонды. Насущной задачей универсального назначения является обеспечение органов прокуратуры всех уровней правовыми базами данных. Она решается в рамках самостоятельного направления в АСИО "Прокуратура" - создание и использование ведомственных информационно-правовых фондов в органах прокуратуры.

Такие фонды  предназначаются главным образом  для организации межведомственного  информационного обмена и для  обеспечения "электронными оригиналами" нормативных правовых актов из официального источника.

Для доставки в  органы прокуратуры электронных документов, имеющих статус официальной копии, применяется механизм электронной почты с использованием криптографической защиты и электронной подписи.

Большое распространение  в органах прокуратуры получили также справочные правовые системы "Консультант-Плюс", "Гарант", "Кодекс".

Информационное  обеспечение кадровых подразделений органов прокуратуры. Основным компонентом информационного обеспечения деятельности кадровых подразделений является автоматизированная информационная система "Кадры".

Она построена  и технологически увязана с документами  личного дела сотрудника: личным листком  по учету кадров, анкетой, личной карточкой  сотрудника, приказами. Информация об аттестации заносится в аттестационную карточку, а о резерве - в карточку резерва. После ввода данных полная информация содержится в удобной для работы электронной карточке сотрудника.  Такая база данных дает возможность получить списки сотрудников, подлежащих аттестации, или представления к очередному классному чину на определенную дату.

Информационное  обеспечение надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Важное место в деятельности прокуратуры занимает надзор за исполнением законов при регистрации, учете и расследовании преступлений. Для информационного обеспечения этой деятельности НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации разработан и внедрен в практику работы органов прокуратуры ряд автоматизированных систем и комплексов задач, которые постоянно модернизируются, а в настоящее время требуют приведения в соответствие с нормами УПК РФ.

Для надзора  за исполнением закона на стадии возбуждения уголовного дела разработан и функционирует комплекс задач "Надзор за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях". Сведения, содержащиеся в базе данных, позволяют постоянно осуществлять надзор за своевременностью и обоснованностью принятия решений по заявлениям и сообщениям о преступлении, выявлять и пресекать нарушения, проводить анализ и обобщения.

Стадию расследования  по уголовному делу информационно сопровождают комплексы задач "Учет уголовных  дел" и "Надзор за сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей". В каждом из этих комплексов задач содержатся две базы данных: движение по уголовному делу от момента его возбуждения и до принятия окончательного решения; сведения по обвиняемым - даты задержания и ареста, квалификация совершенного преступления, сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей; результаты расследования по делу и рассмотрения его в суде, причины освобождения из-под стражи и другие процессуальные решения.

К сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, относится действующая автоматизированная система "Учет нераскрытых убийств". Ее информационной основой служит формализованный бланк спецдонесения об умышленных убийствах.

В целях обеспечения  конституционных прав граждан, совершенствования  прокурорского надзора за разрешением  заявлений и сообщений о без  вести пропавших и об обнаружении  неопознанных трупов создана справочно-информационная система с условным наименованием "Опознание". В данной системе реализованы такие функции, как ввод информации о без вести пропавших; неопознанных трупах и больных, не могущих о себе сообщить; поиск (отбор) информации по материалам и уголовным делам данной категории; получение аналитических справок и т.д.

"АРМ-следователя". Одной из функций, возложенных на органы прокуратуры, является расследование преступлений, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их подследственности. Специфика деятельности следователя, широкий круг и сложность решаемых им задач, большой объем составляемых процессуальных и иных документов требуют совершенной системы информационного обеспечения.

Для реализации данной цели в помощь следователям Институтом разработаны и продолжают разрабатываться автоматизированные системы, объединенные в функциональный единый блок "Автоматизированное рабочее место следователя".

Таким образом, "АРМ-следователя" - это комплексы  индивидуальных технических и программных  средств, предназначенных для автоматизации информационной поддержки процесса предварительного следствия.

Целью создания этой системы является оптимизация  работы следователя, сокращение сроков и повышение качества следствия  за счет:

  • сокращения временных затрат на поиск информации, передачи и получения информации по каналам связи, включая доступ к законодательной и справочной информации, к оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам органов внутренних дел, к материалам конкретного уголовного дела;
  • исключения или минимизации ошибок при применении законодательства в ходе предварительного следствия (например, при подготовке процессуальных документов);
  • выработки обоснованных и рациональных решений в ходе расследования преступлений, при проведении комплексного анализа доказательственной, оперативной, нормативной, справочной и иной информации;
  • использования автоматизированных методик при проведении отдельных следственных действий и при расследовании некоторых видов преступлений и "экспертных" систем принятия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных решений.

