Государственная власть и местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 07:46, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучить регулирование вопросов разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Задачи:
- дать общую характеристику органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- выявить проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления и разграничения их полномочий;
- рассмотреть условия и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Работа содержит 1 файл

гос власть и мест самоупр.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

      Ясное разграничение расходных полномочий между уровнями власти на годы вперед. Закрепление за местными бюджетами отдельных налогов, достаточных для формирования их доходов в размере не менее 70% от объёма минимальных расходных полномочий. Полное финансирование из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации расходных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Федерации на местный уровень. Увеличение  доли доходов (и прежде всего собственных) местных бюджетов в консолидированном бюджете страны не менее, чем до 25%. Таковы самые первые и самые важные шаги, которые необходимо предпринять на этом пути. Такая реформа вне всяких сомнений привела бы в течение ряда лет к реальному улучшению условий жизни наших людей, повышению качества общественных услуг, укреплению традиций политической демократии и институтов гражданского общества, росту эффективности бюджетных расходов.

 

      

Заключение.

    Современная российская модель местного самоуправления, правовые основы которой закрепила  Конституция и принятые за последние  годы федеральные законы, не имеет  глубоких корней в отечественной истории. Хотя мы имеем многовековой богатый опыт самоорганизации населения на местах, и России всегда была свойственна децентрализация власти с самыми широкими правами местных руководителей, при этом власть местная практически никогда не оставалась обособленной от центральной власти, не имела своей исключительной компетенции, в вопросы которой была бы не вправе вмешиваться общегосударственная воля.

    Сегодня мы говорим о праве населения  самостоятельно и под свою ответственность  заниматься местными делами, определять структуру органов местного самоуправления - организационно и по компетенции обособленных от органов государственной власти. Несмотря на то, что западные концепции, порой, искусственно смотрятся на российской почве, самого глубокого уважения заслуживают попытки взять все лучшее из зарубежного опыта, адаптировать его к нашей действительности. Важным шагом здесь стала ратификация Европейской хартии местного самоуправления.

    Одна  из серьезнейших проблем, стоящих сегодня  перед российскими законодателями, - разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    На  наш взгляд, в этом разграничении  следует выделить два уровня.

    Первый  уровень является базовым. Здесь  разграничение компетенции государственной  и муниципальной власти осуществляется государством законодательным путем. Местное самоуправление относится к институтам публичной власти. Вместе с тем, это власть подзаконная. Муниципальная власть не обладает суверенитетом, она самостоятельна в рамках закона и в пределах заданной законом компетенции. Вопросы местного значения, составляющие основу предметов ведения местного самоуправления, определяются федеральными законами и законами субъектов Федерации.

    Второй  уровень разграничения компетенции  государственной и муниципальной власти факультативен. Статья 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" говорит о праве муниципальных образований принимать к своему ведению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Но это отнюдь не безбрежно расширяет компетенцию местного самоуправления. Государство, законодательно задавая круг вопросов местного значения, одновременно определяет финансово-экономическую базу местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе вводить на своих территориях только те налоги и сборы, и в тех размерах, которые установлены законом. Не говоря уже о том, что сегодня большинство муниципальных образований живет на дотации государства. Поэтому крайне редко в уставах муниципальных образований можно увидеть иные вопросы, не определенные законом, а самостоятельно отнесенные к местному ведению.

    Другой  факультативный элемент системы  разграничения компетенции государственной и муниципальной власти - взаимный обмен полномочиями. Федеральными законами или законами субъектов Федерации органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия. На наш взгляд, органы местного самоуправления должны принимать эти полномочия к исполнению не в добровольном, а в обязательном порядке при условии передачи им необходимых материально-финансовых средств. На наш взгляд, возможна и передача отдельных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения органам государственной власти при соблюдении ряда условий. Важнейшие из них: добровольность, передача таких полномочий только в интересах местного населения, только в установленном законом порядке, при соблюдении ряда условий. На уровне федерального законодательства такой правовой механизм пока отсутствует, хотя в субъектах Федерации сделаны попытки его введения.

    Другая  проблема, пока не решенная на уровне федерального законодательства: введение понятия "совместное ведение органов государственной власти и органов местного самоуправления". Такое совместное ведение есть в реальной жизни, поэтому нам не уйти от него в законодательстве. Разделение дел на государственные и местные часто оказывается умозрительным. С этой проблемой неразрывно связана еще одна - соотношение подзаконных актов государства и актов муниципальных органов.

    Сущностный  императив разделения компетенции  государственной и муниципальной  власти заключается в обеспечении  в реальных социально-экономических условиях баланса интересов государства в целом и местных сообществ. 

 

Список  использованной литературы.

1.  Конституция  Российской Федерации (принята  на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

2.  Постатейный  комментарий к Конституции Российской  Федерации (под ред. Окунькова Л.А.)

3.  Федеральный  закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации" (с изм. и доп.  от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г.)

4. Указ Президента РФ от 22 сентября 1998г. “ О структуре Федеральных органов исполнительной власти” // Собр. закон. РФ. № 39. 1998. Ст.4886.

5.  Закон  РФ от 5 марта 1992г. “ О краевом,  областном Совете народных депутатов  и краевой, областной администрации”  // Вед. РФ, 1992. № 13 Ст. 663 . № 17. Ст. 601; № 34. Ст. 1398

6. Алехин  А.П., Козлов Ю.М. Административное  право РФ : Учебник. М.: ТЕИС, 1995.

7. Бахрах  Д.Н. Административное право: Учебник.  Часть общая. М.: 1993.

8. Лаптева  Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 1993 г.

9. Авакьян  С.А. Местное самоуправление в  Российской Федерации: концепции  и решения нового закона // Вестник  МГУ. Серия 11. Право. - М., 1996. - №2. - с. 3-33

10.  Актуальные  проблемы формирования местного  самоуправления в Российской  Федерации ("Круглый стол" в Институте государства и права РАЕ) / Антонова В.П., Мирошниченко Е.В., Ревенко Л.А. // Государство и право. - М., 1997. - №5. - С. 24- 45.

11. Якубовский  Д. Теоретическая основа, правовая  природа и содержание понятия  "местное самоуправление" // Право и жизнь. - М., 1992. - № 6. - С. 81-97.

Информация о работе Государственная власть и местное самоуправление