Характеристика производства по делам об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 23:45, контрольная работа

Описание работы

Административное право – это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Содержание

Стр.


Введение ............................................................................................... 3
1.
Задачи, принципы и общие положения производства по делам об административных правонарушениях……………………………… 4
2.
Участники производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………. 7
3.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………. 11
3.1.
Административное расследование………………………….. 12
3.2.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях. 13
3.3.
Обжалование, опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях………………………. 15
3.4.
Исполнение постановлений………………………………….. 18
Заключение…………………………………………………………… 21
Задачи…...……………………………………………………………. 22
Литература…………………………………………………………… 25

Работа содержит 1 файл

КР по Характеристика производства по делам об административных правонарушениях.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Оглавление

    Стр.
 
 
 
Введение ...............................................................................................
3
 
1.
 
Задачи, принципы и общие положения производства по делам об административных правонарушениях………………………………
4
 
2.
 
Участники производства по делам об административных правонарушениях…………………………………………………….
7
 
3.
 

Стадии  производства по делам об административных правонарушениях…………………………………………………….

11
   
3.1.
 

Административное  расследование…………………………..

12
   
3.2.
 
Рассмотрение  дел об административных правонарушениях.
13
   
3.3.
 

Обжалование, опротестование постановлений по делам  об административных правонарушениях……………………….

15
   
3.4.
 

Исполнение  постановлений…………………………………..

18
   
Заключение……………………………………………………………
21
   
Задачи…...…………………………………………………………….
22
   
Литература……………………………………………………………
25

Введение

 

      Административное  право – это отрасль российской правовой системы, представляющая собой  совокупность правовых норм, предназначенных  для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

      Административный  процесс представляет собой совокупность действий по разрешению органами управления (должностными лицами), иногда и другими  компетентными органами, индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления, которая регулируется нормами административного права. В нем можно выделить следующие составные части или производства: по делам об административных правонарушениях, по применению мер административного пресечения и восстановления, по применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм административного права.

      В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях является важным элементом. Его можно рассматривать как деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий и совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами административного права.

      Общие нормы, регулирующие производство по делам  об административных правонарушениях посвящен специальный четвертый раздел Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в дальнейшем КоАП РФ).

      Производство  представляет собой разновидность  исполнительно-распорядительной деятельности, в котором действуют ее общие принципы: законности, демократизма, оперативности.

        Производство осуществляется на  основе общих норм и принципов  административного права. Одновременно  здесь действуют и специфические,  обусловленные задачами данной  деятельности, принципы.  

      
  1. Задачи, принципы и общие  положения производства по делам об административных правонарушениях
 

      Задачами  производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

      Система  принципов производства по делам  об административных правонарушениях основывается на принципах – основных  положениях, руководящих идеях, закрепленных в конституции РФ, административном и ином законодательстве.

      Система принципов:

  • принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);
  • обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);
  • гласность производства по делам об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);
  • принцип объективности (в ходе рассмотрения дела должны выявляться  все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства и др.);
  • принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);
  • принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);
  • принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);
  • принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);
  • принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);
  • принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступить и дать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном языке общения и пользоваться услугами переводчика).

      Производство  по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст. 24.5 КоАП РФ):

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • действия лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, установившего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

      Кодексом  предусмотрены и другие основания прекращения производства по делу об административном правонарушении:

      при малозначительности совершенного деликта  судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ);

      при выявлении в действиях (бездействии) лица признаков преступления материалы  дела передаются прокурору, в орган  предварительного следствия или  в орган дознания (ст. 29.9 КоАП РФ). 
 
 

  1. Участники производства по делам об административных правонарушениях
 
 

      Субъекты  производства по делу об административном правонарушении образуют несколько  групп в зависимости от их процессуальной роли:

  1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (лидирующие субъекты):

      а) административные комиссии при местных  администрациях районов, городов, поселков;

          б) администрации районов, городов, поселков, сел;

      в) районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

      г) судьи (мировые судьи, судьи гарнизонных  военных судов, судьи арбитражных  судов);

      д) органы внутренних дел (милиция);

      е) органы (должные лица), осуществляющие административно-надзорные функции (прокурор, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.).

      2. Субъекты, имеющие личный интерес  в деле:

      а) лицо, привлекаемое к ответственности;

      б) потерпевший (физическое или юридическое  лицо, которому административным правонарушением  причинен моральный, физический или  имущественный вред);

      в) законные представители обеих сторон (граждане, которые в силу закона выступают во всех учреждениях, в том числе судебных, в защиту личных и имущественных прав и законных интересов недееспособных, ограниченно дееспособных либо дееспособных, но в силу своего физического состояния (по старости, болезни и т. п.) не могущих лично осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. Это родители, усыновители, опекуны, попечители);

      г) адвокат – юрист, оказывающий  профессиональную правовую помощь лицу, привлекаемому к административной ответственности.

      В отличие от субъектов первой группы, никто из представителей данной группы не пользуется властными полномочиями.

      3. Лица и органы, содействующие  осуществлению производства:

      а) свидетели (лица, которым могут быть известны обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу);

      б) эксперты (лица, обладающие специальными знаниями и привлекаемые органами (должностными лицами), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, в случаях, когда возникает необходимость в их знаниях;)

      в) переводчики (лица, участвующие в  судебном процессе и владеющие языками, необходимыми для перевода имеющихся в деле материалов, представленных в суде документов, а также данных в судебном заседании заявлений, показаний, объяснений);

      г) понятые (независимые, не заинтересованные в данном деле лица, приглашаемые в  качестве свидетеля, наблюдателя при производстве осмотра, обыска, выемки корреспонденции, очной ставки и других следственных действиях).

      Участники производства по делам об административных правонарушениях обладают различными правами и обязанностями.

      Так, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

      При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 49 (Мелкое хищение чужого имущества), 158 (Мелкое хулиганство) и др. КоАП присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В случае его уклонения без уважительных причин от явки, это лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу (КоАП ст. 247).

Информация о работе Характеристика производства по делам об административных правонарушениях