Граждане как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Содержание

1. Понятие, структура и виды административно-правового статуса граждан.
2. Понятие, виды, элементы структуры административно-правового статуса граждан.
3. Основные права и обязанности граждан в системе государственного управления. Гарантии осуществления и факторы объема прав, свобод и обязанностей граждан в государственном управлении.
4. Особенности административно-правового статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством и лиц с множественным гражданством.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Граждане как субъекты админ.права.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     Второй  блок прав и обязанностей граждан  отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и  как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д.

     Кроме того, реализация прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона, от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.

     Третий  блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, - например добровольных народных дружин.

    Российское  государство нуждается в интересе и участии граждан в управлении делами общества, в энергичных гражданских организациях, которые способны решительно вмешиваться в процесс принятия управленческих решений, если посчитают, что какой-нибудь акт или действие государственного органа не соответствуют интересам общества. Восстановление доверия к государству - задача первостепенной важности.

    Это сложный и трудный процесс. Основная трудность заключается в том, что восстановление доверия не может  происходить только благодаря усилиям  Правительства и государственных  органов. Как бы ни старались государственные служащие и политические руководители, они не смогут сделать все в одиночку. Граждане России также должны делать шаги навстречу, проявлять больший интерес к политическим процессам, идущим в обществе, более активно участвовать в обсуждении государственных решений и действий государственных органов и их служащих и т.д. Важность и безотлагательность процесса очевидны. 

     4. Особенности административно-правового статуса

     иностранных граждан и лиц  без гражданства 

     Правовое  положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. ст. 27, 62, 63), Федеральные законы "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. <1>, "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. <2>, правительственные акты.

     Согласно  законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут

обязанности наравне с гражданами России, кроме  случаев, установленных федеральным  законом и международным договором  Российской Федерации. При этом они  обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

     Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации  вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

     Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и --------------------------------

     <1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

     <2> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения иностранного гражданина.

     Юридические гарантии закреплены в законах и  подзаконных актах. Они содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

     Вместе  с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных  граждан с целью выявления  правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.

     Особенности административно-правового статуса  иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

     Временно  проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.

     Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной  службе; быть принятым на работу на объекты  и в организации, деятельность которых  связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.

     За  нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), применяемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.

     Законодательством предусмотрена ответственность  иностранных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом. В силу принципа суверенитета каждое государство устанавливает пределы ответственности иностранных граждан самостоятельно. Кодексом об административных правонарушениях установлено, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые, согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешается дипломатическим путем.

     Федеральный закон "О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации" и Кодекс об административных правонарушениях к нарушениям правил пребывания и транзитного проезда через нашу территорию относит: нарушение режима Государственной границы РФ, нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам; уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания; несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства; нарушение правил транзитного проезда через территорию страны. К ним могут быть применены в качестве меры административного наказания предупреждение или штраф. Эти наказания назначаются органами внутренних дел и миграционной службы.

     Уклоняющиеся  от выезда иностранные граждане и  лица без гражданства подлежат административному  задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание при этом допускается  на срок не более 48 часов (ст. 22 Конституции  РФ). Если для осуществления административного выдворения или депортации необходим более длительный срок задержания, то оно допускается только по решению суда.

     Иностранным гражданам и лицам без гражданства  в Российской Федерации на основании  Конституции РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права. 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

    1. Административное  право: учебник, изд. второе, переработанное и дополненное, под редакцией  Л.Л.Попова, Юристъ, 2005.
    2. «Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке», А.Ф. Ноздрачев, Журнал российского права, 2005, № 9.
    3. Денисов С.А. Механизм нейтрализации прав граждан в сфере государственного управления // Административно-правовой статус гражданина / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: ИГП РАН, 2004. С. 103.

      4.  Лопатин В.Н. Информационно-правовой статус гражданина в административных правоотношениях; Шигин Н.С. Обращения граждан как способ защиты субъективных прав; Денисов С.А. Механизм нейтрализации прав граждан в сфере государственного управления // Административно-правовой статус гражданина / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. С. 84 - 96, 96 - 106, 110 - 120.

      5.  СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией 30 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 14.

      6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22.

      7. Российская газета. 2000. 6 декабря.

      8. Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г.

      9. Федеральным законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.)

      10. Сборники Законов РФ. 1996, № 34. 1998, № 4. 2002, № 30.

Информация о работе Граждане как субъекты административного права