Граница и ее охрана

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 13:36, реферат

Описание работы

О том, что состояние защитников границы сейчас чрезвычайно неудовлетворительное свидетельствует увеличение в десятки раз в последние годы числа лиц, незаконно пересекающих Государственную границу РФ. Сказанное свидетельствует о необходимости и актуальности анализа состояния правового обеспечения охраны Государственной границы РФ.

Содержание

Введение................................................................................................................3
1. Внутренние и внешние угрозы военной безопасности как фактор, определяющий особенности правового регулирования охраны Государственной границы ...................................................................................6
1.1. Внешние угрозы военной безопасности России......................................... 6
1.2. Внутренние угрозы военной безопасности России...................................11
2. Общая характеристика правового регулирования государственного управления в области охраны Государственной границей РФ .......................14
2.1. Административно-правовой режим охраны государственной границы 14
2.2. Общая характеристика системы органов в сфере охраны Государственной границы РФ............................................................................................................16
3. Основные проблемы обеспечения охраны Государственной границы РФ 20
Заключение .........................................................................................................23
Список использованных источников и литературы 26

Работа содержит 1 файл

Рефеоат по Администр.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

1.2. Внутренние угрозы  военной безопасности России

      Внутренние  угрозы на первый взгляд не имеют прямого  отношения к охране Государственной  границы. Однако, это не так, внутренние угрозы являются таковыми и для субъектов  такой охраны. Поэтому анализ внутренних угроз и их понимание чрезвычайно важно для построения эффективной политики в отношении государственной политики по охране Государственной границы. В этом плане небезынтересно, что в списке из 48 наиболее реально и потенциально конкурентоспособных стран мира по уровню внутренней политической стабильности наша страна в 1997 г. находилась на последнем месте. Думается, что за истекшее время Россия смогла лишь незначительно улучшить свое положение.

      Среди факторов, угрожающих внутренней стабильности государственной жизни России и так или иначе оказывающих влияние на состояние субъектов, ведущих охрану Государственной границы РФ, можно выделить следующие:

    • кризисное состояние экономики России;
    • периодически возникающие центробежные устремления субъектов РФ, ведущие к нарастанию угрозы нарушения территориальной целостности и единства правового пространства страны;
    • целенаправленное сознательное вмешательство иностранных государств и международных организаций во внутреннюю жизнь Российского государства;
    • социальная дифференциация, ведущая к резкому социальному расслоению в обществе;
    • криминализация общественной жизни;
    • нарушение функционирования системы правового регулирования общественных отношений;
    • противоправная деятельность экстремистских, националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур;
    • противоречивость внешней и внутренней политики государства (в том числе и военной политики).

      Внутриполитическое  состояние современной России все еще отличается высоким уровнем нестабильности, возникшей в результате экономических, социальных, политических противоречий, в том числе национальных конфликтов и территориальных споров, характеризующих общественные отношения в стране в 90-е гг. Принципиально значимо, что в указанный период произошли эпохальные перемены, прямо и косвенно повлиявшие на судьбы десятков миллионов людей.

      В социальной структуре нынешнего  российского общества выделяются, по меньшей мере, три группы базовых противоречий, инициирующих мощные дестабилизационные процессы и течения: внутри традиционной стратификации, внутри новой (псевдорыночной) стратификации и между адекватными им типами социальности. Одновременно с этим наблюдаются процессы и явления, свидетельствующие и об усложнении, а равно и упрощении структуры социальных слоев, групп, дифференцированных по различным критериям.

      В частности, существенное влияние на усиление политической нестабильности в России оказывает формирование антагонистических полюсов — очень бедных и очень богатых. Возникают во многом непреодолимые противоречия между привилегированной, сильно коррумпированной частью госчиновничества, входящего в элиту нынешней России, и другими субъектами политических процессов, между работниками бюджетной и рыночных сфер. Крайне опасными являются маргинализация социума, его криминализация, связанные с обнищанием населения, неприспособленностью его основной массы к условиям переходного периода, высоким уровнем безработицы, мощными миграционными потоками из стран ближнего зарубежья и т. п. Среди дестабилизирующих внутреннюю обстановку в РФ факторов в последнее время особое беспокойство вызывает вооруженный экстремизм. По ряду причин он стал явлениям не только национальным, но и международным. Понятие экстремизма в широком смысле трактуется политологами, криминологами, специалистами в других сферах научного знания как стремление тех или иных социальных (политических и т. п.) субъектов решать проблемы и достигать поставленные цели с применением крайне радикальных методов, включая все виды насилия, в том числе и вооруженное. Этим понятием охватываются терроризм и другие политические преступления. В данном контексте, как справедливо отмечает В.В. Чебан, приходится с сожалением констатировать, что «растущая преступность, распространение оружия среди населения не встречают достаточно эффективного отпора со стороны властей. Происходит стремительная криминализация и милитаризация общественной практики. Ярко обнажается беспомощность властей и беззащитность граждан государства Российского». В РФ вооруженный экстремизм в конце 90-х гг. превратился в один из главных факторов дестабилизации внутренней обстановки, создавая серьезную угрозу ее территориальной целостности, конституционному правопорядку, ущемляя права и свободы граждан. Сегодня основными формами вооруженного экстремизма в России принято считать: «чеченский», организованно-преступный, «импортированный в страну» из-за рубежа (вакхабизм и т. п.), оппозиционный правящему режиму право-, леворадикальный экстремизм, проявляющийся в деятельности преимущественно незаконных партий и движений типа РНЕ, стихийно-митинговый. И, наконец, есть еще одна категория внутренних угроз, с которой нельзя не считаться. Она связана с непрекращающейся социально-политической напряженностью в стране, ухудшением экономической ситуации, с опасностью перерождения структур демократического правового государства в тоталитарный или автократический политический режим. Итак, проблема обеспечения внутренней стабильности и безопасности является одной из важнейших в социально-государственном строительстве. Внутренняя стабильность, как показывает опыт, может быть обеспечена двумя способами: либо «балансом сил», либо «балансом интересов», а также их различными сочетаниями. Наиболее оптимальный путь — «баланс интересов» (ненасильственный способ). В идеальном варианте государство должно обеспечивать внутреннюю безопасность и стабильность исключительно мирными, ненасильственными путями, в интересах всех членов государственно-организованного общества.

