Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Государственная власть является важным звеном в системе государства.

Содержание

Введение
1. Понятие и признаки государственной власти, как особой разновидности социальной власти
2. Сущность государства
3. Особенности государственной власти
4. Виды государственной власти и их взаимосвязь.
5. Формы и способы осуществления государственной власти
6. Легализация и легитимация государственной власти
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ПГТА)

КАФЕДРА: «История и право» 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: «Правоведение»

На тему: «Государственная власть как особая разновидность

 социальной власти» 
 
 
 

                Выполнила: студентка группы 08И1з

                                     Болотина Я. В.

                                     (89374032408 сот.) 

                Проверил: к. ист, доцент

                                   Сучилкина Е. В. 
                 
                 
                 

Пенза, 2011

       Содержание.

      Введение

      1. Понятие и признаки государственной власти, как особой разновидности социальной власти

      2. Сущность  государства

      3. Особенности государственной власти

      4. Виды государственной власти и их взаимосвязь.

      5. Формы и способы осуществления  государственной власти

      6. Легализация и легитимация государственной  власти

      Заключение

      Список  используемой литературы

 

Введение.

       Власть  – это право и возможность  распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле.[1] Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств авторитета, воли, права, насилия.

       Власть  присуща любой организованной, устойчивой и целенаправленной общности людей. Любая общественная  власть немыслима  без  принуждения.

       Главное  отличие политической власти от  власти вообще являются  ее  нерасторжимая  связь с той или иной формой и степенью развития  государственности.

       Политическая  власть получает материальное воплощение в государственно-правовых институтах, и становится властью государственной. Вот почему эти два понятия, по существу, являются  идентичными.

       Государственная власть возникает одновременно с  государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Государственная власть является важным звеном в системе государства.

       Государственную  власть  отличает  от социальной  власти то, что первая  выражает  потребности,  интересы, волю не  просто различных  групп  общества,  а  таких  социальных групп,  доминирующее  положение среди  которых на  протяжении многих  веков занимали и  продолжают  занимать  классы.  

       Государственная  власть представляет собой особую разновидность общественной  власти,  которая или осуществляется непосредственно самим государством или санкционирована  им   и  проводится  при  его  поддержки. 

1. Понятие и признаки  государственной власти, как особой разновидности социальной власти

       Власть - это, прежде всего, способность навязывать свою волю.

       Социальная  власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой  общности людей и опираются на принуждение.

       Власть  в обществе бывает различной. По этому  основанию можно выделить такие  разновидности власти, как экономическая  власть, идейная власть, семейная власть, политическая власть.

       Характерные признаки государственной власти:

       1. публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

       2. универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

       3. верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

       4. законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

       5. легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

       6. легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

       7. легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

       8. использование системы выплаты налогов;

       9. использование государственного принуждения;

       10. деление всего населения только по территориальному признаку.

2. Сущность  государства

       Сущность  любого  явления – это то главное, устойчивое и закономерное, что  определяет его  отличие от других явлений бытия.

       Раскрытие сущности государства предполагает анализ государства как политической организации зрелого, сформировавшегося классового общества.

       Сущность  государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя общественные отношения за пределами политического государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные,  семейные  и  другие союзы и организации.

       Не  менее  важная  характеристика  государства  состоит в том,  что  оно  представляет  собой  структурную  организацию. Это  находит  свое  выражение в  наличии у  него специального аппарата в  лице  людей,  обладающих  публично-властными полномочиями  и профессионально занимающихся  выполнением функций управления  и  руководства,  охраной экономического, социального и политического строя  общества, в  том  числе путем принуждения.  Именно эта  характеристика государства как организации  публичной власти делает  государство особой политической организацией.

       Еще  одной  принципиальной характеристикой  государства выступает  его  существование в качестве территориальной организации. Имеется  в виду разделение населения  по территориальному  признаку  и  территориальная  целостность государства.  Эта  черта заключается в строгом  ограничении государством своей территории,  на  которую распространяется власть, и юрисдикция государства.

       В литературе выделяют следующие подходы  к определению сущности государства:

       1. Классовый  подход, согласно  которого  государство определяется как   организация политической  власти  экономически господствующего класса. (К. Маркс, Ф.Энгельс и др.).  Данный подход  основан на  насилии и подавлении  негосподствующих классов. Несмотря на то, что в таком обществе, государство удовлетворяет некоторые  общие интересы (строительство дорог, больниц, школ и т.п.) вместе  с  тем,  доминируют  интересы  одного класса.

       2. Общесоциальный  подход,  представляет  собой  определение государства как организации политической власти,  выражающая интересы различных  классов и социальных групп.  При  данном подходе  государство  выступает  в  роли  арбитра,  регулирующее мирное, компромиссное  существование граждан  и удовлетворение интересов  социальных  групп.

       3. Религиозный  подход к  сущности  государства это организация  политической власти созданной для обеспечения  интересов определенной религии. (Это в  основном исламские государства).

       4. Национальный  подход,  определяет  государство как организация  политической власти содействующую  преимущественно интересам определенной  нации за  счет интересов других  наций, проживающих  на  данной  территории. (современная Латвия, Литва, Эстония и т.п.).

       5. Расовый  подход, определяет сущность  государства как организацию политической власти, выражающую  интересы определенной расы. (современная ЮАР, фашистская Германия и др.).      

       Таким образом,  государство представляет собой  особую суверенную, территориально обособленную  организацию политической  власти, выражающую как сугубо  классовые интересы, а  так и  служащая удовлетворению  потребностей других  социальных  слоев общества.   
 

 

3. Особенности государственной власти

       Государственная власть является отчасти социальной властью. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в её политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная всегда является политической и содержит элементы классовости.

       Особенностью  государственной власти является и то, что её субъект и объект обычно не совпадают.

       1.           Субъект (государство в лице  его органов);

       2.           Объект (подвластные, население государства);

       Ещё одна важнейшая особенность государственной  власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что её практически претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не предает органам государства сваю власть, а наделяет их властными полномочиями. 
 
 
 
 

4. Виды государственной  власти и их  взаимосвязь.

       Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных  черт (которые и предопределяют ее признаки):

       1. Монополия на издание общеобязательных велений;

       2. Монополия на применения государственного  принуждения

       Власть  – одна их форм управления социальными  процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).

       Особенно  актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают важнейшей среди всех властей экономическую власть.

       Политическая  власть, испытывая сильное воздействие  власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и иной политики.[2]

Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти