Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение тенденции правового регулирования государственного надзора и системы надзорных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Разработка перспективных направлений организации административного надзора в условиях построения правового государства и развития рыночных отношений.
Задачи определения объекта государственного надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В предмет работы входят: содержание государственного надзора; система субъектов, осуществляющих государственный надзор в рассматриваемой сфере; деятельность Государственной автомобильной инспекции как органа, занимающего исключительное положение в данной системе государственных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Раздел 1 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения как способ обеспечения законности………………………………………………..5
Раздел 2 ГАИ как субъект осуществления надзора за безопасностью дорожного движения ………………………………………………………………11
2.1. Полномочия и задачи Госавтоинспекции
2.2. Меры наказания Госавтоинспекции к нарушителям………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

__________________________________________________________________

1 Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М, 1999. С. 689

безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Юридическими гарантиями необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Украине являются система правовых норм, регулирующих отношение в сфере безопасности, определение основных направлений деятельности органов государственной власти. 

     Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что административный надзор – это вид государственной управленческой деятельности, который осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. ГАИ как субъект осуществления надзора за безопасностью дорожного движения

 

2.1. Полномочия и задачи Госавтоинспекции

 

    Автомобильный транспорт – мощная составная единой транспортной системы страны. Эффективное и безопасное его функционирование обеспечивается Конституцией Украины и законами Украины, постановлениям Кабинета Министров Украины, указами Президента Украины и другими нормативно-правовыми актами, которые определяют основы государственного управления автотранспортом и дорожным хозяйством, направления их дальнейшего развития, пути реализации государственной политики в сфере перевозок пассажиров и грузов, создание равных условий для хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий всех форм собственности, обеспечение интеграции автотранспорта и дорожного хозяйства Украины в Европейскую и Мировую транспортную систему, где этому вопросу уделяется большое внимание. Так, с целью облегчения международного дорожного движения и повышения безопасности на дорогах, 8 ноября 1968 года на уровне Организации Объединенных Наций была принята Конвенция «О дорожном движении» и Конвенция «О дорожных знаках и сигналах»1.

С учетом норм этих международных документов Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О дорожном движении»2 от 30 июня 1993 года, а Кабинет Министров Украины Постановлением от 30 декабря 1993 года утвердил «Правила дорожного движения»3. Для обеспечения безопасности транспортного движения Кабинет Министров Украины принял Постановление «О мероприятиях по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных

______________________________________________

1         Офіційний вісник України. – 2000. - № 30. – Ст. 1248

2         Відомості Верховної Ради України. – 1993. - № 31. – Ст. 338

3         Постановление Кабинета Министров Украины от 30 декабря 1993 года № 1094 «Об утверждении Правил дорожного движения»

средств» от 9 июля 1999 года, вменил в обязанность центральным органам

исполнительной власти и государственным администрациям употребить

конструктивные меры к укреплению транспортной дисциплины и недопущения

дорожно-транспортных происшествий. Прежде всего, это:

- проведение на транспортных предприятиях, независимо от форм собственности разъяснительной работы относительно обязательного соблюдения правил дорожного движения;

- обеспечение ежедневного контроля за соблюдением водителями требований , относительно безопасности дорожного движения;

- проведение ежедневного предрейсового и послерейсового осмотра с целью выявления больных, а также лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

- не меньше чем один раз в год проведение занятий с изучением правил дорожного движения и представления первой медпомощи, потерпевших  в дорожно-транспортных происшествиях;

- к участию в дорожном движении не допускать транспортные средства, техническое состояние которых не отвечает требованиям Правил дорожного движения, нормам и стандартам безопасности дорожного движения. Этим же постановлением на Министерство внутренних дел Украины возложена задача

усилить требовательность руководителей автотранспортных предприятий и организаций в работе, направленной на недопущение нарушений водителями правил дорожного движения, обеспечить применение к нарушителям мер воздействия. События, происшедшие в результате тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором участвовал  автомототранспорт и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телеснее повреждения либо смерть потерпевшего именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями влекущие уголовную ответственность в соответствии с уголовным

 

законодательством. Остальные случаи ДТП являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

    Видами ДТП являются:

1)     наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт  и животных;

2)     столкновение транспортных средств;

3)     опрокидывание транспортного средства;

4)     наезд транспортного средства на препятствия;

5)     падение пассажиров и прочие ДТП.

