Граждане как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

Так как предметом регулирования административного права является совокупность тех отношений, которые складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

Содержание

Введение 2
1. Субъекты административного права 3
2. Граждане как субъекты административного права 5
3. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан 9
4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства 11
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Граждане_как_субъекты_административного_права.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

    - в хозяйственно-трудовой деятельности;

    - в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества.

    Третий  элемент административно-правового  статуса, — социальный, добавляется, когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

    Четвертый элемент административно-правового  статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права  и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, охотники, водители, спортсмены и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом.

3. Административно-правовые  гарантии прав  и свобод граждан 

    К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии.

    Экономические гарантии предполагают стабильную и  эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое.

    Политические  гарантии предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, стабильную государственную власть, согласие в государстве и многонациональном обществе.

    Организационные гарантии представляют собой разветвленную  систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах.

    Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные - реализуемые судами в процессе осуществления правосудия и внесудебные (административные) - реализуемые в рамках управленческой компетенции органов государственного управления и их должностных лиц.

    Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов. Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

  • положения, содержащиеся в законе, должны соответствовать экономической и политической ситуации в стране, обладать юридической стабильностью;
  • отвечать высокому уровню юридической техники;
  • содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;
  • определять государственные органы, которые обязаны создавать условия для реализации прав и свобод;
  • предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и обязанностей граждан.

    К гарантиям прав и обязанностей граждан относят конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Основными видами обращений граждан являются:

  • предложение - привлечение внимания к несовершенству организации,
  • деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;
  • заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;
  • жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4. Административно-правовой  статус иностранных  граждан и лиц  без гражданства 

    Правовое  положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Законы РФ распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории. Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

    Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает  правоспособность, определяет их права  и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица. Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (кроме случаев, установленных законом) и подлежат административной ответственности на общих основаниях. Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией законами России, международными договорами, правилами пребывания иностранных граждан на территории РФ и транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ.

    Законодательство  различает иностранных граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации, а также проезжающих через территорию Российской Федерации транзитом, связывая с этим определенные правовые последствия.  РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

    Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, если они имеют  разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно  проживающие. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях, - временно пребывающие. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав, чем временно пребывающие.

    Иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются правами: на обжалование незаконных действии (решений) органов государственной власти, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на медицинскую помощь; на образование и т.д.

    Правосубъектность лиц, находящихся на территории Российской Федерации и не являющихся ее гражданами, характеризуется особенностями, которые представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством:

  • не могут быть государственными служащими;
  • не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
  • на них не распространяется воинская обязанность;
  • только к ним применяется наказание - выдворение;
  • могут въезжать на территорию России при наличии разрешения;
  • проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов;
  • могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства и др.

    Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает  правоспособность, определяет их права  и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.

    Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

    Юридические гарантии включают и ответственность  иностранных граждан за нарушения  предоставленных им прав и обязанностей. Находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом.

    В силу принципа государственного суверенитета каждое государство устанавливает  пределы ответственности иностранных  граждан самостоятельно. Вопросы  об ответственности за административные право­нарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешаются дипломатическим путем. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Подводя итог проделанной работе, в соответствии с поставленными задачами, можно  сделать следующие выводы:

  1. Субъект административно-правовых отношений - лицо, которое в соответствии с действующим законодательством является участником управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделено определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способно их осуществлять.
  2. Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.
  3. К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии. Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.
  4. Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации, а также проезжающих через территорию Российской Федерации транзитом, связывая с этим определенные правовые последствия.  РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

    Российское  государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, осуществлять их реализацию и защиту.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    
  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. Лит., 1993. – 32 с.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) // Справочная правовая поисковая система " Консультант - плюс"
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. N 195-ФЗ// "Российская газета" – 2001 , N 256. – 31 декабря.
  4. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 июля 2003 г.)// "Российская газета" – 1995, N 170. – 1 сентября.
  5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти"//Справочно - правовая поисковая система "Консультант плюс"
  6. Контролирующие органы и организации России: компетенция и полномочия: Учебник / Под ред. А.П. Гуляева - М., 2005. - 207 с.
  7. Малая энциклопедия конституционного права. / Состав. Баглай М.В., Туманов В.А. М., 2005. – 474 с.
  8. Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство. – 2004. – N 9. – с. 24 – 29.
  9. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. – 2007. – N 3. С .15 - 18

Информация о работе Граждане как субъекты административного права