Граждане РФ как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование граждан РФ как субъектов административного права.
Задачи курсовой работы складываются из анализа административно-правового статуса гражданина РФ, характеристики прав, свобод и обязанностей граждан РФ по административному праву.

Содержание

Введение 3
Понятие и элементы административно-правового статуса граждан.….5
2. Основные административные права и обязанности граждан и их конституционные основы 15
3. Административно-правовые гарантии и способы защиты прав граждан 21
4. Понятие и виды обращений граждан, порядок их рассмотрения……29
Заключение 30

Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

АДМ ПРАВО КУРСОВАЯ.docx

— 52.03 Кб (Скачать)

Во-первых, в  Российской Федерации не должны издаваться законы, а следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, их ограничение возможно только федеральным законом и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, т.е. только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В-третьих, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним ч. 3 ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-четвертых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Данные конституционные  положения создают определенные границы или юридические ориентиры  для государственных органов  и их должностных лиц, реализующих  судебные и внесудебные гарантии прав и обязанностей граждан.

Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в  целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. ст. 18 и 46 Конституции).

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории  дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

Особое место  среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например, Государственной Думы) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента, правительственных актов и др.), как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Таким образом, современное законодательство неуклонно  расширяет возможности и диапазон судебного обжалования нормативных  правовых актов и правоприменительных  актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных  лиц, а следовательно, и защиты прав и свобод граждан.

Защиту прав граждан обеспечивает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г.15

В соответствии с данным Законом Уполномоченный по правам человека способствует:

а) восстановлению нарушенных прав;

б) совершенствованию  законодательства РФ о правах человека и гражданина;

в) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права;

г) выявлению  нарушенных прав;

д) устранению выявленных нарушений;

е) правовому  просвещению в области прав и  свобод человека, форм и методов  их защиты. Например, в "Российской газете" было опубликовано заключение Уполномоченного  по правам человека с обращением к  министру обороны РФ о неисполнении в Министерстве обороны Федерального закона, предусматривающего выплату  военнослужащим "северных" процентных надбавок к денежному довольствию  и соответствующих районных коэффициентов, с рекомендацией издать необходимый  нормативный акт, исключающий подобные нарушения Закона.

Важное место  в защите прав и свобод граждан  занимает Администрация Президента РФ и его Управления - по обеспечению  конституционных прав граждан (Положение  о нем утверждено Указом от 22 мая  2004 г.16) и по работе с обращениями граждан17), основной задачей которых является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека.

4. Понятие и виды обращений  граждан, порядок их рассмотрения

 

Статья 4. Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" дает понятие обращение гражданина (далее - обращение) как направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления из чего вытекают и виды обращений, определенные в данном Законе:

1. предложение  - рекомендация гражданина по  совершенствованию законов и  иных нормативных правовых актов,  деятельности государственных органов  и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений,  улучшению социально-экономической  и иных сфер деятельности государства  и общества;

2. заявление  - просьба гражданина о содействии  в реализации его конституционных  прав и свобод или конституционных  прав и свобод других лиц,  либо сообщение о нарушении  законов и иных нормативных  правовых актов, недостатках в  работе государственных органов,  органов местного самоуправления  и должностных лиц, либо критика  деятельности указанных органов  и должностных лиц;

3. жалоба - просьба гражданина о восстановлении  или защите его нарушенных  прав, свобод или законных интересов  либо прав, свобод или законных  интересов других лиц.

Статья 2 Закона закрепляет две формы обращения: личное и письменное.

Личное  обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в  государственно или муниципальном  органе или у должностного лица.

Письменное  обращение может заключаться  в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно  должностному лицу документально оформленных  обращений.

Коллективное  обращение – обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое путем голосования или сбора подписей участников митинга или собрания.

Основным  документом, определяющим правовую основу обращения граждан является Конституция РФ. Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает единые принципы рассмотрения компетентными органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан.

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан (по состоянию на март 2009 г.в ред.фз №4-ФЗ от 09.02.2009)

Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"(с изменениями от 15 октября 2007 г., 21 февраля, 28 марта, 7 ноября 2008 г., 17 марта, 30 апреля, 15 июня 2009 г.)

Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации" в п.2 ст.3 предусматривает  для субъектов РФ возможность  детализации своих положений  региональными законами и иными  нормативными актами. Изменение норм федерального закона на региональном уровне допускается только в сторону увеличения прав и дополнения гарантий граждан и ни в коем случае не в сторону их ущемления. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Устанавливая пределы действия законов, регулирующих обращения граждан, законодательство субъектов Российской Федерации, как правило, не распространяет их положения на следующие обращения:

- обращения,  связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями,  порядок рассмотрения которых  регламентируется федеральным законодательством;

- обращения,  рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных  правонарушениях;

- обращения,  отнесенные законодательством Российской  Федерации к компетенции Конституционного  Суда Российской Федерации, а  законодательством субъектов Российской  Федерации - к компетенции конституционного (уставного) суда того или иного  субъекта Федерации;

- обращения,  направляемые Уполномоченному по  правам человека в Российской  Федерации и Уполномоченному  по правам человека субъектов  Федерации;

- обращения,  вытекающие из отношений, складывающихся  внутри коллективов организаций  и общественных объединений, регулируемых  федеральным законодательством,  их уставами и положениями;

- запросы  в архивы;

- иные  обращения, в отношении которых  законодательством Российской Федерации  установлен специальный порядок  рассмотрения. Бондарчук Р. Ч.  Прокопьев Е. В. Комментарий  ФЗ «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ  ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ» от 02 мая 2006 г. №  59-ФЗ (постатейный)

Граждане  реализуют право на обращение  свободно и добровольно. Осуществление  гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы  других лиц. Для реализации этого  права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Работа с обращениями граждан  рассматривается в законодательстве как одно из направлений реализации государственным органом своей  компетенции, а потому осуществляется бесплатно.

В отличие  от порядка, установленного Законом, обжалование  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, оплачивается государственной пошлиной.

Заявитель может уполномочить другое лицо или  орган защищать свои права и интересы по доверенности, заверенной нотариусом. Заявления или жалобы в интересах  несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подать их законные представители, а также органы опеки и попечительства.

Установленный Федеральным законом порядок  рассмотрения обращений граждан  распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений  иностранных граждан и лиц  без гражданства, за исключением  случаев, установленных международным  договором Российской Федерации  или федеральным законом (п.3 ст.1).

Принцип подведомственности, установленный  ч. 1 ст. 8 Закона, определяет, что направленное гражданином обращение должно рассматриваться тем органом или должностным лицом, в чью компетенцию входит разрешение по существу вопросов, поставленных в обращении. При этом прямой обязанности граждан знать о компетенции того или иного государственного либо муниципального органа, а также должностного лица в Законе не установлено. Таким образом, при направлении обращений граждане вправе самостоятельно определять орган, в который они обращаются. Бондарчук Р. Ч. Прокопьев Е. В. Комментарий ФЗ «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ (постатейный) Важной гарантией является установление положения о том, что анонимные (без личной подписи авторов, а также содержащие ложные, вымышленные фамилии и адреса) письма, заявления и жалобы не рассматриваются, а поданные с нарушением указанных требований возвращаются с необходимыми разъяснениями.

 

Заключение

 

Административно-правовой статус индивидуального субъекта —  это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами  государственного и административного  права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.

Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности:

1) административная  правоспособность – это способность  гражданина иметь определенные  права, предусмотренные нормами  административного права и выполнять  возложенные на него обязанности  в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения  и прекращается смертью

2) административная  дееспособность - способность гражданина  своими действиями приобретать,  а также осуществлять права  и обязанности, предусмотренные  нормами административного права,  и нести ответственность в  соответствии с административными  нормами.

На административную дееспособность влияет наличие у  граждан определенных заболеваний  – душевная болезнь, слабоумие. В  силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Основные  права и обязанности граждан  в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ.

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ 1993 г. // Российская газета, 1993 – 25 дек
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011
  4. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063
  5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031
  6. Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»//СЗ РФ № 34, ст. 4028.
  7. Федеральный закон "О защите прав потребителей" от 9 января 1996 г. (в ред. от 7 февраля 1992 г. с дополнениями и изменениями) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140
  8. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»//Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 12, ст. 426.
  9. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» //Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 12, ст. 427.
  10. Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» //Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 32, ст. 1227.
  11. Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. // ВВС. 1993. N 32. Ст. 1227
  12. Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».
  13. Указ Президента РФ  «О Положении по работе с обращениями граждан» от 24 августа 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3609
  14. Указ Президента РФ  «О Положении об Управлении Администрацией Президента РФ» от 22 мая 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2025
  15. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. – М.: Зерцало, 2005 – 671с.
  16. Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: БЕК, 2006 – 368с.
  17. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М.: БЕК, 2006. – 456с
  18. Журавлева О. «Обжалование в суд незаконных действий и лишений, как повысить его эффективность» //Российская юстиция, 1998 - № 1
  19. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007 – 633с.
  20. Овсянко Д.М. Административное право.  – М.: Юристъ, 2006. – 369с.
  21. Попов Л.Л. Административное право. – М.: Проспект, 2006. – 419с
  22. Права человека и статус правоохранительных органов (Обзор материалов симпозиума в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД РФ)// Государство и право, 1994, № 11, с. 82 – 119.

Информация о работе Граждане РФ как субъекты административного права