По причине возникновения ДТП можно подразделить на:

  - происшествия, возникшие по вине  людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог);

  - происшествия, которые обусловлены не преодолимой силой природы (наводнения, обвал, землетрясения и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств.

Важное значение имеют особенности личности нарушителей правил дорожного движения. Как правило, этой категории правонарушений свойственны излишняя самоуверенность, эгоизм, нечестность; пренебрежительное отношение к правилам безопасности; недостаточная профессиональная подготовка; отсутствие необходимого опыта, практических навыков; недостаточная требовательность к себе и подчиненным в части соблюдения требований безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.  

     Безопасность дорожного движения – это урегулированный правовыми нормами процесс движения, эксплуатации транспортных средств, исключающих возможность причинения физического или имущественного вреда. В настоящее время ежегодно на дорогах мира погибает не менее 250 тысяч человек и более 10 миллионов получают ранения. Человечеству наносят не только физические и моральные потери, но и огромный материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий. Показатели тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий у нас значительно выше, чем в большинстве стран с высоким уровнем автомобилизации. Число погибших в расчете на 10 тыс. транспортных средств в Украине в 4-5 раз больше, чем в развитых странах. Сравнивая текущий период, с аналогичным периодом предыдущих лет следует отметить, что количество дорожно-транспортных происшествий на автодорогах АР Крым уменьшилось на 21,5 %, что составляет 1498 случай (с 6969до 5471). Кроме того, на 621 меньше совершено с пострадавшими (что означает снижение на 28,9%). Количество участников ДТП уменьшилось на21,4%, что составляет 3021 лиц (с 14119 до 11098), из них количество погибших уменьшилось на 27,3%, что составляет 99 лиц (с 362 до 263), количество травмированных участников дорожного движения уменьшилось на 30,2%, что составляет 879 лиц (с 2915 до 2036). Просмотрим динамику дорожно-транспортных происшествий: количество дорожно-транспортных происшествий 2007 – 7372,2008 – 6969, 2009 – 5471; количество дорожно-транспортных происшествий с потерпевшими 2007 – 2663,2008 – 2152, 2009 – 1531; количество погибших 2007 – 464, 2008 – 362, 2009 – 263; количество раненых 2007 – 3725, 2008 – 2915, 2009 – 2036; число погибших на 100 дорожно-транспортных происшествий  2007 – 6, 2008 – 5, 2009 – 5.1 

      Непосредственное обеспечение дорожного надзора за безопасностью дорожного движения возложено на Государственную автомобильную инспекцию МВД Украины, положение о котором утверждено Постановление Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997 года.2 Именно с этого дня берет свое начало история создания украинской Госавтоинспекции. В 1936 году прообраз современной Госавтоинспекции был включен в состав Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, и 3 июля того же года

__________________________________________

1. Облік ДТП – аналітична довідка (данные состоянием на 16.11.2009 года).  Справку составил инспектор по дознанию ОГАИ г.Джанкой лейтенант милиции Водзинский С.В.

