Граждане как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Содержание

1. Понятие, структура и виды административно-правового статуса граждан.
2. Понятие, виды, элементы структуры административно-правового статуса граждан.
3. Основные права и обязанности граждан в системе государственного управления. Гарантии осуществления и факторы объема прав, свобод и обязанностей граждан в государственном управлении.
4. Особенности административно-правового статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством и лиц с множественным гражданством.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Граждане как субъекты админ.права.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     В целях совершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ создано специальное  Управление в структуре Администрации Президента по работе с обращениями граждан. В Положении о нем к основным функциям Управления отнесены централизованный учет письменных и устных обращений граждан Российской Федерации, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента, в адрес Правительства и Администрации Президента; обеспечение рассмотрения обращений граждан, адресованных Президенту, Правительству и Администрации Президента; информирование Президента, Правительства и руководителя Администрации Президента о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах.

     Весьма  обширны задачи Управления: это организационно-методическое взаимодействие с подразделениями  Администрации 

     --------------------------------

     <1> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

Президента  РФ, Аппаратом Правительства РФ, федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Федерации по вопросам рассмотрения обращений граждан; своевременное  рассмотрение поступивших письменных и устных обращений граждан, а также направление их для рассмотрения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам их компетенции; извещение граждан о результатах рассмотрения в Управлении их предложений, заявлений и жалоб; прием граждан работниками Управления в приемной Администрации Президента и Правительства, а также руководителями Администрации Президента РФ, министрами Правительства РФ и другими государственными служащими; осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов Федерации; анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента о характере обращений граждан; подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы, и некоторые другие задачи.

     Так, в истекшем году в адрес Президента поступили сотни тысяч обращений от отечественных и зарубежных авторов, причем каждое десятое из них - коллективное, нередко с сотнями и тысячами подписей (резолюции митингов, собраний). Таким образом, можно говорить о миллионах граждан, проявивших желание или необходимость обратиться к главе государства со своими заботами и суждениями о событиях в жизни страны. Все эти обращения были зарегистрированы, рассмотрены компетентными лицами и получили то или иное разрешение. Значительное число граждан были приняты в Управлении на личном приеме. Существенное развитие получает работа с обращениями, поступающими по сети Интернет. Такую возможность для работы с обращениями граждан получили многие федеральные органы исполнительной власти и регионы страны.

     Подобные Управлению Администрации Президента РФ структурные подразделения по работе с обращениями граждан имеются и в составе федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации. Например, приказом ФСБ России утверждена Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в органах ФСБ, которой, в частности, определены формы учета предложений, заявлений и жалоб, контроля за ходом и сроками исполнения каждого обращения, организации приема граждан. Аналогичные правовые акты действуют и в других федеральных органах исполнительной власти.

     Повышению эффективности обращений как  способа защиты прав, свобод и законных интересов граждан служит Указ Президента РФ "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" от 6 июня 1996 г. <1>. Указом предусмотрен специальный порядок рассмотрения сообщений, опубликованных в средствах массовой информации. Руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов Федерации обязаны рассматривать сообщения о нарушениях, допущенных подчиненными им должностными лицами и другими государственными служащими, федеральных законов и указов Президента РФ, о неисполнении или ненадлежащем исполнении указанных актов и вступивших в законную силу решений судов - не позднее трех дней. Ответ редакциям должен последовать не позднее двух недель с момента опубликования сообщений в средствах массовой информации. В федеральных органах исполнительной власти копии решений по этим сообщениям должны направляться в Контрольное управление Администрации Президента РФ.

     --------------------------------

     <1> СЗ РФ. 1996. N 24. Ст. 2868. 

     Важное  значение в этом деле имеет обращение  Президента РФ к руководителям федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов РФ, в котором, в частности, говорится: "Работу с обращениями граждан прошу держать в поле постоянного контроля, и ни один факт равнодушия, волокиты, недисциплинированности должностных лиц не должен оставаться без последствий" <1>.

     Основным  нормативным правовым актом, определяющим юридическую природу, механизм реализации и порядок осуществления обращений  граждан, является Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб  граждан" от 12 апреля 1968 г., который действует в редакции Указа от 4 марта 1980 г. <2> на территории Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству РФ.

