Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:39, курсовая работа
В условиях стремления Российской Федерации к построению правового государства и устойчивого гражданского общества правовое регулирование положения личности человека должно занимать центральное, приоритетное место. Здесь право и государство в лице своих органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества. Высшая цель государства и права, как средство реализации государством своих задач и функций - обеспечение развития гражданского общества, охрана порядка и безопасности лиц его составляющих. Именно поэтому актуальны вопросы статуса гражданина как одного из субъектов административного права.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН 5
1.1. Конституционное регулирование административно-правового статуса гражданина, права и обязанности граждан 5
1.2. Административная правосубъектность 7
1.3. Гражданство 8
ГЛАВА II. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН КАК СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 16
ГЛАВА III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН, ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН………………………………………………… . 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.…………………………………… 27
Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (ст. 45 Закона о гражданстве предусмотрено, что он вступает в силу с 1 июля 2002 г.);
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве.
Приобретение гражданства РФ регламентировано гл. II Закона о гражданстве, которое может быть приобретено:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г)
по иным основаниям, предусмотренным
Законом о гражданстве или
международным договором
Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства закреплен в ст. 62 ч. 3 Конституции, в которой установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, данные конституционные положения и нормы и соответствующие международно-правовые акты являются одновременно юридической базой для административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Несмотря
на то, что Конституция Российской
Федерации устанавливает
Так, Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации"3 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Статья 3 данного закона устанавливает следующий порядок и условия признания граждан безработными:
1. Безработными признаются
Федеральный Закон "О беженцах"4 определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
1.
Беженец - это лицо, которое не
является гражданином
2. Лицо, ходатайствующее о признании
беженцем, - это лицо, которое не
является гражданином
иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании;
Закон РФ "О вынужденных переселенцах"5 определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
1.
Вынужденный переселенец - гражданин
Российской Федерации,
Как отмечалось, конституционные права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства конкретизируются в административном и ином законодательстве, имея при этом в виду: российское законодательство предусматривает гражданство Российской Федерации, двойное гражданство, гражданство республик СНГ, предоставление Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права, а также недопущение в Российской Федерации выдачи другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.
В
развитие конституционных норм и
положений в отношении
Российским
законодательством
Для первой категории граждан характерно следующее: они могут постоянно проживать на территории Российской Федерации, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими.
Постоянно
проживающие иностранные
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Согласно ст. 62 ч. 3 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами на обжалование незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, на неприкосновенность жилища, на свободу и личную неприкосновенность, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и т. д. Но имеются и определенные "изъятия" в отношении граждан, принадлежащих к другому государству: они не имеют активного и пассивного избирательного права, не участвуют во всенародном голосовании, не могут находиться на государственной службе и т. д. Иностранные граждане не несут обязанностей военной службы.
Что
касается иностранных граждан, пользующихся
привилегиями, льготами и дипломатическим
иммунитетом, то их статус определяется
законодательством РФ и международными
договорами.
ГЛАВА
II. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН
КАК СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
Административно-правовой статус человека и гражданина обусловлен такими принципами и факторами, как разделение властей (акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти); в зависимости от юридической силы — законы и подзаконные акты; в зависимости от характера компетенции — акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.
В
установлении и осуществлении
Органы исполнительной власти издают административно-правовые акты в различных сферах и отраслях управления (культура, образование, здравоохранение, социальное развитие, правоохранительная деятельность, контроль и надзор, сферы и области экономики, транспортного комплекса, межотраслевое управление (статистика, стандартизация и сертификация, а также охрана окружающей среды и многие другие сферы и отрасли); непосредственно организуют исполнение законов, относящихся к административно-правовому статусу гражданина.
Деление
прав и обязанностей граждан опирается
прежде всего на их систему, закреплённую
Конституцией Российской Федерации. При
этом конституционные права и
обязанности приобретают
Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на две группы:
статусные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны;
адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться.
Административное право влияет на осуществление конституционных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений.
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего следующие права и обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации:
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 27
1.
Каждый, кто законно находится
на территории Российской
2.
Каждый может свободно
Статья 30
1.
Каждый имеет право на
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок
и процедура осуществления
Информация о работе Граждане как субъекты административного права