Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:30, контрольная работа
Исполнительная власть современного государства представляет собой особую систему органов в структуре государственного механизма. Она носит всеохватывающий, всепроникающий характер, находящий отражение в предназначении исполнительной власти; объёме работ, производимых ею; особых принципах функционирования; широком спектре располагаемых ею ресурсов; и полным охватом ею всех основных сфер жизнедеятельности общества. Именно исполнительная власть является той самой составляющей государственного механизма, которая приводит его в действие. Без неё государственная власть не могла бы осуществлять свою деятельность.
Государственное управление — это деятельность государства, направленная на организацию общественных отношений с целью обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.
Тема 1. Государственное управление и исполнительная власть в современной России 3
Задача 1 11
Задача 2 13
Список использованных источников 15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Институт новых информационных технологий
Факультет экономики и технологий
Кафедра «Гражданско-правовые дисциплины»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административное право»
Студент группы 1ЮРб3д2 Д. С. Веремьев
Преподаватель С. Г. Латушкина
2013
Содержание
Тема 1. Государственное управление и исполнительная власть в современной России 3
Задача 1 11
Задача 2 13
Список использованных источников 15
Исполнительная власть современного
государства представляет собой
особую систему органов в структуре
государственного механизма. Она носит
всеохватывающий, всепроникающий характер,
находящий отражение в
Государственное управление — это деятельность государства, направленная на организацию общественных отношений с целью обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.
Система государственного управления
включает формы и методы воздействия
на экономическую, социальную и духовную
жизнедеятельность людей, связанных
между собой общностью
Вместе с тем, исполнительная власть
современного государства представляет
собой ещё и многоуровневую сложнейшую
систему органов. Каждый её уровень
выполняет свой круг задач, определяемый
масштабом его деятельности. Всё
это позволяет говорить о том,
что деятельность всей системы исполнительной
власти распространяется как горизонтально,
осуществляя и приводя в
Особенности государственного
управления в современной России
обусловлены переходом от одной
социально-экономической
Облик политической системы общества
напрямую зависит от характера исполнительной
власти, преобладающих в её деятельности
тех или иных тенденций. Если исполнительная
власть недемократична, то политическая
система в целом будет иметь
тоталитарный или авторитарный облик.
Если же она демократическая, то и
политическая система, соответственно,
будет иметь аналогичный
Юридически новое российское государство возникло в декабре 1991 г. С этого момента начался переход от авторитарного стиля управления, основанного преимущественно на принуждении, к демократическому стилю, который исходит из того, что человек по своей природе стремится к деятельности, способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности.
Демократический стиль управления предполагает делегирование полномочий, предоставление большой самостоятельности в пределах своих функций, участие в принятии решений.
Переход России к демократическому стилю государственного управления вызвал необходимость пересмотра федеративных отношений. Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме в декабре 1993 г., закрепила федеративное устройство страны. В состав Федерации вошло 89 субъектов, с большинством которых центр заключил договоры о разграничении полномочий и предметов ведения. Для координации действий были созданы объединенные органы государственного управления.
Наличие разнообразных форм собственности в современной России обусловило развитие различных видов управления: федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное).
Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра земли, естественные монополии, контрольные пакеты акционированных предприятий.
Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
По воздействию на управляемый объект можно выделить отраслевое (функциональное) и территориальное управление.
Отраслевое управление основано на построении вертикали центр — предприятие. Оно реализуется через министерства, которые осуществляют единую техническую политику и обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые отношения. С развитием самостоятельности предприятий роль отраслевого управления постепенно снижается.
Территориальное управление включает в себя органы государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации и местное самоуправление. Функциями территориального управления являются рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное развитие региона, выравнивание уровней экономического и социального развития и др.
К другим видам государственного управления в России относятся административное и экономическое управление.
