Граждане как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

В условиях стремления Российской Федерации к построению правового государства и устойчивого гражданского общества правовое регулирование положения личности человека должно занимать центральное, приоритетное место. Здесь право и государство в лице своих органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества. Высшая цель государства и права, как средство реализации государством своих задач и функций - обеспечение развития гражданского общества, охрана порядка и безопасности лиц его составляющих. Именно поэтому актуальны вопросы статуса гражданина как одного из субъектов административного права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН 5
1.1. Конституционное регулирование административно-правового статуса гражданина, права и обязанности граждан 5
1.2. Административная правосубъектность 7
1.3. Гражданство 8
ГЛАВА II. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН КАК СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 16
ГЛАВА III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН, ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН………………………………………………… . 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.…………………………………… 27

Работа содержит 1 файл

Граждане как субъекты административного права Российской Федерации.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

   Российская  Федерация поощряет приобретение гражданства  Российской Федерации лицами без  гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

   В соответствии со ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются:

   а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (ст. 45 Закона о  гражданстве предусмотрено, что  он вступает в силу с 1 июля 2002 г.);

   б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве.

   Приобретение  гражданства РФ регламентировано гл. II Закона о гражданстве, которое  может быть приобретено:

   а) по рождению;

   б) в результате приема в гражданство  Российской Федерации;

   в) в результате восстановления в гражданстве  Российской Федерации;

   г) по иным основаниям, предусмотренным  Законом о гражданстве или  международным договором Российской Федерации.

   Конституционно-правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства закреплен в ст. 62 ч. 3 Конституции, в которой установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

   Таким образом, данные конституционные положения  и нормы и соответствующие международно-правовые акты являются одновременно юридической базой для административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

   Несмотря  на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает равенство  прав и свобод всех граждан России, может быть узаконено неравенство  отдельных категорий людей в  зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенные особенности в правовом статусе вынужденных переселенцев, беженцев, безработных и некоторых других категорий людей.

   Так, Закон РФ "О занятости населения  в Российской Федерации"3 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Статья 3 данного закона устанавливает следующий порядок  и условия признания граждан безработными:

    1. Безработными признаются трудоспособные  граждане, которые не имеют работы  и заработка, зарегистрированы  в органах службы занятости  в целях поиска подходящей  работы, ищут работу и готовы  приступить к ней. При этом  не учитывающая выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

   Федеральный Закон "О беженцах"4 определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

   1. Беженец - это лицо, которое не  является гражданином Российской  Федерации и которое в силу  вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

    2. Лицо, ходатайствующее о признании  беженцем, - это лицо, которое не  является гражданином Российской  Федерации и заявляет о желании  быть признанным беженцем по  обстоятельствам, предусмотренным  подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:

   иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

   лиц без гражданства, прибывших или  желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

   иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании;

   Закон РФ "О вынужденных переселенцах"5 определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

   1. Вынужденный переселенец - гражданин  Российской Федерации, покинувший  место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

     Как отмечалось, конституционные  права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства конкретизируются в административном и ином законодательстве, имея при этом в виду: российское законодательство предусматривает гражданство Российской Федерации, двойное гражданство, гражданство республик СНГ, предоставление Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права, а также недопущение в Российской Федерации выдачи другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

   В развитие конституционных норм и  положений в отношении иностранных  граждан и лиц без гражданства  установлено также следующее: иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, визу на въезд выдают дипломатические и консульские представительства Российской Федерации при условии представления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. Иное может быть установлено международными договорами.

   Российским  законодательством предусмотрены  различные категории иностранных  граждан, в частности, постоянно  проживающие в Российской Федерации и временно пребывающие на территории Российской Федерации. С этим связаны определенные правовые последствия.

   Для первой категории граждан характерно следующее: они могут постоянно  проживать на территории Российской Федерации, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

   Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими.

   Постоянно проживающие иностранные граждане имеют большой объем прав некоторых сферах и областях управления по сравнению с временно пребывающими. Это касается трудовой деятельности, социального обеспечения, культурно-просветительной работы и др.

   Иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ,  если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Согласно ст. 62 ч. 3 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами на обжалование незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, на неприкосновенность жилища, на свободу и личную неприкосновенность, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и т. д. Но имеются и определенные "изъятия" в отношении граждан, принадлежащих к другому государству: они не имеют активного и пассивного избирательного права, не участвуют во всенародном голосовании, не могут находиться на государственной службе и т. д. Иностранные граждане не несут обязанностей военной службы.

   Что касается иностранных граждан, пользующихся привилегиями, льготами и дипломатическим иммунитетом, то их статус определяется законодательством РФ и международными договорами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН КАК СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 
 

   Административно-правовой статус человека и гражданина обусловлен такими принципами и факторами, как  разделение властей (акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти); в зависимости от юридической силы — законы и подзаконные акты; в зависимости от характера компетенции — акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

   В установлении и осуществлении административно-правового статуса гражданина Российской Федерации особенно велика и реальна роль органов исполнительной власти.

   Органы  исполнительной власти издают административно-правовые акты в различных сферах и отраслях управления (культура, образование, здравоохранение, социальное развитие, правоохранительная деятельность, контроль и надзор, сферы и области экономики, транспортного комплекса, межотраслевое управление (статистика, стандартизация и сертификация, а также охрана окружающей среды и многие другие сферы и отрасли); непосредственно организуют исполнение законов, относящихся к административно-правовому статусу гражданина.

   Деление прав и обязанностей граждан опирается  прежде всего на их систему, закреплённую Конституцией Российской Федерации. При  этом конституционные права и  обязанности приобретают реальное значение, когда они находят своё отражение в административно-правовых.

   Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на две группы:

   статусные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны;

   адекватные  тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться.

   Административное  право влияет на осуществление конституционных  прав, обязанностей и свобод граждан  в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются  вне каких-либо правоотношений.

   Во  взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего следующие права и обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации:

   Статья 22

   1. Каждый имеет право на свободу  и личную неприкосновенность.

   Статья 25

   Жилище  неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

   Статья 27

   1. Каждый, кто законно находится  на территории Российской Федерации,  имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

   2. Каждый может свободно выезжать  за пределы Российской Федерации.  Гражданин Российской Федерации  имеет право беспрепятственно  возвращаться в Российскую Федерацию.

   Статья 30

   1. Каждый имеет право на объединение,  включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

   Статья 31

   Граждане  Российской Федерации имеют право  собираться мирно, без оружия, проводить  собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

   Порядок и процедура осуществления перечисленных  мероприятий, являющихся конституционными, но реализаций которых невозможна без соответствующих административно-правовых актов и действий, детализируются и конкретизируются в актах административно-правового характера. Например, в Указе Президента Российской Федерации "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования"6, в котором определяются процедура подачи и рассмотрения уведомления о проведении таких мероприятий, их ограничения, ответственность лиц, виновных в нарушении проведения указанных массовых акций.

Информация о работе Граждане как субъекты административного права