Граждане как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

Так как предметом регулирования административного права является совокупность тех отношений, которые складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

Содержание

Введение 2
1. Субъекты административного права 3
2. Граждане как субъекты административного права 5
3. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан 9
4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства 11
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Граждане_как_субъекты_административного_права.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

  СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

  Введение   2
1. Субъекты  административного права   3
2. Граждане  как субъекты административного  права   5
3. Административно-правовые  гарантии прав и свобод граждан   9
4. Административно-правовой  статус иностранных граждан и  лиц без гражданства   11
  Заключение   14
  Список  литературы   15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

    Так как предметом регулирования  административного права является совокупность тех отношений, которые  складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

    Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.

    Целью написания контрольной работы является изучение понятия граждан, как субъекта административного права. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1. Изучить субъекты административного права.

    2. Рассмотреть понятие граждан,  как субъекта административного  права.

    3. Описать административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

    4. Исследовать административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. 
 
 
 

  1. Субъекты административного  права

        

    Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен  с целью реализации полномочий в  сфере государственного управления, возложенных на него административным правом.

    Субъекты  административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

  • административно-правовые нормы, предусматривающие права и обя­занности субъекта;
  • административная правоспособность и дееспособность субъекта;
  • основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

    Административная  правоспособность - установленная и  охраняемая государством возможность  субъекта вступать в административно-правовые отношения.

    Административная  дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

    Субъект административно-правовых отношений - лицо, которое в соответствии с  действующим законодательством  является участником управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделено определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способно их осуществлять.

    Субъекты  административного права (административно-правовых от­ношений) могут быть индивидуальными и коллективными.

    Индивидуальные  субъекты:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

    Коллективные  субъекты:

    а) государственные организации:

  • органы исполнительной власти (государственного управления);
  • государственные предприятия, учреждения и их объединения;
  • структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

        б) негосударственные организации:

  • общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
  • трудовые коллективы;       
  • различные коммерческие структуры;
  • органы местного самоуправления.
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Граждане как субъекты  административного  права 

    Среди субъектов административного права  особое место занимает гражданин. Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства. Имеется в виду гражданин, не наделенный властно-распорядительными функциями и либо работающий в организациях, либо не работающий (учащийся, пенсионер).

    Совокупность  прав, обязанностей и ответственности  физического лица в административном праве образуют его административно-правовой статус. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации - часть общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Законом РФ "О гражданстве Российской Федерации" и другими актами законодательства. Общий административно-правовой статус граждан предопределен конституционными принципами и по этой причине универсален, стабилен. Его проявления различны и их лучше всего можно выразить с помощью понятия видовых статусов.

    Некоторые ученые связывают административно-правовой статус физического лица с гражданством и, исходя из этого, выделяют:

    1) три категории граждан России (обычных, почетных и с двойным  гражданством);

    2) две категории иностранных граждан  («ближнего» и «дальнего» зарубежья);

    3) лиц без гражданства (апатриды).

    Различие  этих статусов проводится по положениям норм Конституционного и административного  права. При их совпадении есть шесть  различий, касающихся занятия ряда должностей только гражданами России, режимов доступа к государственной тайне, распространения воинской обязанности только на граждан, мер административной ответственности и др.

    Исходя  из сказанного, административно-правовой статус гражданина России есть установленные  законом и иными правовыми  актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.

    Можно выделить административно-правовой статус:

  1. общий, базовый для своей сферы,
  2. специальный – отдельные виды административно-правовых статусов, опосредующих разнообразное правомерное поведение граждан:
    • специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов,
    • статус членов административных коллективов,
    • субъектов административной опеки,
    • статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом,
    • статус субъектов разрешительной системы.

    Исходя  из такого критерия, как характер гарантированной  деятельности граждан выделяют другие виды административно-правовых статусов.

    1) общегражданский статус в делах  управления государственными делами -  обусловлен конституционными  нормам и ориентирован на развитие  гражданских качеств человека.

    2) функционально-клиентский, когда граждане  удовлетворяют свои интересы и потребности благодаря корреспондирующим обязанностям органов, служб и должностных лиц.

    3) партнерско-содействующий, когда  граждане участвуют в деятельности  исполнительных органов и выполняют  разные социально-правовые роли.

    4) охранительный, когда гражданам обеспечивается защита их прав и законных интересов как в административном и судебном порядке, так и мерами общественно-политического  воздействия.  

    Административно-правовое   положение  граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособность.

    Административная  правоспособность гражданина - это  признаваемая законом возможность  быть субъектом административного  права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

    Административная  правоспособность граждан не может  быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом: она  может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например в связи с совершением уголовного или административного, правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений.

    Административная  правоспособность граждан служит основой  их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.

    Административная  дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Она возникает по достижении гражданином определенного возраста:

    • полная - с 18 лет;

    • ограниченная - с 16 лет;

    • частичная - с 7 лет.

    На  административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

    Согласно  Конституции РФ и основанному  на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания  и т.д., является в России субъектом  права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ.

    Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного  права. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

    Вторая  составная часть административно-правового  статуса представляет собой статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус. Это нормы, определяющие права и обязанности:

    - в государственной и общественной  деятельности;

Информация о работе Граждане как субъекты административного права