Государство в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Государство и общество не тождественны, их следует различать. При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребляемых понятий, как «общество», «страна» и «государство», они имеют разное смысловое содержание. «Страна» — это понятие, отражающее преиму­щественно географическую характеристику части нашей планеты, определяемой границами государства. «Государство» — понятие, отражающее главное в политической системе страны и потому выступающее в качестве важнейшей категории политологии и юридических наук.

Работа содержит 1 файл

Государство в политической системе общества.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

   4. институты  непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги  и др.). 

  

3. Место и роль  государства в политической системе  общества 

Государство как  элемент политической системы общества 

     Государство  - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. 

     Эти  два понятия можно рассматривать  как целое и часть. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:  

   • является  единственным легитимным представителем  своего народа, имеет самую широкую  социальную основу, выражая интересы  основной части населения;  

   • является  единственным носителем суверенитета; 

   • обладает  публичной властью и  является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества; 

   • располагает  широким набором средств воздействия  на своих граждан, в то время  как возможности политических партий и иных организаций ограничены; 

   • обладает  монополией на правотворчество,  устанавливает правовые основы  функциониро-вания всей политической  системы и прямые запреты на  работу тех или иных общественных  организаций, принимает законы, оп­ределяющие порядок создания и деятельности других политических организаций; 

   • располагает  огромными материальными ресурсами,  позволяющими обеспечить реализа-цию  своей политики, являясь основным  собственником средств производства, земли, ее недр и т.д.; 

   • выполняет  интегрирующую (объединяющую) роль  в рамках  политической системы,  являясь «стержнем» политической  жизни общества, поскольку именно  вокруг государственной власти  разворачивается политическая борьба. 

     Государство  выступает в качестве гаранта стабильности в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор. 

     Современное  демократическое государство обеспечивает  общественные интересы, концентрирующие  интересы различных классов и  слоев, большинства населения  страны, используя метод компромисса.  

Соотношение государства  с другими элементами политической системы 

     Понимание  природы государства неизбежно  предполагает и осознание связей  его с другими сферами общественной  жизни и элементами политической  системы общества. Испытывая влияние  экономики, морали, права, политических  партий и организаций, религии, культуры и др. явлений, государство само оказывает на них существенное воздействие. В стабильных демократических обществах функциональная связь государства с другими общественными сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли и методов политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической и общественной жизни. 

     Прежде  всего, необходимо отметить значительную детерминирующую (причинно-обусловленную) роль экономики в отношении государства. Идею об обусловленности государственной власти имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель. А.Смит настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. К.Маркс четко подчеркивал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. 

     Исходя  из социально-экономических условий  и других факторов, многие ученые  выделяют пять типов государств: 

   » традиционные  примитивные, 

   » традиционные  цивилизованные, 

   » государства  переходных обществ, 

   » государства  периода промышленных революций, 

   » государства  общества высокого массового  потребления. 

     В свою  очередь государство оказывает большое влияние на экономику. Характер этого влияния может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным. В современной России без помощи государства в принципе невозможно утверждение рыночных отношений, проведение реформ, развитие предпринимательства, создание конкурентной среды, ликвидация монополизма в сфере экономических отношений. Сейчас настоятельно выдвигается задача увеличения роли государства как центра экономического регулирования, важнейшего инструмента решения социальных, культурных, природоохранных и иных проблем. 

     Государство  нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость  государства от права проявляется: 1 - во внутренней ор­ганизации  государства и 2 - в его деятельности. 

   1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. 

    Принципиальная  важность права во внутренней  организации государства проявляется  в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превра­щаются в правовые отношения. 

     С помощью  права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, федеральных органов и органов членов федерации является необходимым условием существования федерации как единого, целостного государства.  

     Право  выступает существенным свойством  государственной ор­ганизации общества. Упорядочивая внутриорганизационные  связи государства, право позволяет  обеспечить рациональное устройство  структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему государственных органов, осуществляющих функцию управления строго в правовом поле. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины. 

   2. Известны  два метода, посредством которых  государство навязывает свою  волю обществу: метод насилия,  присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление  социальными процессами с помощью  правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. 

     Следовательно,  демократическое современное государство  не может вне и помимо права  осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую  сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находящимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него. 

     Сложным  является вопрос о соотношении  государства (политики) и морали. 

     Государственная  власть сталкивается с трудной проблемой совмещения целесообразности тех или иных решений, полезности их для общества, с необходимостью иногда применять силу при наличии нравственных норм, не согласующихся с этими действиями. Выдержать необходимый баланс между политическими и нравственными критериями весьма непросто. Государство  взаимодействует и  с другими элементами политической системы: 

   ~ с политическими  партиями, 

   ~ с национальными  движениями и организациями, 

   ~ с церковью, 

   ~ с органами  местного самоуправления, 

   ~ с профсоюзами,  молодежными организациями и  др. 

     Политические  партии, общественные организации  и объединения - это институты  общественного влияния, воздействия  и воспитания. Они содействуют  выявлению и выражению политической  воли граждан, участвуют в выборах. 

     Политическая  партия — добровольное объединение  людей, которое выражает волю  данной социальной группы и  стремится «завоевать» или удержать  государственную власть, осуществлять  влияние на политику в соответствии  со своей программой. 

     Партии  в политической системе в свою  очередь образуют партийную систему  — это совокупная связь партий, действующих в рамках своих  программ и уставов, и борющихся  за государственную власть. 

     Возрастание  роли политических партий —  характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующими факторами: 

   — возрастанием  политической активности граждан; 

   — процессом  демократизации властных структур  государства; 

   — политическим  и идеологическим плюрализмом,  что обусловлено, прежде всего,  разнообразием форм собственности. 

     Нормальное  функционирование партийной системы  и устранение почвы для захвата  власти или присвоения властных  полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к следующему: 

   1. Никто не  может быть принужден к вступлению  в какую-либо партию или пребывание  в ней. 

   2.  Партии  свободно создаются и действуют  в обществе на основе их  уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке. 

   3.  Деятельность  партий не должна ущемлять  основные права и свободы человека  и гражданина. 

   4.  Решения  политических партий не имеют  обязывающей силы для органов  государства. 

   5.  Партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества. 

   6.  Создание  организационных структур партий  в государственных органах, воинских  частях не допускается. 

   7.  Недопустимость  деятельности партий, призывающих  к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость. 

     Во  взаимоотношениях государства и  общественных организаций отражается  демократизм общества, единство  принципов построения и функционирования, возникновение государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку. 

     Взаимоотношения  между государством и общественными  организациями строятся по-разному  в зависимости от места и  роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности. 

     Следует  отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений. 

Информация о работе Государство в политической системе общества