Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучение тенденции правового регулирования государственного надзора и системы надзорных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Разработка перспективных направлений организации административного надзора в условиях построения правового государства и развития рыночных отношений.
Задачи определения объекта государственного надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В предмет работы входят: содержание государственного надзора; система субъектов, осуществляющих государственный надзор в рассматриваемой сфере; деятельность Государственной автомобильной инспекции как органа, занимающего исключительное положение в данной системе государственных органов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Раздел 1 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения как способ обеспечения законности………………………………………………..5
Раздел 2 ГАИ как субъект осуществления надзора за безопасностью дорожного движения ………………………………………………………………11
2.1. Полномочия и задачи Госавтоинспекции
2.2. Меры наказания Госавтоинспекции к нарушителям………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25
______________________________
1. Відомості Верховної Ради України. – 1991.
2. Там же. – 1993. - № 31. – Ст. 338.
3. Там же. – 1992. - № 22. – Ст. 303. № 4. – Ст.. 20.
массовые протокольные мероприятия и в других экстремальных ситуациях; останавливать транспортные средства в случае нарушения требований правил, норм и стандартов безопасности дорожного движения, проверять у водителей документы, дорожные (маршрутные) листы; запрещать дальнейшее движение и отстранять от управления транспортными средствами лиц, которые находятся в состоянии опьянения, или тех, которые не имеют прав на управление данным видом транспортного средства или грубо нарушают правила дорожного движения и т.п.
2.2. Меры наказания Госавтоинспекции к нарушителям
Сотрудники Госавтоинспекции имеют право: проводить осмотр лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения или преступления, для определения наличия в их организме алкоголя, наркотических средств, психотропных или токсичных веществ либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, сотрудники Госавтоинспекции имеют право применять к правонарушителям меры физического воздействия, специальные средства и оружие.
Госавтоинспекция имеет право осуществлять административное задержание и личный осмотр граждан, совершивших административное правонарушение, досмотр их вещей, транспортного средства и груза; составлять административные протоколы, накладывать административные взыскания на граждан, должностных лиц, совершивших административное правонарушение; лишать водителей права на управление транспортными средствами и изымать удостоверения, а также передавать материалы на лиц, нарушивших требования законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, на рассмотрение иных государственных органов, административных комиссий, трудовых коллективов или общественных организаций. Кроме этого сотрудники Госавтоинспекции имеют право принимать участие в работе:
- технических и научно-технических советов, архитектурно-планировочных, проектных и хозяйственных организаций, которыми рассматриваются конструкции транспортных средств, планы и проекты развития автомобилестроения и застройки городов и населенных пунктов, комплексные транспортные схемы городов, маршруты пассажирского транспорта общего пользования, комплексные схемы и автоматизированные системы регулирования дорожного движения, строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, автозаправочных станций, станций технического обслуживания автомобилей, комплексов дорожного сервиса и иных дорожных сооружений;
- комиссий, принимающих в эксплуатацию законченные строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды и прочие дорожные сооружения, линии городского электрического транспорта, автоматизированные системы управления и комплексные схемы развития дорожного движения;
- комиссий по вопросам испытания и приема к производству транспортных средств, обследования маршрутов движения пассажирского транспорта общего пользования, участков автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов для определения эксплутационного состояния, условий дорожного движения и необходимости выполнения работ по их реконструкции или ремонту и пр.
Согласно п. 7 Положения «О Государственной автомобильной инспекции МВД Украины» Госавтоинспекция проводит свою деятельность во взаимодействии с иными службами и подразделениями органов внутренних дел, государственными органами и органами местного самоуправления и объединениями граждан, в том числе иностранных государств, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и хозяйствования, военной автомобильной инспекцией и иными подразделениями Минобороны, Службы безопасности, Госкомграницы, Государственной таможенной службы, должностными и служебными лицами и гражданами по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения и его участников, охраны общественного порядка, профилактики и раскрытия преступлений и уменьшения загрязнения транспортом окружающей среды, а также предоставляет им необходимую помощь в решении этих проблем.