2. Офіційний вісник України. - № 16. – Ст. 52

Народный комиссариат СССР принял постановление «Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». В первые годы деятельности молодой Госавтоинспекции не хватало квалифицированных кадров, не было опыта работы, а у сотрудников не было ни патрульных автомобилей, ни радиосвязи. В годы Великой Отечественной войны сотрудники инспекции, оставшиеся в ее личном составе, проводили мобилизацию автотранспорта на фронт, во время бомбардировок немецкой авиации следили за соблюдением правил светомаскировки, гасили пожары и спасали людей из-под руин. В послевоенный период сотрудники ГАИ принимали активное участие в восстановлении автомобильного парка страны. В середине 1950-х годов выпуск отечественных автомобилей превысил довоенный уровень в 2,5 раза, что остро поставил вопрос предупреждения и профилактики дорожно-транспортного травматизма. В первой половине 1960-х вступили в силу единые в стране Правила движения по улицам и дорогам. В этот же период было начато применение индикаторных трубок для выявления водителей в состоянии алкогольного опьянения, начали сооружаться первые стационарные посты для осуществления надзора на загородных дорогах. Осваивается производство экзаменационных аппаратов для оценивания теоретических знаний кандидатов в водители. В 1970-х значительно улучшается техническая база ГАИ. Для надзора за дорожным движением начинают использовать радиолокационные измерители скорости транспортных средств, вертолеты и патрульно-санитарные автомобили. В конце 1990-х с переходом к рыночной экономике значительно увеличивается количество автотранспорта и интенсивность его использования, состояние безопасности дорожного движения заметно усложняется. Значительно растет количество происшествий и погибших, все чаще появляются сообщения о преступности на дорогах. Все эти обстоятельства продиктовали необходимость усилить контроль со стороны Госавтоинспекции, укрепить и расширить ее структуру. Сегодня ГАИ МВД Украины насчитывает почти 23 тыс. сотрудников, из которых 19,6 тыс.- аттестованные и 3,3 тыс.- вольнонаемные. В структуру Департамента ГАИ входят Управление мониторинга и информационного обеспечения, Управление дорожно-патрульной службы, организации поиска автомототранспортных средств и профилактической работы, Управление государственной автомобильно-технической инспекции, контроля над перевозкой опасных грузов и состоянием дорог, Службы безопасности               движения.                                                      В соответствии с Положением «О государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины» - Государственная автомобильная инспекция является составной частью системы МВД Украины. В её состав входят:

  - управление Госавтоинспекции МВД Украины;

- управление (отделы) Госавтоинспекции главных управлений МВД в Автономной Республике Крым,  г.Киев и Киевской области;

- управления МВД в областях, г.Севастополе;

- отделы Госавтоинспекции районных и городских органов внутренних дел.

Основными задачами Госавтоинспекции являются:

   - реализация, в границах своей компетенции, государственной политики относительно обеспечения безопасности дорожного движения;

  -   организация контроля за соблюдением законов, иных нормативных актов по вопросам безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды от вредного влияния автомототранспортных средств;

   - совершенствование регулирования дорожного движения с целью обеспечения его безопасности и повышения эффективности использования транспортных средств;

   -  выявления прекращения фактов нарушения безопасности дорожного движения, а также выявления причины и условий, которые оказывают содействия их совершения.

   Система обеспечения безопасности дорожного движения со стороны Госавтоинспекции предусматривает широкий комплекс мероприятий – от участия в разработке проектов законов и иных нормативных актов и документов, в том числе норм и стандартов, государственных и региональных программ обеспечения безопасности дорожного движения и его участников – к осуществлению практического обеспечения средствами организации дорожного движения, установление световых сигналов, дорожных знаков, нанесение линии дорожной разметки, осуществление регистрации транспортных средств и ведение их учета. Важной функцией Госавтоинспекции является контроль за соблюдением собственниками транспортных средств, а также гражданами, должностными и служебными лицами требовании Закона Украины «О дорожном движении», правил, норм и стандартам по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

      Для осуществления своих функций подразделения Госавтоинспекции обладают правами, предусмотренными законами Украины «О милиции»1, «О дорожном движении»2, «Об оперативно-розыскной деятельности»3, иными нормативно-правовыми актами, которые регулируют их деятельность. Так, сотрудники Госавтоинспекции при исполнении служебных обязанностей имеют право: проверять выполнение собственниками (владельцами) транспортных средств требований правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, а в случае их невыполнения привлекать виновных лиц к ответственности; осуществлять необходимые мероприятия по поиску преступников и похищенных транспортных средств; проводит дознание по фактам               дорожно-транспортных               происшествий.
     Госавтоинспекции предоставлено право: ограничивать, запрещать и вносить оперативные изменения в организацию движения на отдельных участках автомобильных дорог и улиц в случаях задержания преступников, проводить

Информация о работе Государственный надзор за безопасностью дорожного движения