Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:40, реферат

Описание работы

Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни.

Работа содержит 1 файл

Государственная власть как особая разновидность социальной власти.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть  имеет следующую  структуру:

  1. субъект власти (в частности, государство, население);
  2. объект (на кого именно направлена власть);
  3. отношения, возникающие по поводу власти;
  4. регламентирующие правила, нормы.

Власть  может иметь различные  мотивы:

  1. привычка подчиняться;
  2. страх;
  3. убежденность в необходимости повиновения;
  4. авторитет властвующего;
  5. доверие;
  6. правовые нормы;
  7. воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

  1. власть вождя (рода, племени);
  2. государственная (политическая) власть;
  3. экономическая власть;
  4. церковная власть;
  5. социальная власть;
  6. родительская власть и др.

Социальная  власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной  власти:

  1. публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;
  2. универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;
  3. верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;
  4. законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;
  5. легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;
  6. легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;
  7. легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);
  8. использование системы выплаты налогов;
  9. использование государственного принуждения;
  10. деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти:

  1. метод принуждения (насилия);
  2. метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится:

  1. на законодательную;
  2. исполнительную;
  3. судебную.
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.

Многие исследователи  подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Рассматривая  государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:

    1) наличие особой  публичной (политической) власти, располагающей  специальным аппаратом  управления и принуждения;

    2) государственный  суверенитет;

    3) общеобязательный  характер актов,  издаваемых государством;

    4) взимание налогов.

Особая  публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства.

Выступая  в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает  политический характер. Особенность  этой власти в том, что она не совпадает  с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.

Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный  аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Суверенитет означает верховенство государственной  власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность  в определении  содержания своей  деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Однако суверенитет современных государств самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров.

Общеобязательный  характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.

С учетом перечисленных  признаков государство - это исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Особая модель государства  раскрывается понятием "правовое государство". Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями.

Следует отметить, что  сама идея правового государства  имеет давнюю историю. Уже древние  мыслители пытались найти разумную, справедливую организацию общества и государственной власти. Идею единства власти и права развивал греческий  мыслитель и государственный деятель Солон (УI в. до н.э.). Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке, поскольку беззаконие представляет собой наибольшее зло для общества. Значение разумных и справедливых законов подчеркивал величайший философ античности Платон (427 - 347 гг. до н.э.). А основоположник античной политической науки Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) обосновал идею господства права и правовой законности, идею права как критерия справедливости.

Наибольшие заслуги  в разработке теории правового государства принадлежат немецкому философу И. Канту (1724 - 1804 гг.). Опираясь на теорию естественных, неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для государства опираться на право и ориентироваться на него во всех своих действиях. При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как обеспеченные государством естественные права и свободы человека.

Правовое государство  в трактовке Канта есть идеальная  теоретическая модель, которой следует  руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, - это сфера долженствования (как должно быть).

Другой немецкий мыслитель - Г. Гегель (1770 - 1831 гг.) рассматривал правовое государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал право и закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе разумно, поэтому государство, принимая законы, должно ориентироваться на право как идею свободы и справедливости, как "царство реализованной свободы".

Сам же термин "правовое государство" ввел в оборот представитель  немецкого либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль.

Если  обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового государства, то они сводятся к следующим:

    1) господство права в общественной и политической жизни;

    2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;

    3) взаимная ответственность государства и личности;

    4) принцип разделения властей.

Господство  права предполагает, во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение государства законом, установление правом рамок для деятельности государства и его органов.

Незыблемость  естественных прав и  свобод личности означает признание и реальное обеспечение равенства всех людей как субъектов правового общения перед законом. Все должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей.

Кроме того, государство  должно не только признавать, но и гарантировать  естественные права человека. К числу  этих прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода передвижения, свобода совести и др.

Взаимная  ответственность  государства и  личности означает, что государство и личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст. 46 Конституции РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, и опирающихся на систему сдержек и противовесов. Действие этого принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не смогла узурпировать власть в государстве. Для этого существует система сдержек и противовесов. Однако разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе общих принципов.

Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти