Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:17, контрольная работа
Цели моей работы состоят в том, чтобы:
1) Проследить развитие парламентаризма РФ во времени;
2) Охарактеризовать ранний период истории парламентаризма.
Введение
§ 1. Первая Государственная Дума (27 апреля - 7 июля 1906 г.)
§ 2. Вторая Государственная Дума (20 февраля - 3 июня 1907 г.)
§ 3. Третья Государственная Дума (1907 - 1912 гг.)
§ 4. Четвертая Государственная Дума (1912 - 1917 гг.)
Заключение
Список использованной литературы
У царизма имелись серьезные основания опасаться II Думы. Прежде всего речь шла о принятии аграрного закона на базе Столыпинского указа от 9 ноября 1906 г. Создавалось впечатление, что Дума может его не утвердить. Дума не торопилась также с одобрением государственного бюджета, передав его на рассмотрение специальной комиссии, которая могла вынести и отрицательное решение. Самодержавие было заинтересовано в том, чтобы бюджет утвердила Дума, так как от этого зависело решение вопроса о получении займов от иностранных государств, а Россия имела большие государственные долги. Правительства иностранных государств придавали большое значение утверждения бюджета Думой. По этому акту они судили о платежеспособности России, поскольку в Думе были представители крупной буржуазии.
Продолжались
различные запросы депутатов
к правительству и отдельным
министрам по поводу злоупотреблений
и незаконных действий должностных
лиц. Дальше терпеть такую Думу царизм
не хотел.1 июня 1907 г. Председатель Совета
Министров Столыпин выступил на закрытом
заседании с сообщением об антиправительственном
заговоре, в котором якобы приняли
участие и члены
Дума отказалась решать этот вопрос немедленно и передала его на рассмотрение комиссии, обязав ее дать свое заключение 4 июня. Все же решать этот вопрос Думе не пришлось.3 июня 1907 г. последовал высочайший Манифест о ее роспуске, члены социал-демократической фракции были арестованы, преданы суду и осуждены на разные сроки каторги и ссылки. В действительности никакого заговора, конечно, не было.
Осужденные оказались жертвами провокации, организованной Министерством внутренних дел.
В Манифесте от 3 июня 1907 г. выдвигались различные обвинения против Думы и делался вывод, что неуспех Думы объясняется проникновением в ее ряды из-за несовершенства избирательного закона недостойных лиц.
Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для ее роспуска послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с "военной организацией ГСДГП", которая готовила вооруженное восстание в войсках.
В целом, II Государственная
Дума являлась продолжателем идей Первой
Государственной Думы. Выдвигая столь
категоричные нововведения, она естественно
не могла их воплотить в жизнь
в силу малых возможностей и зависимости
от императорского правительства. Однако,
ее существование не прошло бесследно,
парламентский либерализм все сильнее
и сильнее стучался в врата России.
§ 3. Третья Государственная Дума (1907 - 1912 гг.)
Вместе с Манифестом о роспуске II Государственной Думы было опубликовано новое положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., который подчеркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думы".
Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин - Польши, Кавказа, Средней Азии; европейская Россия избирала 403 члена Думы, азиатская - 15. Возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 31 до 50%), сократилось от крестьянской (с 42 до 22 %). Городская курия была разделена на две: в первую входили "цензовые элементы", т.е. владельцы недвижимости, избиравшие более половины всех городских выборщиков. Отдельное городское представительство сохранилось в семи из 27 городов. Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по одному депутату Государственной Думы от каждой курии (землевладельческой, городской, крестьянской). Кроме того, в шести наиболее промышленных губерниях хотя бы по одному депутату Думы следовало избирать от рабочих.
Изменив избирательный закон правительство стремилось найти опору Конституционного строя в земской общественной среде. Столыпин рассчитывал, что земство поддержат правительство в проведении либеральных реформ и борьбе с революцией. В земском движении после революционных событий 1905 г. наметился сдвиг вправо и разрыв с радикальными элементами общества. В политическом плане опорой правительства в третьей Думе стала фракция октябристов.
В результате принятия нового закона в III Государственную Думу было избрано 45% от дворян, 10% от духовенства, 12% от купцов и почетных граждан, 22% от крестьян и лишь 11% от рабочих.
Выборы в III Государственную Думу (осень 1907 г.) существенно изменили соотношение политических сил. На первое место вышли октябристы - 154 депутата, кадеты получили 54 депутатских мандата, монархисты - 50, трудовики - 13, социал-демократы - 20.