Административное управление связано с непосредственным воздействием на интересы управляемых. В основе административных методов лежат авторитет власти, право руководителя отдавать распоряжения, требовать обязательного и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Администрирование является необходимым компонентом любого управления, его методы имеют свое функциональное назначение и не противоречат экономическим и другим методам управления, лишь дополняя их.
Экономическое управление воздействует
на интересы объектов управления косвенно,
т.е. через хозяйственное
Кроме названных видов государственного управления в современной России существуют и другие виды, например, стратегическое и тактическое управление.
Стратегическое управление определяет цели и задачи развития страны в целом или отдельных территорий, объектов, отраслей и т.д. в соответствии с политическим курсом государства. Тактическое управление — это конкретные действия по реализации стратегического курса.
Подчинение общества исполнительной
власти (государству) таит в себе особую
опасность в условиях переходного периода,
когда многие новые политические традиции
и формы взаимоотношений между органами
государственной власти, государством
и обществом ещё не только не устоялись,
но и не утвердились в полной мере. Следствием
этого, нередко, становится преобладание недемократических
Российское общество как раз и находится на стадии перехода от посттоталитаризма к демократии. Именно поэтому незрелость новых демократических традиций и неустойчивость форм взаимодействия между государством и обществом характерна и для России. В полной мере это отражается и на российском обществе и на исполнительной власти.
С начала 90-х гг. в России обозначились
новые моменты политической жизни
- всеобщие выборы основных институтов
государственной власти, разделение
государственной власти на три ветви,
новые федеративные отношения между
уровнями власти, зарождается местное
самоуправление, утверждаются механизмы
законности, подконтрольности и ответственности
власти перед обществом. Однако наряду
с этим в деятельности федеральной
исполнительной власти явно присутствуют недемократические
Эти тенденции были определяющими в развитии высшего уровня исполнительной власти на протяжении 90-х гг. К середине 90-х гг. федеральная исполнительная власть не только закрепила, но и расширила контроль за избирательным процессом в стране. Она получила возможность формирования выгодных для действующего президента России условий проведения выборов, что заметно сужало возможности оппозиционных сил. Конституция России закрепила монопольное положение главы государства в политической системе. В дальнейшем это только усилило зависимость федеральной исполнительной власти от этого высшего политического института государства. Для политической обстановки в России после 1993 года характерно доминирование исполнительной власти над другими ветвями. Следствием чего стало частое нарушение законов государства, формальная подконтрольность и практически тотальная безответственность органов исполнительной власти перед обществом и перед другими ветвями власти. Во взаимоотношениях уровней исполнительной власти России в 90-е гг. наметился обратный процесс. Федеральная исполнительная власть постепенно утрачивала влияние на региональный политический процесс в некоторых субъектах федерации. Центробежные тенденции оформили финансовую, административную и функциональную самостоятельность многих национальных республик, чему способствовала фактическая слабость и невнятность политики федеральной власти. Ослабление влияния федеральной исполнительной власти привело к тому, что региональная исполнительная власть практически во всех регионах страны почти абсолютно подчинила себе местные органы.
Специфика условий переходного
периода в России обусловила необходимость
решения задач, несвойственных ранее
для государственного управления. Среди
них можно назвать
Смена высшей политической власти России, произошедшая на рубеже веков, ознаменовала определённые изменения в политическом процессе. Однако и в этих условиях недемократические тенденции в деятельности исполнительной власти сохранили своё значение. По-прежнему велико влияние этой ветви на президентские выборы и их результаты. Личность главы государства, продолжает играть чрезмерно большую роль в политическом развитии всей страны, сохраняется его влияние на исполнительную власть, которая продолжает доминировать над другими ветвями. Зависимость законодательной и судебной властей от исполнительной способствует сохранению практически повсеместного нарушения законов государства этой ветвью, сохранению формальности контроля за ней и её фактической безответственности перед обществом. В определённой степени произошло усиление недемократических тенденций в информационной сфере жизнедеятельности российского общества.
Вместе с тем в
Информация о работе Государственное управление и исполнительная власть в современной России