Государственная защита прав ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет, вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 19-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Содержание

Введение
Охрана и способы защиты прав ребенка
Права ребенка, принятые Конвенцией
Право детей на образование
Защита прав несовершеннолетних детей
Как осуществляется защита прав ребенка?
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Право.docx

— 43.67 Кб (Скачать)

  Основные  положения декларации «Мир» можно условно разделить на три группы:

  создание  наиболее благоприятных  условий на начальном  этапе жизни для  всех детей (сюда входят проблемы детской  смертности, питания, медицинской помощи, развитие системы  социальных услуг  и т.п.);

  обеспечение качественного базового образования для  всех детей;

  предоставление  всем детям, особенно подросткам, возможностей для деятельного  участия в жизни  их общин (возможности  активного участия  в жизни общества детей-инвалидов).

  Одной из глобальных проблем в области  защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми. Под жестоким обращением понимаются "все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка". Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах.

  Еще один очень важный инструмент системы  защиты прав детей - ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. Согласно этой системе государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. Этот подход основан на двух идеях:

  1)Что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность;

  2)Что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения.

  Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально  живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием.

  . Основные положения рекомендаций  Комитета ООН заключаются в  следующем:

  1. Создание на всех уровнях - федеральном, региональном, местном - действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.
  2. Привлечение гражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка.
  3. Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная работа по реабилитации "семей риска".
  4. Принятие законов о специализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды.

  Право детей на образование

  Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения  доступа к образованию.

  Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга  нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.

  Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования  детей. Решая, какое образование  лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент  интеллектуальности. Конечно, другие факторы  тоже важны: качество преподавания в  школе, заинтересованность родителей  в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

  Защита  прав несовершеннолетних детей

  • Ст. 56 Семейного Кодекса  РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
  • Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.
  • При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.
  • Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
  • Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.
  • Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.
  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

  Как осуществляется защита прав ребенка?

  Анализ  действующего сегодня семейного  законодательства России позволяет  заключить, что оно было приведено  в максимально возможное соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов  и приоритетов российского семейного  законодательства - законодательное  обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ отводит правам несовершеннолетних целую главу (Глава 11 СК РФ). Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

  Семейный  кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

  В соответствии со ст.56 СК РФ ребенок  имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Защита прав и интересов ребенка  осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Родители названы  законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Права  и обязанности родителей закреплены в главе 12 Семейного кодекса, ст. ст.32, 48 ГПК РФ.

  Родители  осуществляют родительские права, в  том числе и защиту прав и интересов  ребенка, до достижения им возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая  защита опять-таки возлагается на органы опеки и попечительства (ст.121 СК РФ).

  Семейное  законодательство предоставляет и  ребенку право самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы (ст.56 СК РФ). При  нарушении прав и интересов ребенка  родителями он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Право  ребенка на самозащиту означает существование  обязанности органов, у правомочных  на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры.

  Ст.156 Уголовного Кодекса  РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК).

  Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

  предъявление  иска о лишении  родительских прав (ст.70 СК), ограничении  в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления  ребенка (ст.142 СК);

  предъявление  в суд, орган опеки  и попечительства заявления с требованием  о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона "О прокуратуре РФ");

  непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о  защите прав ребенка (ст.35 Закона "О прокуратуре РФ"; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);

  внесение  предостережения  о недопустимости нарушения прав ребенка  в дальнейшем и  представления об устранении нарушений  закона (ст.24, ст.25 Закона "О прокуратуре РФ");

  опротестование  актов других административных органов, имеющих  прямое отношение  к защите прав детей (при  наличии оснований, предусмотренных  законом) (ст.23 Закона "О прокуратуре РФ").

  Защита  прав ребенка в семье входит также  в компетенцию Комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав. В обязанности этих комиссий входит:

  предъявление  в суд иска о  лишении и ограничении  родительских прав;

  осуществление мер по защите и  восстановлению прав и законных интересов  ребенка, выявлению  и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

  организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

  подготовка  материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой  прав ребенка в  семье.

  Помимо  защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью  международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение.

  Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком.

  Подводя итог, отметим, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми  документами, Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН.

   

Список  использованной литературы  

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). - М.: Издательство "ОМЕГА-Л", 2005. - 40 с.

  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.94 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10 94) // Российская юстиция. - 2006. - №12 (с изм. и доп.)

  3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.95 №223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.95. - М.: Издательство "ЭКЗАМЕН", 2005. - 64 с.

  4.  Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

  5. Альтшуллер Б.Л. О соблюдении прав детей в Российской Федерации / Б.Л. Альтшуллер // Права женщин в России. - 2002 - №2.

  6. Защита прав ребенка в современной России. - М.: Издательство: Институт государства и права РАН. - 2004. - 196 - с.

    7. http://ru.wikipedia.org

    8. http://www.bestreferat.ru/

    9. http://5ballov.qip.ru/referats/

Информация о работе Государственная защита прав ребенка