2. Общая характеристика  правового регулирования  государственного  управления в области  охраны Государственной  границей РФ

     2.1. Административно-правовой  режим охраны государственной  границы

      Основным  правовым актом, определяющим основные направления положения в области охраны Государственной границы РФ является Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации». Важное значение имеет также Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

      Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской федерации, т.е. пространственных пределов действия государственного суверенитета Российской Федерации.

      Государственной границей Российской Федерации является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами государства.

      Российская  Федерация при установлении и  изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также при регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих по российской территории, руководствуется принципами:

    • обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
    • взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
    • взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
    • мирного разрешения пограничных вопросов,

      Охрана  государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной  системы обеспечения безопасности Российской Федерации и заключается в осуществлении политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер по:

    • недопущению противоправного изменения прохождения государственной границы;
    • обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;
    • защите на государственной границе иных жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,

      Российская  Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере охраны государственной границы на основе международных договоров.

      Режим государственной границы включает правила:

    • содержания государственной границы;
    • пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;
    • перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;
    • пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств;
    • грузов, товаров и животных;                   
    • ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
    • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил и др.

      Режим государственной границы устанавливается Законом о Государственной границе РФ, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

      Правилами содержания государственной границы  регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных. просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственной границы и др.

      Пограничный режим - режим пограничной зоны, территориальных  вод Российской Федерации, а также ее внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Он служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны государственной границы.                                                      

      Пограничный режим включает правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне; учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и судов (средств) передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов; ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов.

2.2. Общая характеристика  системы органов  в сфере охраны  Государственной  границы РФ

     Органы  государственной власти Российской Федерации осуществляют в сфере охраны государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом о Государственной границе:

    • обеспечивают по представлениям органов и войск Федеральной пограничной службы временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки, местности или объекты вблизи государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям государственной границы;
    • обеспечивают общественный порядок при проведении на государственной границе и в приграничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;
    • обеспечивают правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;
    • участвуют в правовом воспитании населения пограничных районов Российской Федерации, профилактике совместно с органами и войсками Федеральной пограничной службы правонарушений на государственной границе и в пунктах пропуска через нее.

      В СССР пограничные войска входили в состав КГБ СССР. 30 декабря 1994 года была образована Федеральная пограничная служба РФ. Однако, данная служба не просуществовала и десяти лет. Начатая в 2003 года кардинальная реформу структуры органов государственной власти привела к тому, что эта Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. №308 с 1 июля 2003 г. Федеральная пограничная служба РФ упраздняется, а ее функции, как и в СССР, были переданы Федеральной службе безопасности РФ, а одной из основных функций ФСБ было определена охрана Государственной границы РФ. Думается, что данное изменение будет иметь положительный эффект, поскольку функции ФСБ и ФПС во многом были аналогичными. Более того, и до этого ФСБ фактически участвовала в охране границы, однако при этом ей приходилось координировать действия с ФПС, что значительно усложняло такую деятельность и снижало ее эффективность.

      Очень важным шагом в реформировании структуры  власти является также создание Указом Президента РФ от 27 октября 2003 г. Государственной пограничной комиссии, основными задачами которой являются оценка угроз безопасности Российской Федерации в пограничной сфере и разработка комплекса мер по их нейтрализации; определение национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере; координация деятельности субъектов пограничной политики Российской Федерации; решение комплекса проблем, возникающих при реализации основных направлений пограничной политики Российской Федерации и др.

Информация о работе Граница и ее охрана