Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование граждан РФ как субъектов административного права.
Задачи курсовой работы складываются из анализа административно-правового статуса гражданина РФ, характеристики прав, свобод и обязанностей граждан РФ по административному праву.
Введение 3
Понятие и элементы административно-правового статуса граждан.….5
2. Основные административные права и обязанности граждан и их конституционные основы 15
3. Административно-правовые гарантии и способы защиты прав граждан 21
4. Понятие и виды обращений граждан, порядок их рассмотрения……29
Заключение 30
Список литературы 31
В-пятых, значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сфере функционирования исполнительной власти, государственного управления. В соответствии с Федеральным законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.)10 каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений или должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих нарушены его права и свободы. Согласно ч. 2 ст. 11 ГК РФ любое решение, принятое в административном порядке, также может быть обжаловано в суд. Существенно расширяется юрисдикционная подведомственность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях11.
Конкретизируя, дополняя, детализируя нормы конституционного права, а также других отраслей права, например, налогового, таможенного, экологического права в сфере государственного управления, нормы административного права определяют многие дополнительные права и обязанности граждан и, что особенно важно, механизмы их реализации и защиты от нарушений.
Конституция Российской Федерации в статье 17 закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц12.
Главной особенностью
граждан как участников административных
правоотношений является то, что они
выступают в качестве частных
лиц, то есть реализуют свои личные
общегражданские права и
Права граждан в сфере государственного управления делятся:
1) в зависимости от механизма их реализации:
- абсолютные - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот защищать, например, право на отдых, право на труд и т.д.;
- относительные - права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности и др.;
2) в зависимости от круга лиц,
которым предоставляются права,
- общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц;
- специальные права — это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики — каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) по своему содержанию права делятся на три вида:
- право на участие в государственном управлении. К таковым относятся, например, право на государственную службу, право на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан и др.;
- право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. К таковым можно отнести: право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.;
— право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.
Во взаимодействии с управленческими структурами, гражданами России реализуются, прежде всего, следующие права:
1. Право граждан
участвовать в управлении
2. Право граждан
на объединение, включая право
создавать профессиональные
3. Право граждан
проводить собрания, митинги, демонстрации,
шествия и пикетирование (ст. 31
Конституции РФ). Порядок реализации
указанного права
4. Право граждан
обращаться лично, а также
5. Право граждан
на свободу и личную
6. Неприкосновенность
жилища означает, что никто не
вправе проникать в жилище
против воли проживающих в
нем лиц иначе как в случаях,
установленных федеральным
7. Право на
свободное передвижение, выбор места
пребывания и места жительства,
свободного выезда за пределы
Российской Федерации и
8. Право каждого
свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять
информацию любым законным
9. Право граждан
на возмещение государством
Имея права, граждане Российской Федерации, вместе с тем, выполняют возложенные на них Конституцией Российской Федерации обязанности.
Обязанности
граждан Российской Федерации как
субъектов административного
— платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
— сохранять
природу и окружающую среду, бережно
относится к природным
— защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ);
— не заниматься
экономической деятельностью, направленной
на монополизацию и
— соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Как видно из приведенного нами перечня, все обязанности граждан Российской Федерации закреплены в основном законе — Конституции Российской Федерации.
Важнейшей обязанностью
граждан как субъектов
Невыполнение
гражданами своих обязанностей в
сфере государственного управления
влечет за собой применение различных
мер воздействия, включая и средства
административно-правового
По мнению авторов учебника «Административное право»13 права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три блока.
Первый охватывает права
и обязанности граждан, необходимые
им для участия в управлении делами
государства как
Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д.
Кроме того, реализация прав
и обязанностей граждан в сфере
государственного управления требует
от органов исполнительной власти,
должностных лиц многообразной
функциональной деятельности по их защите,
государственной гарантии, созданию
условий для практического
Третий блок прав и обязанностей
граждан в сфере
Административно-правовая защита прав и свобод граждан опирается на экономические, политические, организационные и юридические гарантии.
Экономические
гарантии предполагают стабильную и
эффективную работу промышленности,
аграрного комплекса, устойчивую финансовую
и денежную систему, твердый курс
рубля, своевременную выплату
Политические
гарантии прав и обязанностей гражданина
предусматривают приоритет
Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (полиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.
Юридические
гарантии, в том числе и административно-
Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле - все законодательство и прежде всего нормы административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества14.
Информация о работе Граждане РФ как субъекты административного права