В структуру "АРМ-следователя" входит три функциональных блока.

Первый (условное наименование "Правовая информация") включает нормативную правовую базу, обеспечивающую предварительное следствие.

Второй блок ("Функциональные АИСС") содержит методические рекомендации, созданные  в помощь следователю, автоматизированные системы, несущие элементы обучения (типовые образцы документов, постатейный  материал УПК к следственным действиям). Этот блок автоматизированных систем также позволяет следователю выполнять отдельные поручения иных правоохранительных органов вне рамок расследуемых им преступлений.

Третий блок автоматизированных систем ("Ведение  уголовного дела") предназначен для  подготовки, систематизированного хранения и выдачи информации по уголовным делам, находящимся в стадии производства, а также приостановленным или оконченным производством делам, которые будут храниться в базе данных до принятия по ним судебных решений.

Комплекс задач "Правовая информация" позволяет реализовывать доступ в подсистему ведомственных информационно-правовых фондов (ИПФ), которая предназначена, в частности, для обеспечения федеральных ведомств "электронными оригиналами" нормативных правовых актов из официального источника.

На федеральном  уровне задача обеспечения такими фондами  решается специализированными подразделениями (Управлением правовой информации и  Научно-техническим центром "Система"). Принципиальный подход состоит не в  создании собственных (дублирующих) информационных ресурсов, а в порядке использования федеральных фондов в интересах органов прокуратуры (предварительного следствия). Часть содержимого информационно-правовых фондов является данными ограниченного пользования, поэтому в составе банка данных ИПФ может быть организовано ведение базы данных ограниченного доступа (приказы и указания Генерального прокурора РФ, решения коллегий Генеральной прокуратуры РФ, постановления пленумов Верховного Суда РФ и др.).

В связи с  тем, что такое ограничение потребует  использования специальных технических и программных средств, перспективы внедрения подсистемы ведомственных информационно-правовых фондов в полном объеме в практику работы следователей связаны с материально-техническим обеспечением органов прокуратуры.

Блок "Функциональные АИСС" включает автоматизированные информационно-справочные системы:

  • "Шаблоны документов предварительного следствия, постатейный материал УПК к процессуальному действию, образцы документов досудебного производства" (условное наименование АИСС "Бланк");
  • "Судебные экспертизы";
  • "Учеты";
  • "Методические рекомендации по планированию расследования отдельных видов преступлений";
  • "Планирование".

Последовательно рассмотрим задачи и функции АИСС, включенные во второй блок.

АИСС "Бланк" предназначена для оказания помощи пользователю при подготовке им процессуальных документов. Структура АИСС обеспечивает необходимую последовательность выбора процессуального действия и соответствующего шаблона документа.

Пользователь  с помощью автоматизированной системы  в редакторе Word может:

  1. подготовить процессуальный документ либо изготовить на принтере компьютера типографский бланк процессуального документа, с последующим внесением в него текста от руки или на пишущей машинке;
  2. изучить типовой образец документа, представленный в АИСС;
  3. просмотреть представленный постатейный материал УПК к данному процессуальному действию.

АИСС "Судебные экспертизы" включает перечень экспертных учреждений Российской Федерации, объекты  экспертных исследований, виды назначаемых  экспертиз и вопросы к ним, типовые постановления о назначении экспертиз.

В основу этой системы  положен опыт, накопленный по предварительному следствию, и рекомендации сотрудников  экспертных учреждений Российской Федерации.

Создание АИСС "Судебные экспертизы" способствует усовершенствованию информационного обеспечения следователей при подготовке и вынесении постановлений о назначении судебных экспертиз. Структура АИСС обеспечивает:

  • выбор задаваемого оператором режима (объект, экспертиза, экспертное учреждение) поиска, соответствующего его информационной потребности;
  • выбор заданного оператором шаблона постановления о назначении экспертизы с включенным перечнем типовых вопросов эксперту и подготовка документа в редакторе "Word";
  • выбор заданного оператором соответствующего экспертного учреждения и получение справочной информации об экспертном учреждении;
  • выбор заданного оператором шаблона сопроводительного письма в экспертное учреждение к постановлению о назначении экспертизы и подготовка документа в редакторе "Word";
  • сохранение подготовленного документа в указанной оператором папке (возможно многократное обращение к сохраненной электронной копии);
  • выдачу на печать подготовленного документа при направлении адресату или необходимости его сохранения в виде твердой копии.

Информация о работе Информатизация органов прокуратуры