Этот орган наделен полномочиями по применению разнообразных мер административного принуждения: мер предупредительных (технический осмотр автотранспорта, проверка знаний водителями правил движения и т. п.), мер предупреждения (административное задержание водителей, отстранение водителей от управления транспортными средствами и т. п.). мер взыскания (предупреждение, штраф и т. п.)- Правовым основанием применения ГАИ мер административного принуждения является Закон Украины «О милиции», КоАП (ст. 222 п. 2, ст.ст. 33, 261, 266 и др.), Положение о ГАИ Украины. Следует отметить, что Законом Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно ответственности за нарушение правил дорожного движения» от 5 апреля 2001 г.полномочия ГАИ относительно применения мер административного воздействия сужены. Во-первых, изменена подведомственность административных дел о нарушении правил дорожного движения, вследствие чего существенным образом сужены полномочия милиции вообще и работников ГАИ в частности, и расширены полномочия судов по рассмотрению такой категории дел и принятию решений. Если ранее административные дела о нарушении водителями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами (чч. 1, 2, 3 и 4 ст. 121 Кодекса об административных правонарушениях), превышение скорости движения, невыполнение сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки людей и иных правил дорожного движения (ст. 122 Кодекса об административных правонарушениях), нарушение водителями правил группового передвижения, остановки или стоянки (ст. 122-1 КоАП), невыполнение требований об остановке, оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 122-2 КоАП), нарушение правил проезда железнодорожных переездов (ст. 123 КоАП), нарушение правил дорожного движения, которое повлекло повреждение транспортных средств, грузов, дорог и иного имущества (ст. 124 КоАП), управление транспортными средствами лицами в состоянии опьянения, а также уклонение лиц, управляющих транспортными средствами, от прохождения согласно установленному порядку осмотра на состояние опьянения (ч. 2 ст. 130 КоАП), самовольное использование транспортных средств, машин, механизмов или хранения транспортных средств в местах, не отведенных для этого (ст. 132 КоАП), рассматривали органы внутренних дел (соответствующие работники ГАИ), то по новому закону это право предоставлено судам. И, вдобавок, отныне за ряд перечисленных правонарушений работник ГАИ обязан составить соответствующий админпротокол (ранее взыскание могли наложить без протокола). Во-вторых, принципиально изменен подход к изъятию вещей и документов у водителей-правонарушителей. По действующей до принятия этого Закона ч. 5 ст. 265 Кодекса об административных правонарушениях в случае совершения нарушения, за которое могло быть наложено административное взыскание, у водителя изымалось удостоверение водителя (талон к нему) на срок до вынесения постановления по делу и уплаты нарушителем штрафа. В случае отсутствия у водителя удостоверения водителя или талона к нему, а также в случае уклонения водителя от уплаты штрафа, работники милиции могли задержать транспортное средство нарушителя до уплаты им штрафа. Частью 6 ст. 265 КоАП предоставлялось право работникам милиции за совершение определенных нарушений в сфере дорожного движения изымать номерные знаки транспортного средства, задерживать транспортное средство и доставлять его для временного хранения на специальной площадке или стоянке до устранения нарушения, а в случаях невыполнения водителями требований об остановке, оставления места дорожно-транспортного происшествия, а также в случае оставления водителем транспортного средства в нарушение правил остановки и стоянки — до оформления соответствующих документов о правонарушении. Новым законом из ст. 265 КоАП части 5 и 6 исключены, что свидетельствует о лишении работников милиции указанных выше прав. Необходимо обратить внимание на некоторое несогласование отдельных положений принятого Закона с положением ст. 15 Закона «О дорожном движении», что в общем виде оставляет за работниками ГАИ право на изъятие у водителя удостоверения за совершение нарушений в сфере дорожного движения, поэтому сейчас эти вопросы тщательно изучаются Верховной Радой Украины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административные правонарушения в области дорожного движения являются разновидностью правонарушений на транспорте. Под дорожным правонарушением следует понимать создающее угрозу здоровью и безопасности граждан, сохранности транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, безопасности дорожного движения и установленному порядку управления им общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Особенностью правонарушений в области дорожного движения является то, что вред общественным отношениям причиняется в основном при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. источников повышенной опасности. Выделение указанных правонарушений в отдельную главу КоАП обусловлено единством их правового объекта.
При осуществлении надзора за дорожным движением работники Госавтоинспекции Украины выявляют нарушения правил дорожного движения и применяют меры к установлению обнаруженных отклонений от действующего законодательства, оформляют его различными документами. Эта работа направлена на фиксацию и сбор доказательств для выявления причин и условий, способствующих их совершению. Наряду с этим возможно применение мер административного пресечения, как доставление, личный досмотр, досмотр транспортных средств, доставка и хранение транспортных средств на специальных площадках, изъятие предметов, явившихся орудием или объектом правонарушения, административное задержание для установления личности и другие меры административного принуждения. Подводя итог надзору за дорожным движением, можно сформулировать его следующим образом: надзор за дорожным движением – это самостоятельный вид деятельности Госавтоинспекции по безопасности дорожного движения, осуществляемый в соответствии с законами и актами в отношении неподчиненных государственных органов, учреждений, организаций, объединений, независимо от форм собственности граждан, за выполнением точных и неуклонных предписаний, законов и актов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений, а также восстановления предписанного порядка и привлечения нарушителей к ответственности.
2
Информация о работе Государственный надзор за безопасностью дорожного движения