Наиболее существенным
оставался аграрный вопрос. В аграрной
комиссии III Думы, а затем в общем
собрании долго обсуждался Указ от
9 ноября 1906 г. предоставлявший крестьянам
право по их желанию закрепить
свои участки общинной полевой земли
в личную собственность. Дополнительный
указ вызвал критику слева и справа,
с трудом был одобрен Государственной
Думой и Государственным
В июне 1912 г. изданы законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев - пенсии полностью оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались "больничные кассы", взносы в которые делали рабочие и предприниматели.
По инициативе правительства Дума принимала законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако, эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного Совета, отклонившего проект весной 1911 г. По настоянию Столыпина проект был проведен. Государственный Совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств. В июне 1912 г. Государственная Дума и Государственный Совет одобрили законопроект "О преобразовании суда в сельских местностях". Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.
Блокируясь с
правыми депутатами Думы, правительство
в июне 1910 г. провело Закон "О
порядке издания, касающихся Финляндии
законов и постановлений
После гибели Столыпина в 1911 г. начались разногласия между депутатами Государственной Думы. Ряд законопроектов был приостановлен. Многие высказывались за то, чтобы распустить Думу. Начался парламентский кризис, который продолжался целый год. Осенью 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государственной Думы.
В целом, III Государственную
Думу можно смело назвать "Столыпинской".
Полностью зависимая от правительства,
она конечно же не могла всецело отражать
интересы народов России. Являясь "марионеткой"
Столыпина она лишь создавала видимость
демократического парламентаризма, действуя
лишь в интересах императора, что естественно
было выгодно царизму. Однако, продолжительность
ее полномочий говорит, что Россия не могла
обойтись без парламента.
§ 4. Четвертая Государственная Дума (1912 - 1917 гг.)
Осенью 1912 г. проходящие выборы в Государственную Думу четвертого созыва. Она оказалась еще более правой, чем предыдущая. Правые и националисты получили 186 мест, октябристы - 100, кадеты и прарессисты - 107. Кадеты попытались организовать оппозиционное демократическое движение и направить его деятельность в конституционное русло. Основные требования: изменение избирательного закона, реформа Госсовета, создание "ответственного министерства". Председателем Думы был избран М.В. Родзянко.
Первая мировая
война вызвала новый кризис парламентаризма
в России.24 июля 1914 г. Совет министров
был наделен чрезвычайными
Однако уже
в июле-августе 1915 г. Дума вновь подвергла
правительство критике. Поражения
на фронте, влияние Распутина и
императрицы Александры Федоровны
на решение государственных дел
сплотили оппозицию. В августе-сентябре
1915 г. большинство депутатов
Однако, Николай II не уступил Думе. Успехи на фронте летом 1916 г. послужили поводом для возврата к старым способам управления: были прерваны заседания Думы, запрещены земские съезды, принят закон об усилении полицейского надзора.
В то же время в правительственных кругах усилилось противоборство различных группировок, что определило противоречивость и непоследовательность проводимой политики. С осени 1915 г. сменилось 4 председателя Совета Министров, 6 министров внутренних дел, 4 военных министра.
4 ноября 1916 г.
лидер кадетской партии П.Н.
Милюков на заседании Думы
обвинил правительство в
В целом IV Государственная Дума представляла собой орган, умеющий исходя из ситуации в стране, лоббировать свои интересы для решения государственных и общественных дел. Ограниченная в своих полномочиях Дума естественно пыталась расширить их, стать главным органом, учитывая опыт прежних Дум, она выбрала наиболее оптимальный вариант - действовать исходя из ситуации в стране и авторитета других органов (в частности, правительства). Поэтому в начале войны, когда исполнительная власть имела большие возможности, Дума не стала ей перечить и пошла на сближение.
В условиях же неудач на фронте, тяжелого положения в стране и потери авторитета ведущих органов, Дума стала очень быстро набирать силу, что конечно же вело к ее разногласиям с царизмом. Но все же полной власти, чтобы управлять государством, они не достигли.25 февраля 1917 г. Дума была распущена.
Значение первых
Государственных Дум России для
современного парламентаризма очень
велико. Благодаря своему возникновению
они заложили первые основы будущего
демократического парламента. Выборность
законодательного органа, наличие избирательного
закона, представительность народных
масс, законодательная инициатива, разделение
депутатов по фракциям - все это и многое
другое дала современному парламенту
России Государственная Дума Российской
империи.
Информация о работе Государственный аппарат и парламентская система России (1905-1917 гг.)