     В целях усиления борьбы с анонимными наветами 2 февраля 1988 г. данный нормативный  акт был дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания: "Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления или жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит" <3>.

     Данный  нормативный акт среди трех видов  обращений выделяет жалобу или, как  ее называют, - общую административную жалобу, которая отличается от специальной административной жалобы, регламентируемой особыми нормативными актами (например, Кодексом об административных правонарушениях, Трудовым кодексом).

     --------------------------------

     <1> РГ. 2000. 6 дек.

     <2> ВВС. 1980. N 11. Ст. 192.

     <3> ВВС. 1988. N 6. Ст. 94. 

     3. Права и обязанности граждан в сфере

     государственного  управления 

    Участие граждан в деятельности органов  исполнительной власти - это форма  реализации суверенитета народа в осуществлении  важнейшего вида государственной власти. Поэтому "вовлечение" в процесс государственного управления всегда рассматривалось наукой административного права как важнейшая составляющая "активного" административно-правового статуса гражданина, предоставляющего возможность "действовать для государства", а тем самым для общественного блага. Кроме того, участие граждан позволяет обеспечивать и другие существенные характеристики исполнительной власти правового государства: публичность, открытость, взаимодействие с демократическими институтами, ориентацию на общественную поддержку, предотвращение конфликтов в общественных отношениях и др.

     Конституционные права, свободы и обязанности  граждан для своей реализации нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления. Именно поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина целиком зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. Человек "терялся" перед стеной ведомственных актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах - хозяйственной, социальной, военной, коммунальной, жилищной и др.

     В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.

     Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

     Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции  РФ ст. 18 устанавливает, что права  и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.

     В-третьих, административно-правовой статус граждан  в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных актов. Например, если ранее подавляющая часть прав и обязанностей граждан в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности регулировалась ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом РФ "О милиции". Правила дорожного движения в прошлом утверждались министром внутренних дел, сейчас - постановлением Правительства РФ.

     В-четвертых, административно-правовой статус граждан  становится по содержанию значительно  полнее, богаче, разнообразнее, расширяется диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни. Подтверждением этого важного положения являются, например, Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. <1>, отменивший прописку и установивший взамен нее регистрацию граждан и уведомительный порядок ее реализации; Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. <2>, который установил право граждан Российской Федерации свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в свою страну; Федеральный закон "О защите прав потребителей" от 9 января 1996 г. (в ред. от 7 февраля 1992 г. с дополнениями и изменениями) <3>, значительно расширивший права граждан в сфере торговли, предоставления услуг и работ. Эти права и

     --------------------------------

     <1> ВВС. 1993. N 32. Ст. 1227.

     <2> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

     <3> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

обязанности граждан получили дальнейшую конкретизацию  и развитие в Правилах продажи  отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. <1>.

     В-пятых, значительно повышается роль суда в  защите прав граждан в сфере функционирования исполнительной власти, государственного управления. В соответствии с Федеральным законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.) <2> каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений или должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих нарушены его права и свободы. Согласно ч. 2 ст. 11 ГК РФ любое решение, принятое в административном порядке, также может быть обжаловано в суд. Существенно расширяется юрисдикционная подведомственность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

     Конкретизируя, дополняя, детализируя нормы конституционного права, а также других отраслей права, например, налогового, таможенного, экологического права в сфере государственного управления, нормы административного права определяют многие дополнительные права и обязанности граждан и, что особенно важно, механизмы их реализации и защиты от нарушений.

     Административное  право регламентирует права и  обязанности граждан не только в  сфере публичной управленческой деятельности, но и управляемой деятельности. Пример тому - правила пожарной безопасности, поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные

     --------------------------------

      <1> СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482.

     <2> ВВС. 1993. N 19. Ст. 685.

правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют  меры государственного принуждения  за их нарушение. Поэтому административное право определяет, какие деяния (действие или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливает виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

     Права и обязанности граждан в сфере  государственного управления можно объединить в три блока.

     Первый  охватывает права и обязанности  граждан, необходимые им для участия  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей, а также  посредством равного доступа  к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ). При этом понятие участия в управлении "делами государства" является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует, прежде всего, активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

Информация о работе Граждане как субъекты административного права